Тарихи Кадырга

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тарихи Кадырга
Название Тарихи Кадырга
Оригинальное название Tarihi Kadırga
Класс и тип судна Галера
Район плавания Прибрежные воды
Изготовитель Имперские верфи
Спущен на воду XV-XVI век
Выведен из состава флота 1839
Статус корабль-музей
Основные характеристики
Длина 39.64 м
Ширина 5.72 м
Движитель вёсла, парусные мачты (удалены)
Экипаж 144 гребца
Материал корпуса дерево

Тарихи Кадырга (Tarihi Kadırga) (тур. «историческая галера») — османская галера, построенная в конце XVI — начале XVII века для использования османскими султанами в прибрежных водах.[1][2] Это единственная сохранившаяся оригинальная галера в мире,[1][3] и имеет самый старый в мире постоянно поддерживаемый деревянный корпус.[2]

Дизайн

Тарихи Кадырга 39,64 метра (130 фута) в длину и 5,72 метра (19 фута) в ширину, она оснащена 24 веслами для 144 гребцов в команде.[1] У неё было две мачты, но они были удалены.[1]

Резные украшения на носу покрыты сусальным золотом, на корме установлена надстройка-киоск для султана и его окружения.

История

Точная дата постройки Тарихи Кадырга неизвестна. Однако предполагается, что она была построена в Стамбуле во времена правления либо султана Мурата III (1574—1595), либо султана Мехмета IV (1648—1687),[1][4], что подтверждается радиоуглеродным датированием и дендрохронологическими исследованиями .[4] Корабль долго служил султанам, оставаясь в эксплуатации до правления султана Махмута II (1808—1839).[1][4][5]

Первое упоминание о галере датируется 1861 годом, когда стамбульская газета Şehbal заявила, что она была описана французским военно-морским архитектором.[4][5] В 1885 году корабль подвергся капитальному ремонту по приказу султана Абдулхамида II,[6] в ходе которого были заменены обветшалые доски ниже ватерлинии, а сам корабль был переоснащён.[4][5] Галера хранилась во дворце Топкапы до 1913 года, после чего её перевели в Военно-морской арсенал в Касымпаше .[5][7]

К 1923 году она находилась в аварийном состоянии, а фотографии, опубликованные в The Mariner’s Mirror, свидетельствовали о повреждении её шпунтов и обшивки.[5] Однако к 1939 году другая фотография, опубликованная в журнале National Geographic Magazine, показала, что её состояние улучшилось.[5] Киоск был восстановлен в 1944 году, а корпус в 1950 году. Во время этой реставрации некоторые украшения на её корпусе были перекрашены членами художественного факультета Стамбульского университета.[5] Она оставалась в Касымпаше до 1956 года, когда её снова перевели, теперь уже в Бешикташ, где она оставалась до своего последнего переезда в 1970 году. На этот раз её перевезли на барже в Стамбульский военно-морской музей.[5][7] В 1982 и 1983 годах была проведена очередная реставрация, включавшая замену декоративных элементов и перекраску всего корабля.[5]

Галерея

См. также

Примечания

Ссылки