Список произведений Андрея Рублёва

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Список произведений Андрея Рублёва включает все работы, связанные в современном искусствоведении (2000—2010-е годы) с его именем.

В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым). Также в таблицу включены произведения, которые на протяжении XX века приписывались ему учёными с той или иной степенью достоверности[L 1]. Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом.

Те же произведения, которые приписывались Андрею Рублёву сомнительно, против которых выступает большинство экспертов, а также те, чья атрибуция снята из-за новой информации, выделены серым цветом.

Письменные свидетельства

Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. Поскольку проблема не может считаться решенной до настоящего времени, мы предлагаем положить в основу выделения достоверных произведений художника строгий признак — наличие прямых исторических свидетельств. При таком подходе круг достоверных произведений Рублёва сузится до трех [сохранившихся]: стенные росписи Успенского собора во Владимире, икона „Троица“ и фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря. Коллективный характер стенописных работ, а также их плохая сохранность делают задачу выделения индивидуального стиля мастера трудноразрешимой. По существу только „Троица“ может служить основанием для суждения о стиле живописи Андрея Рублёва»[1]. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам — членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)[2].

Прочие произведения атрибутируются (либо атрибутировались) Андрею Рублёву на основе стилистического анализа (манеры письма), подходящих хронологических рамок и географической локализации произведений (в том числе провенанса).

Список

Достоверно

Иллюстрация Произведение Дата Место Со-
авторы
Сохран-
ность
Состав История и атрибуция
Благовещенский собор Московского Кремля,

фрески

1405 год Москва Феофан Грек,

Прохор с Городца

Нет;

церковь полностью перестроена в 1416 году; современное здание построено в 1489 году

Упоминание в Троицкой летописи[1][2].

Чернец Андрей был младшим членом артели; первое упоминание о нём.

Успенский собор во Владимире,

фрески

1408 год Владимир Даниил Чёрный Да;

частичная сохранность

От росписи дошли отдельные части:

1. Предтеченского цикла

2. Богородичного цикла

3. Праздничного цикла

4. Страшного суда,

а также отдельные изображения святых, орнаменты и полотенца в различных частях храма[1]

Упоминание в Троицкой летописи; единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника[1].

Андрей был младшим мастером после Даниила.

Икона Богоматери Владимирская «Умиление»

из Успенского собора во Владимире

Около 1408 года ВСИХМЗ, Владимир Да Приписывается; с этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова, а М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова решительно отвергают авторство[1][2].

Одна из самых древних копий Владимирской иконы Божией Матери.


Андрей Рублёв расписывает Троицкий собор (миниатюра XVI века)
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

фрески

1420-е годы Сергиев Посад Даниил Чёрный, «некии с ними» Нет,
фрески не сохранились (переписаны в 1635 году)
Андрей Рублев её расписывал, по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» (1430—1450-е годы)[2].
Икона «Троица»

из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря

1411 год / 1425—1427 годы ГТГ, Москва Да Эталон творчества Рублёва, его несомненное произведение.

Сведения об авторстве Рублёва восходят к постановлению Стоглавого собора 1551 года, упоминается авторство и в «Сказании о святых иконописцах»[1].


Андрей Рублёв расписывает Спасский собор (миниатюра XVI века)
Спасский собор Андроникова монастыря

фрески

Около 1428 года Москва Нет,
за исключением орнаментов
Фрески утрачены,

за исключением орнаментальных фрагментов в откосах оконных проёмов алтарной апсиды[1].

Евангелие Хитрово Конец XIV — начало XV века Российская государственная библиотека, Москва Неизвестный соавтор (Феофан Грек?)

Да

Семь лицевых миниатюр: три миниатюры с изображениями евангелистов (кроме Иоанна) и четыре с символами евангелистов. Приписывается И. Э. Грабарем, М. В. Алпатовым, Н. А. Деминой и многими другими[1]; по мнению О. С. Поповой — достоверно[2].

Не достоверно

Иллюстрация Произведение Дата Место Со-
авторы
Сохран-
ность
Состав История и атрибуция
Иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля конец XIV — 1-я половина XV века (?) ГМЗМК,

Москва

Феофан Грек,

Прохор из Городца

Нет (?)

Неизвестно, являются ли сохранившиеся в иконостасе иконы оригинальными

см. в строчке ниже Судя по упоминанию в «Летописце начала царства», Рублёв, возможно, работал над украшением Благовещенского собора (следующего за тем, который он расписывал фресками)[1].

Приписывались[2]; до начала 1980-х годов у учёных не возникало сомнений в авторстве.

Но, как доказала Л. А. Щенникова, эти иконы Рублёва погибли в пожаре 1547 года. Эта гипотеза была поддержана Г. И. Вздорновым, О. С. Поповой, Э. С. Смирновой и многими другими[1].

Икона «Архангел Михаил с деяниями»

из иконостаса Архангельского собора Московского Кремля

Около 1399 года ГМЗМК, Москва Даниил Чёрный (?) Да Только клейма (?) Храмовая икона Архангельского собора в Московском Кремле.

Приписывалась В. Г. Брюсовой (только клейма), В. А. Плугиным, А. И. Яковлевой.

Большинство учёных сегодня не поддерживают это предположение[1].

Васильевский чин

из иконостаса Успенского собора во Владимире

1408 год (?); 1410-е годы ГТГ, Москва; ГРМ, Петербург Даниил Чёрный (?) Да см. в строчке ниже Приписывались, по мнению И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева; с ними не согласна Э. С. Смирнова и другие.

Большинство специалистов ныне считают, что иконы написаны в 1410-х годах какими-то московскими мастерами[1].

Икона Богоматери Владимирской «Умиление»

(так называемая «Запасная»)

из Успенского собора Московского Кремля

1395 — середина 1410-х годов ГМЗМК,

Москва

Да Приписывалась В. И. Антоновой.

Икона является произведением не очень высокого качества; на этом основании большинство специалистов считают Андрея Рублёва непричастным к её созданию[1].

Икона Богоматери Владимирской «Умиление»

из неизвестного храма

1-я треть XV века ГРМ,

Петербург

Да,

утрачен правый край

Приписывалась Н. П. Кондаковым, Д. В. Айналовым, М. В. Алпатовым и другими.

В настоящее время большинство исследователей разделяют позицию И. Э. Грабаря, считавшего икону «произведением эпохи, а не мастерской Рублёва»[1].

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря Около 1428 года Церковь Святой Троицы,

(СПИХМ),

Сергиев Посад

Даниил Чёрный, «некии с ними», по мнению учёных — не менее 15—18 мастеров, или даже 20—25 Да;
однако подлинная живопись сохранилась плохо
см. в строчке ниже Приписываются[2].

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил участвовали в его создании — как минимум, их замысел, общее руководство и иконографические схемы[1]. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.

Единственный из первых высоких иконостасов раннего XV века, сохранившийся почти полностью (утрачены «Богоматерь Знамение» и, возможно, один праздник; царские врата).

Успенский собор на Городке

в Звенигороде

фрески

Возможно, 1396—1399 годы[1];

1-я половина XV века

Звенигород Даниил Чёрный (?) Частичная сохранность Фрагменты фресок на алтарных столбах с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме[2] Приписывается И. Э. Грабарем, В. Н. Лазаревым и, без уверенности, М. В. Алпатовым[1]; по мнению О. С. Поповой — с известной долей допустимости[2].

Плохая сохранность фресок делает их атрибуцию неопределённой[1].

Звенигородский чин,

деисусный ряд,

предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке

Около 1396—1399 годов ГТГ, Москва Да Три иконы («Христос», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел») из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон[2]. Приписывался; по мнению О. С. Поповой — достоверно[2], с ней единодушно согласны практически все исследователи[1]. Однако в 2017 году атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с "Троицей".

Иконы из праздничного ряда неизвестного храма (Успенского собора на Городке?) 2-я половина XV века (?) ГТГ, Москва Да «Рождество Христово» и «Вознесение» Приписывались. На возможность авторства указал Г. И. Вздорнов, эту версию поддержали некоторые учёные.

Ныне считается, что оба произведения вторичны по отношению к одноимённым иконам из Троицкого иконостаса, то есть не могут быть выполнены ранее 2-й трети XV века, когда Рублёв уже скончался[1].

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре,

фрески

1415—1420 годы Звенигород Частичная сохранность Фрагменты фресок на алтарной преграде с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского[2]. Приписывались В. Н. Лазаревым, В. Г. Брюсовой; полностью исключил авторство Г. И. Вздорнов[1].
Икона «Иоанн Предтеча» Середина (?) XV века ЦМиАР,

Москва

Да Происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского.

Приписывалась Н. А. Деминой, М. А. Ильиным и, с оговорками, М. В. Алпатовым[1].

Икона «Спас в силах» Начало XV века ГТГ, Москва Да;
повреждены края
Приписывалась[2] В. И. Антоновой, В. Н. Лазаревым и С. С. Чураковым, решительно отвергается М. В. Алпатовым, Г. И. Вздорновым и Э. С. Смирновой и другими[1].
Морозовское Евангелие Около 1405—1415 годов ГМЗМК, Москва Да Восемь лицевых миниатюр: четыре с символами евангелистов и четыре с изображениями самих евангелистов. Напрестольное Евангелие Успенского собора в Московском Кремле. Его миниатюры являются копией миниатюр Евангелия Хитрово, значительно уступая последним в художественном качестве.

Приписывалось С. С. Чураковым и В. А. Плугиным.

В настоящее время авторство отводится[1].

Андрониково Евангелие 1420-е годы (?) ГИМ, Москва Да Одна выходная миниатюра «Спас в славе». Рукопись из Спасо-Андроникова монастыря, хотя написана, вероятно, в другом месте. Являлось напрестольным Евангелием Спасского собора. Часть инициалов Андроникова Евангелия близка к инициалам Евангелия Хитрово, значительно уступая им в качестве.

Приписывалась (одна миниатюра) А. И. Успенским, В. И. Антоновой и др.; весь декор рукописи приписывает В. Г. Брюсова. Ныне мнение не считается общепринятым[1].

Комментарии

  1. В основу статьи лёг список Б. Н. Дудочкина, относительно включения в который приписываемых произведений он придерживался следующих параметров: «включены произведения, принадлежность которых Андрею Рублеву не может быть подтверждена документально. Среди них есть произведения, относительно которых можно предполагать авторство Рублева с большой долей вероятности, но также и такие, которые современные ведущие специалисты не считают „рублевскими“. Поскольку последние продолжают фигурировать в некоторых исследованиях о художнике как его бесспорные работы, то краткая информация о них приводится в настоящем разделе. В него вошли вещи, в отношении которых за авторство Рублева высказывалось не менее двух специалистов в период после 1918 г., что позволило исключить некоторые явно неубедительные по аргументации атрибуции В. Г. Брюсовой, С. С. Чуракова и Ю. А. Лебедевой. Не включены сюда и безнадежно устаревшие атрибуции великому живописцу таких произведений, как икона „Успение“ из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и фрески Троицкой замковой капеллы[польск.] в Люблине 1418 г.»

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 Дудочкин Б. Н. Рублев Андрей // Игорь Кочетков. Словарь русских иконописцев. — М.: Индрик, 2003. — ISBN 5-85759-213-5. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Попова О. С. Андрей Рублев // Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. — 2001. Архивировано 24 сентября 2015 года.

Литература

  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. — М., 1959.
  • Антонова В. Андрей Рублёв и его произведения // ГТГ: Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублёва. — М., 1960.
  • Брюсова В. Г. Андрей Рублёв. — М., 1995.
  • Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. — М., 1980.
  • Грабарь И. Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 гг. // Вопросы реставрации: Сб. ЦГРМ. 1. — М., 1926. — С. 7-112.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублёв. — М., 1960.
  • Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. — М., 1966.
  • Плугин В. А. Мастер «Святой Троицы»: труды и дни Андрея Рублёва. — М., 2001.
  • Смирнова Э. Московская икона XIV—XVII веков. — Л., 1988.
  • Щенникова Л. А. Станковая живопись // Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. — М., 1990.

Ссылки