Спаак, Шарль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шарль Спаак
Charles Spaak
Место смерти Ницца
Профессия сценарист
кинорежиссёр

Шарль Спаак (фр. Charles Spaak; 25 мая 1903, Брюссель, Бельгия — 4 марта 1975, Ницца, Франция) — бельгийский сценарист и кинорежиссёр.

Биография

Шарль Спаак родился 25 мая 1903 в Брюсселе, Бельгия, в семье известных интеллектуалов и политиков. Его отец — драматург и поэт Поль Спаак, брат — политик Поль-Анри Спаак. Шарль Спаак — отец актрис Катрин Спаак и Аньес Спаак.

В 1928 году Шарль Спаак поселился в Париже, где начинал свою карьеру как секретарь режиссёра Жака Фейдера, который впоследствии предложил ему осуществить киноадаптацию пьесы Робера де Флера и Гастона Армана де Кайяве для своего фильма «Новые господа» (фр. Les nouveaux messieurs). Работал председателем рекламного отдела кинокомпании «Альбатрос». В 1930-е годы продолжал писать сценарии для Фейдера: «Большая игра» (1934), «Пансион «Мимоза»» (1935), «Героическая кермесса» (1935). Как рассказывает Спаак, Фейдер определял «условия» их сотрудничества такой фразой: «Мы равны, но решаю я»[1]. Между ними в тот период существовала личная дружба и полное единство художественных взглядов.

Работал с другими ведущими режиссёрами, среди которых Жан Гремийон, Жюльен Дювивье, Жан Ренуар и Марсель Л'Эрбье, зарекомендовав себя, наряду с Жаком Превером и Анри Жансоном, как ведущий сценарист периода расцвета французского кино 1930-х годов[2].

После войны вместе с режиссёром Андре Кайатом создал сценарии фильмов «Правосудие свершилось» (1950), «Все мы убийцы» (1952), «Перед потопом» (1953), «Чёрное досье» (1955), «Меч и весы» (1963), где они разрабатывали сюжеты, почерпнутые из области юридических проблем, которые неоднократно подвергались критике за тенденциозность и чрезмерную нравоучительность. Однако сами соавторы заявляли, что стремятся к созданию «объективного» кино, для которого характерно обращение к острым моральным, социальным и политическим проблемам.

С Марселем Карне работал над фильмами «Тереза Ракен» (1953), «Обманщики» (1958). Среди других сценариев: «Нормандия — Неман» (1960, с Константином Симоновым и Эльзой Триоле) — первый фильм совместного французско-советского производства, поставленный режиссером Жаном Древилем.

В своих лучших сценариях, отличающихся тщательностью изображения среды и характеров, Спаак стремился к постановке социальных и психологических проблем. В 1948 году поставил по собственному сценарию фильм «Тайна Бартона».

В 1953 году Шарль Спаак входил в состав международного жюри 6-го Каннского международного кинофестиваля под председательством Жана Кокто[3].

См. также

Литература

  • Базен А. Что такое кино? [: сб. статей ]. — М.: Искусство, 1972. — 382 с.
  • Божович В. Жак Фейдер. В сб. Французское киноискусство. М.: «Искусство», 1960.
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I-II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3.

Примечания

  1. Божович В.И. "Творчество Жака Фейдера". www.rulit.me. Дата обращения: 22 июня 2017. Архивировано 1 апреля 2017 года.
  2. Dictionnaire du cinéma français; sous la direction de Jean-Loup Passek. (Paris: Larousse, 1987) p.391.
  3. Juries 1953 : Feature Films — Festival de Cannes 2015 (International Film Festival)

Ссылки