Андре Кайат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Кайат
Дата рождения 3 февраля 1909(1909-02-03)
Место рождения Каркасон
Дата смерти 6 февраля 1989(1989-02-06) (80 лет)
Место смерти Париж
Гражданство  Франция
Профессия кинорежиссёр
Карьера 194283

Андре Кайат (фр. André Cayatte, настоящее имя Марсель Трюк, фр. Marcel Truc; 3 февраля 1909, Каркассон — 6 февраля 1989, Париж) — французский кинорежиссёр, сценарист, многократный призёр международных кинофестивалей.

Биография и творчество

Рано проявил склонность к литературе, уже в семнадцать лет он писал рассказы. Проучившись некоторое время в Педагогическом институте, он уходит из него перед выпускными экзаменами и поступает на юридический факультет с намерением посвятить себя профессии юриста. Изучал филологию и право, служил адвокатом в Тулузе, затем в Париже. Занялся журналистикой и литературой, дебютировал книгой стихов (1927), опубликовал несколько романов и киносценариев, по ним поставлены фильмы Марка Аллегре «Вход для артистов» (1938 год) и Жана Гремийона «Буксиры» (1939 год). Писал сценарии сам, перерабатывает чужие и правит диалоги. Дебютом Кайата как режиссёра стал его фильм Лжелюбовница, снятый по одноименному роману Бальзака (1942), действие которого было перенесено в современность:

Режиссура для меня лишь часть работы кинематографиста. Режиссёра нет, есть „автор“ фильма, которому приходится пользоваться камерой, как писателю — пером

Во время войны и немецкой оккупации он снял несколько фильмов, за что члены Сопротивления записали его в коллаборационисты и запретили ему заниматься этой профессией.

В картине «Веронские любовники» (1949), поставленной по сценарию Жака Превера (для которого тема страсти двух влюбленных, которых разлучает рок является очень характерной), переносит действие трагедии «Ромео и Джульетта» в современность, и привносит в нее актуальную в послевоенные годы антифашистскую и социальную направленность.

Критика относит режиссёра и его фильмы к так называемому «идейному кино», сами же создатели (автором или соавтором многих сценариев его фильмов был Шарль Спаак) утверждали , что стремятся к созданию «объективного» кино» для которого характерно обращение к острым моральным, социальным и политическим темам, чаще всего эти проблемы рассматриваются в юридической и детективной плоскости. После проблемы осуждения и юридической ошибки в фильме «Правосудие свершилось!» (1950), в фильме «Все мы убийцы» (1952) рассматривается вопрос наказания и смертной казни. В одном из интервью Андре Кайат заявил: «Существуют темы, к которым я испытываю глубокое пристрастие. Прежде всего это тема солидарности, солидарности не сентиментальной, а органической. Все мы связаны друг с другом и ответственны друг перед другом. Мы ответственны перед чернокожей студенткой, которой закрыт доступ в университет, и перед индийским крестьянином, подыхающим от голода»[1].

В 1955 году Министерство юстиции запретило ему снять фильм о деле Сезнека (1923), осужденного за убийство на пожизненную каторгу — как считается, в результате подтасовки улик инспектором Бонни[2]. Несколько стран предложили ему снимать этот фильм у них, но он отказался, в связи с тем, что за пределами Франции трудно было бы воссоздать обстановку: «Я хочу поставить «Сезнека» во Франции, чтобы помочь реабилитировать ее правосудие».

Награды и номинации

Фильмография

Восприятие критики

Режиссёры новой волны воспринимали социально-заострённое творчество Кайата как расчётливо ангажированное и заигрывающее этим с публикой, зрители и экспертное сообщество (жюри европейских кинофестивалей, значительная часть кинокритики) отвечали ему поддержкой.

В статье «Кибернетика Андре Кайатта» выдающийся критик и теоретик кино Андре Базен отмечая, что режиссёр «ввел во французскую кинематографию новый тип социального фильма» писал: «Кайатт изобрел ложный жанр, он ставит ложь искусства на службу того, что авторы считают правдой»[3].

Жак Лурсель в своём «Словаре кино» писал о его фильме «Перед потопом», что «Главные недостатки стиля Кайатта (отсутствие тонкостей и нюансов, демонстративное преувеличение в повествовании, использование — иногда снисходительное — мелодраматических приемов) не должны скрывать оригинальность и даже необычность фильма в крайне затхлой атмосфере французского кино начала 50-х гг»[4].

Пьер Лепроон критикуя творчество режиссёра за тенденциозность, что превращало по его мнению фильмы, в ущерб «психологичности и художественности, в логические аргументы, в олицетворение абстракции» писал: «Проблемный фильм — это явление пропагандистского кино. Мы вступаем на самый опасный путь. Если речь идет лишь о том, чтобы убеждать, то в чем же заслуга художника?»[1]. Для Кайатта, по его мнению, речь идет уже не о том, чтобы взволновать зрителя или обогатить его духовный мир, а о том, чтобы убедить его. Франсуа Трюффо писал о нём: «Если бы я упрекнул Андре Кайатта в том, что он не дает никаких „выводов“, он возразил бы мне, что это не входит в задачу художника; на это я мог бы ответить, что он не художник. Он легко опровергнет это обвинение, потрясая золотыми статуэтками призов, которыми отмечен его творческий путь. Что ж, Андре Кайатт и в самом деле человек в своем роде очень сильный»[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Андре Кайатт. «Современные французские кинорежиссеры» | Лепроон Пьер (недоступная ссылка). litresp.ru. Дата обращения: 27 марта 2017. Архивировано 28 марта 2017 года.
  2. Трофименков М.. Журнал «Сеанс» Цензурные эпизоды (англ.), Журнал «Сеанс». Архивировано 19 июня 2017 года. Дата обращения 28 марта 2017.
  3. Что такое кино? - Базен Андре (рус.), Предание.Ру. Архивировано 5 мая 2017 года. Дата обращения 27 марта 2017.
  4. Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Перед потопом. — СПб.-М: Rosebud Publishing, 2009.

Литература

  • Базен А. Что такое кино? [: сб. статей ]. — М.: Искусство, 1972. — 382 с.
  • Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. Перевод с фр. Л. M. Завьяловой, M. К. Левиной и Б. Л. Перлина. — М.: Издательство иностранной литературы, 1960.
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I-II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3.
  • Режиссерская энциклопедия. Кино Европы. Составитель: Черненко М.М. — М.: Научно-исследовательский институт киноискусства. ISBN: ISBN 5-85646-077-4. — 203 с.
  • Braucourt G. André Cayatte: documents, panorama critique, filmographie, bibliographie. Paris: Seghers, 1969.

Ссылки