Риджионализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Грант Вуд. Американская готика. 1930. Дерево, масло. Чикагский институт искусств

Риджионализм, регионализм (англ. Regionalism от regional — местный) — течение в американском искусстве 1930-х годов.

Риджионализм в американской живописи

Риджионализм возник в качестве идейного и эстетического движения в американском искусстве 1930-х годов, направленного на поиски национального своеобразия, против доминирования французской школы, отчасти спровоцированное знаменитой выставкой «Armory Show» (англ. Armory Show — «Арсенальная выставка»), официальное название: «Международная выставка современного искусства» (International Exhibition of Modern Art), на которой было представлено значительное количество работ французских художников-постимпрессионистов (1913).

Несмотря на значительные различия индивидуальных манер, тем и сюжетов, американские риджионалисты работали в относительно консервативном и традиционалистском стиле, «который обращался к национальному самосознанию против предполагаемого доминирования французского искусства»[1].

Художники изображали сцены сельской местности или небольших городков Америки, чаще Среднего Запада. Иногда термин «риджионализм» сближают с понятием американская жанровая живопись (англ.  American Scene Painting), но чаще считают западно-американским ответвлением общего направления реалистического искусства. Картины, рисунки, фтотографии, изображающие сцены городской жизни с социальным подтекстом, имеют название «социальный реализм» (англ. Social Realism). «Версия, разработанная в Калифорнии», известна как «California Scene Painting»[2][3].

Период наибольшего подъёма движения связан с Великой депрессией, когда на фоне всеобщей неуверенности художники стремились возродить веру Америки в свои силы, развивая идею национальной исключительности и самобытности развития. Американский риджионализм известен благодаря «Триумвирату риджионалистов», состоящему из трёх самых известных художников эпохи Великой депрессии в Америке: Гранта Вуда, Томаса Харта Бентона и Джона Стюарта Карри. Все трое изучали искусство в Париже, но посвятили свою жизнь созданию истинно американского искусства. Все они были выходцами с Запада, хотя их творчество сильно различалось по стилю.

Идею групповой солидарности художников продвигал Майнард Уокер, торговец картинами из Канзаса. Ему удалось в 1934 году поместить автопортрет Бентона на обложке рождественского номера журнала «Тайм», что способствовало формированию положительного образа риджионализма в глазах публики. Творчество художников активно поддерживал критик Томас Крейвен. Многие тогда считали, что решение городских проблем американской жизни и экономического кризиса связано с тем, чтобы вернуться к корням сельского, аграрного хозяйства. По выражению самого Бентона, «Грант Вуд должен был играть роль типичного жителя маленького городка в Айове, Джон Карри — типичного фермера из Канзаса, а я — простую деревенщину с плато Озарк». К движению примыкали Чарлз Бёрчфилд и Бен Шан. В работах Бёрчфилда присутствовали элементы фантастики, а Шан был движим духом социального протеста[4].

Томас Крейвен видел в риджионализме способ победить влияние абстракции, пришедшей из Европы. Преемниками риджионализма стали художники Норман Роквелл и Эндрю Уайет. Роквелл стал популярен благодаря иллюстрациям в журналах. Уайет написал знаменитую картину «Мир Кристины», которая конкурирует с «Американской готикой» Вуда за звание самой любимой картины Америки. Со временем картины Уайета становились более символическими, дав начало движению магического реализма[5].

Риджионализм оказал сильное и продолжительное влияние на популярную культуру. Он подарил Америке произведения искусства, которые символизируют эту страну. Образцы риджионалистского искусства повлияли на многих американских иллюстраторов детских книг, таких как Клэнси Холлинг, они появляются в рекламе, фильмах и романах. Такие произведения, как «Американская готика», до настоящего времени воспроизводятся и пародируются во всём мире. Даже фреска Джона Стюарта Карри «Трагическая прелюдия», которая написана на стене Капитолия штата Канзас, изображена на обложке дебютного альбома американской прогрессив-рок-группы «Kansas»[6].

Риджионализм в архитектуре

В более широком значении термина к риджионализму относят различные проявления вернакулярного, или сельского стиля (лат. vernaculum — местный, туземный), в архитектуре разных стран, стиля хайматкунст в Германии и Австрии[7], а также произведения наивного искусства и примитивизма. В американской архитектуре начала XX века происходили аналогичные процессы, что и в изобразительном искусстве риджионализма. К таким явлениям относят провинциальный гонтовый стиль, неороманский стиль, предшествовавший интенсивному развитию чикагской архитектурной школы 1920—1930-х годов, а также феномен сельской архитектуры Ф. Л. Райта, создателя «органической архитектуры» и «дома прерий»; «в традициях архитектуры американского дома» он нашёл элементы, «которые могли быть использованы как основа для будущего строительства»[8].

Примечания

  1. Regionalism. The Oxford Companion to Western Art. — Retrieved May 2, 2016
  2. American Scene Painting — American Regionalism and Social Realism. www.arthistoryarchive.com. — Retrieved May 2, 2016. — URL: http://www.arthistoryarchive.com/arthistory/americanscene/ Архивная копия от 19 октября 2019 на Wayback Machine
  3. Baigell M. The American Scene: American Painting of the 1930s. — New York: Praeger, 1974. — ISBN 0-275-46620-5. — URL: https://archive.org/details/americansceneame00baig
  4. American Scene Painting — American Regoionalism and Social Realism
  5. Regionalism: Mid-West American Scene Painting. www.visual-arts-cork.com. —Retrieved May 2, 2016. — URL: http://www.visual-arts-cork.com/history-of-art/regionalism.htm Архивная копия от 25 октября 2021 на Wayback Machine
  6. Kansas State Capitol — Online tour — Tragic Prelude — Kansas Historical Society. www.kshs.org. Retrieved May 3, 2016. — URL: https://www.kshs.org/p/kansas-state-capitol-online-tour-tragic-prelude/16595 Архивная копия от 20 июля 2021 на Wayback Machine
  7. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 800
  8. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1984. С. 235

Источники

  • Путеводитель по искусству под редакцией Яна Чилверса