Соуза Пинту, Хосе Хулио де
Жозе Жулиу де Соуза Пинту | ||||
---|---|---|---|---|
порт. José Júlio de Souza Pinto | ||||
Дата рождения | 15 сентября 1856 | |||
Место рождения | Ангра-ду-Эроишму, Азорские острова, Португалия | |||
Дата смерти | 14 апреля 1939 (82 года) | |||
Место смерти | Пон-Скорф, Бретань, Франция | |||
Подданство | Португалия | |||
Жанр | портрет, жанровая живопись, пейзаж | |||
Учёба | Вильям Бугро и Адольф Ивон, Александр Кабанель | |||
Стиль | натурализм | |||
Награды |
|
|||
Автограф | ||||
Жозе́ Жýлиу де Со́уза Пи́нту (порт. José Júlio de Souza Pinto, 15 сентября 1856, Ангра-ду-Эроишму, Азорские острова, Португалия — 14 апреля 1939, Пон-Скорф, Бретань, Франция) — португальский художник, принадлежал к натуралистическому течению в живописи[1].
Биография
Жозе Жулиу де Соуза Пинту — сын магистрата Лину де Соузы Пинту и Анны де Соузы Кику, родился в городе Ангра-ду-Эроишму[2] (по другим данным, его отец был доктором[1]). Долгое время проживал на Азорских островах: до трёх лет — на острове Терсейра, позже переехал на остров Санта-Мария, где его отец был назначен судьёй. Именно тогда, в ноябре 1861 года, родился его младший брат, тоже художник Альберту де Соуза Пинту. Семья жила также на острове Рибейра-Гранде до переезда на материк, где будущий художник ещё не бывал. Первые уроки живописи Жозе Жулиу де Соуза Пинту получил от матери[3].
Жозе Жулиу де Соуза Пинту (ему было тогда только четырнадцать лет) и его брат Альберту были зачислены в Португальскую академию изящных искусств (порт. Academia Portuense de Belas Artes), где до них проходили обучение Антониу Суареш душ Рейш и Жоао Антониу Коррейа[англ.], с которыми он позже поддерживал дружеские отношения[4][3].
В 1880 году Жозе Жулиу де Соуза Пинту и его рано умерший однокурсник Энрике Паузан[англ.] получили грант, позволяющий учиться в Париже. Там они проходили обучение в Национальной высшей школе изящных искусств у Вильяма Бугро и Адольфа Ивона, в мастерской Александра Кабанеля[3][5]. В следующем 1881 году Соуза Пинту выставил портрет одного из своих соотечественников в Салоне Общества французских художников, но с 1883 года он обратился к бытовому жанру, в основном под влиянием натурализма Жюля Бастьен-Лепажа[6].
Соуза Пинту быстро стал восприниматься как свой человек в парижских художественных кругах и представлял работы на все крупных выставках, которые тогда проходили во Франции, в том числе в Парижском салоне. В 1900 году он был членом жюри в Парижском салоне. Выставки художника проходили также в Бразилии и США. В 1900 году Соуза Пинту принял приглашение стать членом жюри выставки картин на Всемирной выставке в Париже[3].
Хотя долгое время Жозе Жулиу де Соуза Пинту проживал во Франции, он часто посещал Португалию, где были организованы его выставки в Порту и Лиссабоне. Соуза Пинту был первым португальским художником, чья работа была приобретена крупным французским музеем — Музеем в Люксембургском саду (ныне картина находится в экспозиции Музея Орсе). Это была картина «Сбор урожая картофеля» («La récolte des pommes de terre», 1898 года)[7]. Во время визита в Бретань он был очарован южным побережьем полуострова, проживал там в 80—90-е годы XIX века, а затем — после I мировой войны до конца своей жизни, создавая жанровые сцены из жизни местных крестьян. В начале двадцатого века он активно работал в технике пастели, акварели и в масле. Второе десятилетие XX века — период, когда большинство работ художника были выполнены в Португалии. Во время Первой мировой войны он жил в Лиссабоне, где была представлена ретроспектива его произведений. В 1932 году художник Хулио Пина организовал в Silva Porto салон, где были выставлены 103 работы, созданные художником в течение 60-летней карьеры[3].
Творчество художника представлено в музеях Франции, США, Бразилии, Австралии, а также в Португалии: в Национальном музее Суареша душ Рейша и Музее современного искусства в Casa de Serralves в Порту[порт.], в Музее Вашку Великого в Визеу, в доме-музее Антониу Тейшейры Лопеша[англ.], в Вила-Нова-де-Гайя и Музее Шиаду[порт.] в Лиссабоне[1][8].
Личная жизнь
Художник был женат на Луизе Биго, у них было два сына, один из них — скульптор и акварелист Карлуш Луиш де Соуза Пинту (порт. Carlos Luís de Sousa Pinto)[9][3].
Особенности творчества
Искусствоведы отмечают глубокую печаль, свойственную бретонским картинам художника, выполненным в бытовом жанре, которая контрастирует с яркими красками родной Португалии. Часто он изображает сентиментально-драматические сюжеты (например, традицию скорби жён рыбаков о своих погибших мужьях или грусть крестьянина о своей неудавшейся судьбе). Творчество художника принято относить к натурализму, но этот натурализм достаточно эклектичен, отмечают у него и элементы импрессионизма и даже влияние постимпрессионизма и школы Наби[10].
Специалисты обычно сопоставляют творчество Соузы Пинту этого периода с работами других учеников Бастьена-Лепажа — Паскаля Адольфа Жана Даньяна-Бувре и Жюля Бретона. Эти художники были одними из первых французских художников, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма[11].
Для картин, выполненных в 1910-е годы характерна дематериализация цвета. Соуза Пинту начинает работать в жанре пейзажа, обычно изображает сельскую природу вблизи своего дома, подчёркивает необычность хорошо знакомого для окружающих людей небольшого её участка[12].
Награды
В 1883 году в Парижском салоне картина художника «Os calções rotos» получила поощрительную премию. В 1884 году он был награждён правительством Португалии титулом рыцаря Ордена Сантьяго. В последующие годы его творчество также имеет успех, на Всемирной выставке 1889 года в Париже художник получил серебряную медаль, что давало ему представление последующих работ вне конкурса. В 1895 году на выставке в Рио-де-Жанейро Жозе Жулиу де Соуза Пинту получил серебряную медаль. Два года спустя он получил степень кавалера Ордена Почетного легиона, художник был возведен в офицеры этого ордена в 1928 году[3]. В 1896 году ему был вручён Почётный диплом на выставке в Ренне и золотая медаль на выставке в Атланте[1].
Галерея
-
Барка пропала, 1890
-
Возвращение лодки, 1891
-
В полях, 1892
-
Встреча, 1893
-
Сбор урожая картофеля, 1898
-
Синее ведро, 1907
-
Efeito de sol ao fim de tarde, 1913
-
Efeito de tarde, 1915
-
Купальщица, 1910-е
-
Пейзаж с озером и коровами, 1910-е
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Universidade do Porto.
- ↑ Santos, 2011, с. 9.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Nogueira.
- ↑ Santos, 2011, с. 10.
- ↑ Santos, 2011, с. 11.
- ↑ In the fields (Dans les champs). 1892. José Júlio de Sousa Pinto. 1856–1939. Pintor (англ.). National Gallery of Victoria. Дата обращения: 25 мая 2017. Архивировано 25 мая 2017 года.
- ↑ José Julio de Souza-Pinto. La récolte des pommes de terre (фр.) (недоступная ссылка). Musee d'Orsay website. Дата обращения: 25 мая 2017. Архивировано 13 февраля 2019 года.
- ↑ In the fields (Dans les champs). 1892. José Júlio de Sousa Pinto. 1856–1939. Pintor (порт.). National Gallery of Victoria. Дата обращения: 25 мая 2017. Архивировано 25 мая 2017 года.
- ↑ Santos, 2011, с. 15.
- ↑ Silveira, Maria Aires. José Júlio de Sousa Pinto. Barco desaparecido, 1890 (порт.). Museu Nacional de Arte Contemporânea do Chiado: MNAC. Дата обращения: 25 мая 2017.
- ↑ Santos, 2011, с. 53.
- ↑ Silveira, Maria Aires. José Júlio de Sousa Pinto. Um caminho na Bretanha, 1910 (порт.). Museu Nacional de Arte Contemporânea do Chiado: MNAC. Дата обращения: 25 мая 2017.
Литература
- José Júlio de Sousa Pinto. 1856—1939. Pintor (порт.). Universidade do Porto. Дата обращения: 25 мая 2017.
- Nogueira, Francisco Miguel. José Júlio de Souza Pinto — naturalista (порт.). Jornal da Praia. Дата обращения: 25 мая 2017.
- Santos, Aida Alves de Oliveira. José Júlio de SOUZA PINTO. Na Bretanha (порт.). — Porto: Dissertação para obtenção do Grau deMestre em História da Arte Portuguesa, 2011. — 84 с.
- Родившиеся 15 сентября
- Родившиеся в 1856 году
- Умершие 14 апреля
- Умершие в 1939 году
- Рыцари ордена Сантьяго
- Офицеры ордена Почётного легиона
- Кавалеры ордена Почётного легиона
- Персоналии по алфавиту
- Художники по алфавиту
- Выпускники университета Порту
- Художники Португалии
- Художники XIX века
- Художники XX века
- Художники-натуралисты