Соловьёв, Владимир Сергеевич (конструктор)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Сергеевич Соловьёв
Отец Сергей Андреевич
Мать Александра Ивановна
Супруга Татьяна Дмитриевна Добровольская
Дети Вадим, Андрей
Награды и премии
Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени

Влади́мир Серге́евич Соловьёв (19191975) — советский конструктор автомобилей, первый главный конструктор ВАЗа.

Биография

Родился 16 февраля 1919 года в городе Ветлуга Костромской губернии[1], откуда вся семья (у Владимира было ещё две младших сестры — Тамара и Дина) в 1923 году перебралась в Нижний Новгород.

В 1941 году окончил с отличием автомобильный факультет Горьковского индустриального института по специальности «Автомобили».

С июля 1941 года — конструктор конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автомобильного завода. Принимал участие в разработке трансмиссии для танка Т-70 и самоходной установки СУ-76М.

С 1942 года — ведущий конструктор. Проектировал агрегаты трансмиссии легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-67Б, ГАЗ-69, ГАЗ-12 ЗИМ. Был ведущим конструктором легковых автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-24 «Волга». Участвовал в проектировании автомобиля ГАЗ-13 «Чайка».

С 1951 года — руководитель группы, а с 1953 — начальник бюро легковых автомобилей и заместитель главного конструктора. С 1965 года — главный конструктор по легковым автомобилям.

Приказом Министра автомобильной промышленности СССР № 154-к от 1 октября 1966 года был назначен главным конструктором строящегося автомобильного завода в г. Тольятти[2], где возглавил работы по ВАЗ-2101.

Руководил разработкой и выпуском легковых автомобилей ВАЗ-21011, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, а также разработкой модели 1101 (прототип ВАЗ-1111 «Ока»).

Главной работой В. С. Соловьёва на «ВАЗе» стало создание полноприводного автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»[3]. В 1971 году по его предложению началось проектирование плавающего легкового автомобиля ВАЗ-2122.

15 июня 1975 года был избран депутатом областного совета.

Умер 16 июня 1975 года, похоронен на старогородском кладбище в Тольятти.

Заслуги

В. С. Соловьёв впервые на Горьковском автозаводе разработал для ГАЗ-12 задний мост с гипоидной главной передачей. Участвовал в создании масла для гипоидных передач.

Впервые в стране разработал и внедрил резиновые самоподжимные манжеты для уплотнения валов, стальные детали с фосфатным антизадирным покрытием.

Имел ряд авторских свидетельств на разработки Горьковского и Волжского заводов.

Награды

  • орден Октябрьской Революции
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медали СССР и ВДНХ

Память

Ведущий дизайнер проекта ВАЗ-2121 «Нива» В. Сёмушкин на открытии мемориальной зоны в НТЦ АО «АВТОВАЗ»
На открытии мемориальной зоны в НТЦ АО «АВТОВАЗ», у бюстов В. Соловьёва и П. Прусова, 2 марта 2018 года.

Интересный факт

  • В интервью журналу «Итоги» конструктор автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» Пётр Прусов рассказал, что название новой машины создатели составили из первых букв имён дочерей самого Прусова — Натальи и Ирины и сыновей В. С. Соловьёва — Вадима и Андрея[6][7].

См. также

Примечания

  1. Высокой мысли пламень (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. Основатели АвтоВАЗа. Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 12 ноября 2016 года.
  3. Соловьёв Владимир Сергеевич — советский автоконструктор создавший «Ниву»
  4. 4x4 NIVA-TV/Ефимов/Inkerikko. Об открытии общей мемориальной зоны В.Соловьёву и П.Прусову в НТЦ.
  5. В трех школах Тольятти откроют мемориальные доски памяти работников ВАЗа. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 2 марта 2020 года.
  6. Никитин, Артём Внедорожник. Итоги №25/836 (18 июня 2012). Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 21 июня 2012 года.
  7. lada-auto.ru От «Жигулей» до «Калины». 22.04.03 (недоступная ссылка)

Ссылки

Шаблон:Главные конструкторы АвтоВАЗа