Соларпанк
Соларпанк — это жанр и направление искусства, представляющее, как могло бы выглядеть будущее, если бы человечеству удалось решить основные современные проблемы с акцентом на устойчивое развитие, изменение климата и загрязнение окружающей среды. Это поджанр в научной фантастике, связанный с производными киберпанка, и может заимствовать элементы из утопических и фантастических жанров. В отличие от киберпанка, использующего мрачную эстетику с персонажами, маргинализированными или поглощенными технологиями в условиях, иллюстрирующих искусственную и доминирующую среду, соларпанк использует условия, в которых технологии позволяют человечеству устойчиво сосуществовать с окружающей средой в эстетике, навеянной модерном, передающей ощущения чистоты, изобилия и равенства. Хотя соларпанк и связан с технологиями, он также принимает низкотехнологичные способы устойчивого существования, такие как садоводство, позитивная психология и этика «сделай сам». Его темы могут отражать экологическую философию, такую как ярко-зеленый экологизм, глубокая экология и экомодернизм, а также панковские идеологии, такие как антиконсюмеризм, антиавторитаризм и движение за права человека.
Как художественное движение, соларпанк возник в 2010-х годах как реакция на преобладание постапокалиптических и антиутопических медиа наряду с растущим осознанием социальной несправедливости, последствий изменения климата и неразрывного экономического неравенства. Соларпанк возник, когда художники и их последователи искали альтернативы антиутопическому будущему, которые были бы прагматичными и не полагались на таинственные технологии «черного ящика». Жанр получил более четкое определение благодаря онлайн-сообществам, которые делились контентом и дискуссиями на медиа-платформах и специальных веб-сайтах. Соларпанк был использован во множестве медиа, таких как литература, изобразительное искусство, архитектура, мода, музыка, татуировки и видеоигры. В литературе к соларпанку относят многочисленные ранее опубликованные романы, в том числе «Обделённые» Урсулы К. Ле Гуин, «Экотопия» Эрнеста Калленбаха[англ.] и многие произведения Кима Стэнли Робинсона. Первыми произведениями, целенаправленно написанными в жанре соларпанк, были короткие рассказы, собранные в антологии, а позже — новеллы и романы, такие как «Псалом для диких» Бекки Чемберс[англ.].
Предыстория
Термин «соларпанк» был предложен в 2008 году в блоге под названием «От стимпанка к соларпанку»[1], в котором анонимный автор, вдохновившись кораблем MS Beluga Skysails, создал концепцию нового поджанра спекулятивной фантастики, в котором стимпанк сосредоточен на конкретных технологиях, но руководствуется практичностью и современной экономикой.[2] В 2009 году литературный публицист Мэтт Стаггс опубликовал в своем блоге «Манифест зеленого панка», в котором описал свое видение технофильного жанра, сосредоточенного на технологиях, которые можно сделать самому, и делающего акцент на позитивных экологических и социальных изменениях.[3][4] После того как визуальная художница Оливия Луиз разместила на Tumblr концепт-арт эстетики соларпанка,[5] исследователь Адам Флинн в 2014 году внес свой вклад[6] в форум научной фантастики Project Hieroglyph с дальнейшим определением зарождающегося жанра.[7] На основе записей Флинна и материалов, размещенных на сайте solarpunks.net, в 2019 году был опубликован манифест соларпанка, описывающий соларпанк как движение в спекулятивной фантастике, искусстве, моде и активизме, стремящееся ответить на вопрос «как выглядит устойчивая цивилизация и как мы можем туда попасть?».[8]
Тематика и философия
Центральной темой соларпанка является интеграция передовых технологий в общество с целью улучшить социальную, экономическую и экологическую устойчивость.[9] Это резко контрастирует с киберпанком, в котором изображаются высокоразвитые технологии, не оказывающие значительного влияния на социальные, экономические и экологические проблемы или наоборот усугубляющие их. В то время как киберпанк представляет себе человечество все более отчужденным от окружающей среды и поглощенным технологиями, соларпанк представляет себе ситуации, в которых технологии позволяют человечеству лучше сосуществовать с самим собой и окружающей средой. Различные истории и видения могут отражать вопросы экологической философии или, возможно, ссылаться на стремление экомодернизма к технологическим решениям, холистический взгляд глубинной экологии или сближение технологических и социальных изменений с принятием устойчивого развития.
Даже в историях, действие которых происходит в далеком будущем или в фантастических мирах, изображаются общественные неудачи, узнаваемые современной аудиторией.[10] Эти неудачи могут включать в себя угнетающий дисбаланс богатства или власти, деградацию естественной среды обитания или природных процессов, а также последствия изменения климата. Могут присутствовать свидетельства несправедливости, такие как социальная изоляция и экологический расизм. Катастрофические последствия не обязательно предотвращаются, но соларпанк стремится представить антиутопическую перспективу. Их миры не обязательно утопичны, скорее, соларпанк стремится представить альтернативу пессимистичному антиутопическому исходу.[9] Для достижения этой цели часто используются такие темы, как этика «сделай сам», совместное сохранение, самообеспечение, социальная инклюзивность и позитивная психология. Эта точка зрения также более близка идеалам панк-идеологии, таким как антиконсюмеризм, эгалитаризм и децентрализация, нежели киберпанк, обычно включающих главных героев с панковскими убеждениями, но в условиях, которые используются скорее как предупреждение о потенциальном будущем.[9][11]
Соларпанк больше похож на стимпанк, чем на киберпанк. И стимпанк, и соларпанк представляют себе новые миры, но с разными первичными источниками энергии, паровыми двигателями и возобновляемыми источниками энергии.[12] Однако если стимпанк больше сосредоточен на истории и использует эстетику викторианской эпохи, то соларпанк больше использует стиль модерн и смотрит в будущее. Соларпанк также имеет некоторые общие элементы с ретрофутуризмом и афрофутуризмом. Ретрофутуристическая переоценка технологий, стремление к понятной механике и неприятие таинственных технологий «черного ящика» встречаются в работах соларпанка. Также как и афрофутуризм противостоит массовой культурной однородности, признает несправедливость и использует архитектуру и технологии для исправления дисбаланса власти и проблем доступности.[9]
Хотя соларпанк не имеет конкретной политической идеологии, он подразумевает необходимость коллективного движения за отказ от загрязняющих видов энергии.[13] Соларпанк практикует префигуративную политику, создавая пространства, где принципы движения могут быть изучены и продемонстрированы путем их воплощения в реальной жизни. Соларпанки реализуют идеи движения различными способами, включая создание и проживание в сообществах (таких как экопоселения), выращивание собственных продуктов питания и соблюдение этики «сделай сам» — работа с тем, что доступно, включая продуманное применение технологий.[14]
Художественное движение и эстетика
Как художественное движение, соларпанк возник в 2010-х и 2020-х годах на фоне все большего воздействия экстремальных погодных явлений, растущего психологического воздействия изменения климата, неискоренимого экономического неравенства, а также распространения осведомленности и протестов против социальной несправедливости. Поскольку постапокалиптика и антиутопия повсеместно присутствовали в СМИ, соларпанк стал привлекательной альтернативой.[11] Соларпанк оптимистичен и вместе с тем реалистично подходит к решению современных проблем.[15]
Визуальный стиль соларпанка, созданный Оливией Луизой и последующими художниками, сравнивают с модерном с его изображением растений, использованием извилистых линий, похожих на хлысты, и интеграцией прикладного искусства в изобразительное. Присутствует декоративное движение Arts and Crafts, оказавшее влияние на модерн,[16][17] а его строительные формы отражают органическую архитектуру Фрэнка Ллойда Райта.[10] В эстетике соларпанка обычно используются естественные цвета, яркие зеленые и голубые оттенки, а также аллюзии на различные культурные корни. Примерами этой эстетики являются Bosco Verticale студии Boeri в Милане, изображение Ваканды в фильме Marvel Studios «Черная пантера» и Ауроа в игре Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint, Cities: Skylines в расширении Green Cities, а также некоторые фильмы Studio Ghibli, в частности «Небесный замок Лапута» и «Навсикая из долины ветров»[18][19]. Опять же, в отличие от киберпанка, который изображается как суровая и мрачная эстетика, окруженная искусственной и доминирующей строительной средой, отражающей отчуждение и подчинение, соларпанк — ярок, свет часто используется как мотив и в образах, чтобы передать чувства чистоты, изобилия и равновесия, но также, в качестве альтернативы, может использоваться для символизации чего-то, что «поглощает все под эмблемой тирании и наблюдения».[2]
В массовой культуре
В литературе соларпанк — это поджанр научной фантастики, хотя он также может включать элементы других видов спекулятивной фантастики, таких как фэнтези и утопическая фантастика. Это производная киберпанка, противопоставляемая киберпанку за его особую экстраполяцию влияния технологий на общество и прогресс. Персонажи киберпанка обычно являются маргиналами быстрых технологических изменений или поглощенными технологиями, в то время как архетип соларпанка описывается как «герой-создатель»[10], ставший свидетелем экологической катастрофы или неспособности центральных властей адаптировать кризисы или несправедливость, часто в защиту природы и таким образом, что история позволяет проиллюстрировать оптимистичный исход.[18] Его вымыслы иллюстрируют осуществимые миры, которые не игнорируют механику или ингредиенты того, как они были созданы.[17]
Ранее опубликованные романы, которые вписывались в этот новый жанр, включали «Обделённые» Урсулы К. Ле Гуин (1974), «Экотопия» Эрнеста Калленбаха (1975), «Тихоокеанский край» Кима Стэнли Робинсона (1990) и «Пятая святыня» Стархоука (1993), в основном за их изображения современных миров, переходящих к более устойчивым обществам.[9] Однако первыми явными произведениями, опубликованными в этом жанре, стали короткие рассказы в антологиях Solarpunk: Ecological and Fantastic Stories in a Sustainable World (2012) (которая стала третьей частью издательской трилогии сборников коротких рассказов, предшествующих Vaporpunk и Dieselpunk),[20] Wings of Renewal: A Solarpunk Dragons Anthology (2015), Sunvault: Stories of Solarpunk and Eco-Speculation (2017) и Glass and Gardens (2018).[21] В 2018 году автор Бекки Чемберс согласилась написать две соларпанк-новеллы для Tor Books и опубликовала A Psalm for the Wild-Built (2021) и A Prayer for the Crown-Shy (2022).[22]
Кинематограф
Проект «Свобода» — японский анимационный сериал, показывающий сосуществование человечества с природой.
Телевидение
Компания Chobani сняла анимационный рекламный ролик, в котором показано передовое, футуристическое и мирное общество.[23]
Видеоигры
В Poptropica есть островной уровень под названием Time Tangled Island, в котором нужно избежать Плохого будущего и заменить его утопией в стиле solarpunk.
См. также
Литература
- Williams (March 10, 2018). «Solarpunk: Against a Shitty Future». Los Angeles Review of Books.
- Förtsch. Fridays for Future treffen Science Fiction: Was ist eigentlich Solarpunk? (нем.). 1E9 (13 июня 2019). Дата обращения: 4 июля 2021. Архивировано 22 сентября 2019 года.
Ссылки
Примечания
- ↑ 1 Ernestina on January 4, 2014 Said. From Steampunk to Solarpunk (англ.). Republic of the Bees (27 мая 2008). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 30 мая 2022 года.
- ↑ 2,0 2,1 Rhys Williams. ‘This Shining Confluence of Magic and Technology’: Solarpunk, Energy Imaginaries, and the Infrastructures of Solarity (англ.) // Open Library of Humanities. — 2019-09-13. — Vol. 5, iss. 1. — ISSN 2056-6700. — doi:10.16995/olh.329. Архивировано 21 мая 2022 года.
- ↑ Could Greenpunk be the New Steampunk? (англ.) ?. Gizmodo. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 4 июля 2021 года.
- ↑ Andrew Hageman. The Challenge of Imagining Ecological Futures: Paolo Bacigalupi’s The Windup Girl // Science Fiction Studies. — 2012. — Т. 39, вып. 2. — С. 283–303. — ISSN 0091-7729. — doi:10.5621/sciefictstud.39.2.0283. Архивировано 25 декабря 2021 года.
- ↑ Land of Masks and Jewels. Land of Masks and Jewels - Here’s a thing I’ve had around in my head for a... (англ.). Land of Masks and Jewels. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 23 ноября 2014 года.
- ↑ Solarpunk: Notes toward a manifesto | Project Hieroglyph . hieroglyph.asu.edu. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 28 июня 2015 года.
- ↑ This sci-fi enthusiast wants to make "solarpunk" happen (англ.) ?. Grist (10 ноября 2015). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 11 ноября 2015 года.
- ↑ A Solarpunk Manifesto (English) – ReDes – Regenerative Design (исп.). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 12 октября 2019 года.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 “Solarpunk” & the Pedagogical Value of Utopia « Journal of Sustainability Education (англ.) ?. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 On Solarpunk (англ.) ?. Sci Phi Journal (30 сентября 2021). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
- ↑ 11,0 11,1 Solarpunk Is Growing a Gorgeous New World in the Cracks of the Old One (англ.) ?. Singularity Hub (6 сентября 2020). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 6 сентября 2020 года.
- ↑ At the Very Least We Know the End of the World Will Have a Bright Side (англ.). Longreads (12 декабря 2018). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
- ↑ Jennifer Hamilton. Explainer: 'solarpunk', or how to be an optimistic radical (англ.). The Conversation. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 30 мая 2022 года.
- ↑ What You Can Learn From the Solarpunk Movement (англ.). Rewire (23 ноября 2018). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 21 мая 2022 года.
- ↑ Kathryn Strong Hansen. Optimistic Fiction as a Tool for Ethical Reflection in STEM (англ.) // Journal of Academic Ethics. — 2021-09-01. — Vol. 19, iss. 3. — P. 425–439. — ISSN 1572-8544. — doi:10.1007/s10805-021-09405-5.
- ↑ Jeet Heer. The New Utopians // The New Republic. — 2015-11-10. — ISSN 0028-6583. Архивировано 10 июня 2022 года.
- ↑ 17,0 17,1 Is Ornamenting Solar Panels a Crime? - Architecture - e-flux (англ.). www.e-flux.com. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 11 апреля 2018 года.
- ↑ 18,0 18,1 Alexis Ong published. Enough cyberpunk—it's solarpunk's time to shine (англ.) // PC Gamer. — 2021-04-28. Архивировано 6 мая 2022 года.
- ↑ The Definitive Guide To SOLARPUNK: Fashion, Movies, Aesthetic & More (англ.). IMPOSE Magazine (13 января 2021). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 13 января 2021 года.
- ↑ Solarpunk: Ecological and Fantastical Stories in a Sustainable World (англ.). World Literature Today (8 августа 2018). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
- ↑ Rob Cameron. In Search of Afro-Solarpunk, Part 2: Social Justice is Survival Technology (англ.) ?. Tor.com (30 октября 2019). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 16 ноября 2021 года.
- ↑ Tor.com. Introducing Monk & Robot, a New Series by Becky Chambers (англ.) ?. Tor.com (16 апреля 2020). Дата обращения: 25 декабря 2021.
- ↑ Dear Alice (рус.) ?. Дата обращения: 25 декабря 2021.
На эту статью не ссылаются другие статьи Руниверсалис. |