Смоленские мосты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Смоленские мосты
4-й Смоленский мост4-й Смоленский мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает устье реки Смоленки
Место расположения Морская набережная
Конструкция
Тип конструкции рамно-консольный мост
Материал железобетон
Число пролётов 1
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженеры
А. А. Соколов,
В. И. Эдуардов
Начало строительства 1986
Открытие 1987, 1990

1-й — 4-й Смоленские мосты — группа из четырёх железобетонных рамно-консольных мостов через левый (1-й и 3-й Смоленские мосты) и правый (2-й и 4-й Смоленские мосты) рукава реки Смоленки в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Соединяют безымянный искусственный остров в дельте Смоленки с Васильевским островом и островом Декабристов.

Расположение

Мосты расположены в створе Морской набережной. На острове в дельте Смоленки расположен сквер Александра Володина. Выше по течению находится Мост Кораблестроителей. Ближайшая станция метро — Приморская.

Название

Названия известны с 1980—х годов[1] и даны по наименованию реки.

История

Сооружение четырёх новых мостов и укрепление берегов Финского залива и реки Смоленки являлись частью комплекса работ по формированию в западной части Васильевского острова морского фасада Ленинграда[2]. По новой планировке Смоленка вблизи моста Кораблестроителей была расширена и разделена на два рукава с образованием между ними небольшого искусственного острова[3][4][5][6]. Заказчиком по строительству комплекса сооружений выступал «Дормост», а по благоустройству примыкающей территории — ГлавУКС.

В 1986—1987 годах по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» А. А. Соколова были построены 1-й и 2-й мосты. Строительство 1-го моста осуществляло СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера Б. И. Филиппова, 2-го — СУ-1 под руководством главного инженера Е. В. Лейкина[2].

В 1989—1990 годах по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» В. И. Эдуардова были построены 3-й и 4-й мосты. Строительство 3-го моста осуществляло СУ-4 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера Ю. П. Бекова и В. И. Попельнюка, 4-го — СУ-1 под руководством главного инженера Е. В. Лейкина[7].

После открытия центрального участка ЗСД «номерные» Смоленские мосты утратили своё транспортное значение[3][4][5][6]. На искусственном острове посреди Смоленки в 1990-х годах находилась грузовая автостоянка[8], но впоследствии он превратился в зелёную зону, которой в 2019 году присвоили название сквер Александра Володина[9].

Конструкция

Все мосты однопролётные железобетонные, рамно-консольной системы с шарниром в середине пролёта. Пролётное строение сооружено из сборных железобетонных блоков, объединённых между собой металлическими шпонками в уровне верхней плиты[7]. Железобетонная плита проезжей части включена в работу главных балок[3][4][5][6]. Устои из монолитного железобетона, на свайном основании, облицованы гранитом. Общая длина 1-го и 2-го мостов составляет 36,4[3] / 36,7[4] м, ширина — 50,0[3] / 51,0[4] м. Общая длина 3-го и 4-го мостов — 36,7 м, ширина — 15,7 м[5][6].

1-й и 2-й мосты предназначены для движения автотранспорта и пешеходов, 3-й и 4-й мосты пешеходные, но для обеспечения пропуска автотранспорта рассчитаны и на пропуск единичной нагрузки НК-80[7]. В качестве перильных ограждений установлены парапеты из монолитного железобетона с гранитной облицовкой. Фасады пролётного строения имеют криволинейное очертание нижнего пояса, облицованы металлическим листом. Между 1-м и 3-м, а также между 2-м и 4-м мостами устроены широкие гранитные лестничные спуски на нижний ярус набережной.

Фотогалерея

1-й Смоленский мост
2-й Смоленский мост
3-й Смоленский мост
4-й Смоленский мост

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 117. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. 2,0 2,1 Богданов, 2016, с. 296.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 1-й Смоленский мост.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 2-й Смоленский мост.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 3-й Смоленский мост.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 4-й Смоленский мост.
  7. 7,0 7,1 7,2 Богданов, 2016, с. 297.
  8. Смоленские мосты. Дата обращения: 20 мая 2022. Архивировано 29 января 2020 года.
  9. Итоги заседания Топонимической комиссии 26 июня 2019 года // Топонимический портал Санкт-Петербурга

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.

Ссылки