Сирень (РЭП)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Сирень» — семейство станций радиоэлектронного подавления индивидуальной защиты самолетов. Разработчик — Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт ЦНИРТИ, город Москва. Серийное производство было развёрнуто на заводе геофизической аппаратуры в городе Барнауле.

Производились в двух основных вариантах исполнения:

  • для относительно небольших летательных аппаратов фронтовой авиации выпускались комплекты станции «Сирень-Ф»: СПС-141, СПС-142, СПС-143, которые размещались на наружной подвеске самолётов в обтекаемых контейнерах (гондолах)
  • для крупных летательных аппаратов (дальней авиации) выпускались станции «Сирень-Д»: СПС-151, СПС-152 и СПС-153, которые монтировались стационарно поблочно внутри корпуса летательного аппарата

Станции позволяли перекрывать широкую полосу частот. Базовый вариант СПС-151 работал в 3-см диапазоне волн[1]. К середине 1990-х годов станции типа «Сирень» были заменены на более современные станции типа «Герань»[2].

Некоторые модификации станции имели наименование не «Сирень». Например, контейнерная СПС-141МВГ называлась «Гвоздика»[источник не указан 2717 дней].

История

Станции были разработаны в 1960-х годах для фронтовой авиации в московском Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте (ЦНИРТИ) под руководством главного конструктора В.В. Огиевского [https://www.itweek.ru/numbers/detail.php?ID=102212] для противодействия РЛС подсвета и сопровождения целей зенитных ракетных комплексов MIM-23 Hawk и MIM-14 Nike-Hercules, а также авиационным управляемым ракетам с полуактивными радиолокационными головками самонаведения[1]. При создании станции, в том числе, были использованы американские разработки — из обломков сбитого в 1960 году под Свердловском высотного разведчика U-2, пилотируемого летчиком Ф. Пауэрсом, была извлечена чудом сохранившаяся станция имитационных активных помех, используемая для индивидуальной радиоэлектронной защиты самолета[источник не указан 2717 дней].

Ан-12БК-ППС

Позже, для организации противодействия станциям наведения ЗРК и обеспечения защиты транспортных самолетов[3] были разработаны улучшенные комплексы для тяжелых машин «Сирень-Д», они отличались наличием блока дополнительной памяти для длительного запоминания частоты, имели в 20 раз большую выходную мощность и улучшенную энерговооруженность. В 1970 году началось переоборудование 45 самолётов в вариант Ан-12БК-ИС. На самолёты установили две станции «Фасоль» и четыре контейнера со станциями «Сирень-Д» два по бортам в передней части фюзеляжа, что обеспечивало постановку помех в передней полусфере самолета, и два на подкилевой надстройке, что обеспечивало постановку помех в задней полусфере самолета. Приемные антенны размещались вне контейнеров под остеклением кабины штурмана и на законцовках стабилизатора самолёта[1]. В 1974 году были переоборудованы 105 самолётов типа Ан-12 в вариант БК-ИС. В состав радиоэлектронного вооружения вошли: аппарат предупреждения об облучении «Барьер», станции «Сирень-Д» в контейнерах и автоматы сбрасывания отражателей[4]. Наряду с переоборудованием с 1970-х годов начался и серийный выпуск постановщика помех на базе самолёта Ан-12, получивший обозначение ППС, где буква «С» обозначала наличие станции «Сирень-Д». Кроме этого на самолёт устанавливались автоматы АСО-2И с инфракрасными помеховыми патронами, станции «Букет» и «Фасоль»[3]. Большая часть Ан-12БК-ППС не комплектовалась АПП-22 и трубами для сброса диполей[3]. Всего было построено 19 серийных самолётов в модификации ППС[4]. В ходе эксплуатации количество станций «Сирень-Д» в каждом контейнере увеличили до двух, а приёмные антенны перенесли в обтекатель перед кабиной летчиков[3].

Ту-16П

В конце 1970-х — начале 1980-х годов несколько бомбардировщиков Ту-16 и постановщиков помех Ту-16П были оснащены станциями «Сирень» (СПС-151, СПС-152 или СПС-153) и СПС-4М. Такие самолёты получили обозначение Ту-16СПС. Блоки станций располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны установили по обоим бортам, в районе воздухозаборников двигателей, а приёмные антенны в районе первого шпангоута фюзеляжа[5]. Также носители мишеней Ту-16КРМЕ оборудовались станциями «Сирень» для усложнения работы зенитных ракетных комплексов при работе с мишенями.

Назначение

Автоматическая станция индивидуальной защиты, создающая активные уводящие помехи по дальности и по скорости как импульсным, так и доплеровским радиолокационным системам наведение противника (активный ретранслятор сигналов)[1].

Принцип действия

Станция принимает сигнал от радиолокационных систем облучивших самолет, анализирует принятый сигнал, наделяет его дополнительной помеховой шумовой частотной модуляцией и переизлучает. Формирование помеховых модуляций проходит автоматически и определяется видом сигналов облучающих самолет. Программирование проходит по выбранному на пульте управления оператора сценарию. Станция способна создать три комплекса помех в зависимости от дальности и скорости РЛС[1].

Станция может помехами подавлять РЭС с импульсным, непрерывным и квазинепрерывным излучением. Мощность помехового сигнала составляет 20 Вт (для контейнерного варианта). Канал дальности (АСД) — уводящая помеха назад по дальности, подвижная и неподвижная. Канал скорости (АСС) — увод в сторону меньших скоростей и т. н. «допплеровский шум». Канал наведения (АСН) — формирует помехи: мерцающая, прицельная по частоте сканирования, скользящая по частоте сканирования.

Также станция служит для создания помех угломерному каналу, используя мерцающее переизлучение сигналов РЛС с двух самолетов с частотой мерцания, т.е. станция передаёт сигнал с ложной информацией о направлении, расположении и перемещении объекта[1].

Станции, размещённые стационарно на больших самолётах, имели в составе дополнительный блок запоминания частоты на случай прекращения излучения РЛС и в 20 раз большую выходную мощность излучения.

Применение

МиГ-21Р, на внешней подфюзеляжной подвеске виден контейнер со станцией

В качестве средства индивидуальной защиты станции «Сирень» устанавливались на: Як-28ПП, Ан-12БК-ИС, Ан-12ППС, МиГ-21Р, МиГ-25, МиГ-27, Ту-16СПС, Ту-22РМ, Ту-22М, Су-24 и др[6].

На самолёты Як-28ПП устанавливалась станция «Сирень-ФШ» (СПС-141, СПС-142 или СПС-143). На МиГ-21 под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливался сменный контейнер со станцией постановки активных помех «Сирень» (СПС-142). Истребители-бомбардировщики МиГ-23 также получили станцию «Сирень». Разведчики Ту-22РДМ несли съёмные контейнеры со станциями «Сирень-Д» (СПС-151, СПС-152 или СПС-153). На Ту-22М, в том числе и на модификации Ту-22М3 две станции устанавливались в передней части и в корме. Станция «Сирень» входит в бортовой комплекс обороны Су-24.

Для предполётной проверки работоспособности станция оборудована встроенным контролем исправности (ВСК)[1].

В бою

Опыт локальных конфликтов показал что станция радиоэлектронного подавления СПС-141 «Сирень» уверенно подавляет работу американских ЗРК MIM-23 HAWK[7].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Приходченко, 2004, с. 32.
  2. Любин, 2011.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Приходченко, 2004, с. 34.
  4. 4,0 4,1 Приходченко, 2004, с. 33.
  5. Гордон, Ригмант, Кудрявцев, 2001.
  6. Чернавин, 1989.
  7. Desert Storm Volume 1 - The Iraqi Invasion of Kuwait & Operation Desert Shield 1990-1991. E.R. Hooton, Tom Cooper. Helion & Company. 2019. P.24

Литература