Силин мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Силин мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает река Карповка
Место расположения Каменноостровский проспект
Конструкция
Тип конструкции арочный мост
Материал железобетон
Число пролётов 1
Общая длина 36,9 м
Ширина моста 25,6 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
А. Д. Саперштейн, архитектор
К. М. Дмитриев
Открытие 1760-е, 1936
Закрытие на реконструкцию 1776, 1836, 1936
59°58′11″ с. ш. 30°18′27″ в. д.HGЯO

Си́лин мост — автодорожный железобетонный арочный мост через Карповку в Петроградском районе Санкт-Петербурга, соединяет Петроградский и Аптекарский острова.

Расположение

Расположен по оси Каменноостровского проспекта. Выше по течению находится Петропавловский мост, ниже — Геслеровский мост. Ближайшая станция метрополитена — «Петроградская».

Название

В «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1795 год мост назван Каменноостровским. Существующее название известно с 1798 года и дано по фамилии владельца земельного участка, купца Фёдора Силыча Силина. В XIX веке существовали еще два наименования – Карповский и Горбатый[1]. 9 июля 1934 года мост был переименован в Пионерский[2]. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего мост снова стал называться Силиным[3].

История

Наплавной мост был построен здесь в 1760-х годах на месте существовавшего ранее перевоза[4]. В 1776 году был построен постоянный трёхпролётный деревянный мост[5]. В 1836 году по проекту архитектора Федотова построен арочный однопролетный мост на деревянных устоях[6][7]. Мост неоднократно ремонтировался в дереве: в 1864[8][9][10], 1876 (укреплён для прокладки по нему линии конно-железной дороги)[11][12], 1878[13][14], 1893[15][16] годах. В 1902 году городская дума рассматривала вопрос о замене деревянного моста железобетонным, но решение не было принято[17]. В 1906 году мост был усилен для прокладки трамвайной линии. Работы производились комиссией городской думы по заведованию общественными работами[18]. К началу XX века это был трёхпролётный деревянный свайный мост ригельно-подкосной системы. Длина по настилу составляла 35 м, ширина — около 18 м[8]. В 1908 году по мосту открылось трамвайное движение[19]:14[20].

Существующий железобетонный мост построен в 1936 году по проекту, составленному инженером Проектного отдела Ленмосттреста А. Д. Саперштейн. Архитектурное оформление выполнено по проекту архитектора К. М. Дмитриева[21][22]. По замыслу архитектура мост предполагалось оградить сплошным гранитным парапетом. При постройке взамен парапета была установлена чугунная решетка с бронзовыми барельефами работы скульптора Л. А. Дитриха[23][24].

В 1950 году на мосту были сняты трамвайные пути и произведён ремонт покрытия[19]:29. В 1960 году на устоях моста восстановлены гранитные скамейки[5]. В 1974 году выполнен капитальный ремонт моста. В 1986 году установлено новое ограждение парапетного типа из гранита[4].

Конструкция

Мост однопролётный железобетонный арочный. Пролётное строение представляет собой железобетонный свод с отверстием в свету 15,5 м, нижняя поверхность которого имеет эллиптическое очертание[22]. Толщина свода в замке — 30 см и в пятах — 55 см[8]. Устои массивные железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. Фасады облицованы гранитом с рустовым камнем в замке. Длина моста составляет 26,1 (36,9) м, ширина — 25,6 м[4][21].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. Перильное ограждение чугунное художественного литья с бронзовыми барельефами, завершается на устоях полукруглым гранитным парапетом с гранитными скамьями. На левом берегу с верховой стороны моста устроен гранитный лестничный спуск к воде.

Примечания

  1. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 116. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. Решение президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов»
  4. 4,0 4,1 4,2 Мостотрест.
  5. 5,0 5,1 Степнов, 1991, с. 317.
  6. РГИА . Ф. 1487. Оп. 4. Д. 302
  7. Бунин, 1986, с. 43.
  8. 8,0 8,1 8,2 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 186.
  9. О перестройке Силина моста в Петербурге // ЦГИА СПб. Фонд 921. Опись 91. Дело 781. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  10. О перестройке Силина моста через р. Карповку на Каменноостровском шоссе // ЦГИА СПб. Фонд 921. Опись 91. Дело 1541. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  11. Всеподданнейший отчёт С.-Петербургского градоначальника за 1876 год. — СПб., 1877. — С. 4. Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine
  12. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1877 год. — СПб., 1879. — С. 217. Архивная копия от 12 октября 2021 на Wayback Machine
  13. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1878 год. — СПб., 1879. — С. 12. Архивная копия от 17 апреля 2021 на Wayback Machine
  14. О работах по перестройке Силина моста через реку Карповку // ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 118. Дело 170. Архивировано 26 апреля 2021 года.
  15. Отчёты городской управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1893 году. — СПб., 1894. — С. LXXII, 369. Архивная копия от 13 апреля 2021 на Wayback Machine
  16. Всеподданнейший отчёт С.-Петербургского градоначальника за 1893 год. — СПб., 1894. — С. 39.
  17. Отчёты городской Управы и входящих в состав её частей и лиц // С.-Петербургское городское общественное управление за 1902 год. — СПб., 1903. — Т. 2. — С. 40—41. Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine
  18. Войтинский В. С. Петербургский совет безработных, 1906—1907. — New York: Columbia University: Russian Institute, 1969. — С. 251. — 315 с.
  19. 19,0 19,1 Трамвай в Санкт-Петербурге / Авт.-сост.: М. Н. Величенко и др.; отв. ред.: М. Н. Величенко. — СПб.: Лики России, 2007. — 414 с. — ISBN 978-5-87417-249-7.
  20. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908. — СПб., 1909. — Т. 2. — С. 9. Архивная копия от 25 июня 2021 на Wayback Machine
  21. 21,0 21,1 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 187.
  22. 22,0 22,1 Плюхин Е. В., Пунин А. Л. Мосты повисли над водами… / And bridges spanned the water` width…. — 2-е изд. — Л.: Аврора, 1977. — С. 40. Архивная копия от 18 августа 2021 на Wayback Machine
  23. К. Дмитриев. Мосты и набережные Ленинграда // Архитектура Ленинграда. — Л., 1938. — Август—октябрь (№ 4 (9)). — С. 41—42. Архивировано 21 января 2022 года.
  24. Щусев П. В. Мосты и их архитектура. — М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 301. — 360 с.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • А. Л. Пунин. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки