Перейти к содержанию

Сивашский плацдарм

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сивашский плацдарм — оперативный плацдарм советских войск на южном (крымском) берегу залива Сиваш Азовского моря, захваченный войсками 4-го Украинского фронта (командующий генерал армии Ф. И. Толбухин) на завершающем этапе Мелитопольской наступательной операции в начале ноября 1943 года. Сивашский плацдарм был использован в качестве исходного рубежа для нового наступления в апреле 1944 года по освобождению Крымского полуострова.

Образование плацдарма

Форсирование с ходу Сиваша и захват плацдармов для последующего овладения Крымом были предусмотрены ещё первоначальным планом наступления советских войск на мелитопольском направлении, разработанном представителем Ставки ВГК маршалом Советского Союза А. М. Василевским и штабом Южного фронта Южного фронта (с 20.10.1943 — 4-й Украинский фронт, командующий генерал армии Ф. И. Толбухин, начальник штаба генерал-лейтенант С. С. Бирюзов) в конце сентября 1943 года[1].

На протяжении всего октября 1943 года Южный фронт проводил очень тяжёлую Мелитопольскую наступательную операцию, но в конце концов его войска прорвали мощный оборонительный рубеж противника «Вотан», к 23 октября 1943 года завершили штурм Мелитополя и вырвались на оперативный простор в Северной Таврии. На сивашском направлении наступала 51-я армия генерал-лейтенанта Я. Г. Крейзера. Пройдя с боями до 150—160 километров, к вечеру 31 октября 1943 года её передовые части вышли на северный берег Сиваша[2].

На рассвете 1 ноября 1943 года разведгруппа из состава 346-й Дебальцевской стрелковой дивизии генерал-майора Д. И. Станкевского 10-го стрелкового корпуса генерал-майора К. П. Неверова начали переправу, воспользовавшись тем, что западный ветер отогнал воду и дно Сиваша частично обнажилось. Солдаты шли по пояс в ледяной солёной воде, вёл их проводник-рыбак В. К. Заулочный. На крымском берегу противника не оказалось и разведчики разожгли костры — сигнал своим, что путь свободен. Через три часа головной 1168-й стрелковый полк майора П. Ф. Каймакова в полном составе переправился через Сиваш, параллельно начал переправу 1164-й стрелковый полк этой дивизии, а уже ночью — 257-я стрелковая дивизия полковника А. М. Пыхтина и 216-я стрелковая дивизия полковника Г. Ф. Малюкова. Переправа производилась без противодействия противника. Как оказалось, за охрану побережья Сиваша отвечала 1-я словацкая дивизия из 17-й немецкой армии, не отличавшаяся высокими боевыми качествами. Постоянная охрана побережья постами наблюдения налажена не была, а велась методом патрулирования. Один такой патруль (22 солдата) был без единого выстрела захвачен советскими бойцами и его долго никто не хватился. После полудня над районом переправы появились три немецким самолёта, обнаружившие форсирование и обстрелявшие советских бойцов из пулемётов, но и донесение от люфтваффе о переправе запоздало и было получено в штабе 17-й немецкой армии почти в полночь.

Итак, к утру 2 ноября на южном берегу Сиваша был беспрепятственно создан достаточно крупный плацдарм, на котором находилась почти вся пехота советского 10-го стрелкового корпуса. Немецкое командование спешно стягивало силы к Сивашу и объединяло разрозненные части в боевые группы, изредка пробуя частными атаками прощупать оборону советских войск. И только с утра 3 ноября начались ожесточённые атаки на плацдарм силами 11 пехотных батальонов при поддержке около 50 танков и штурмовых орудий. Но время уже было потеряно, советские бойцы успели создать систему окопов и траншей, встретив атаки дружным огнём. Огромной проблемой стали особенности Сиваша с его топким дном, покрытым не менее чем метровым слоем вязкого ила, и малая глубина лимана: самоходные плавсредства вязли в иле и передвигаться самостоятельно не могли, а любая техника вброд Сиваш не переходила в принципе. У самого берега вязли даже лошади и телеги, не могли двигаться артиллерийские орудия на конной или механизированной тяге. В первые дни бойцы носили на плацдарм всё вооружение и боеприпасы исключительно на руках по грудь в ледяной воде. Для устойчивости обороны первоначально была организована артиллерийская поддержка бойцов с северного берега, но особо эффективна она быть не могла[3].

По требованию командующего армией Я. Крейзера, 3 ноября началась переправа на плацдарм полковой артиллерии (45-мм и 57-мм орудия) на самодельных плотах из снятых деревенских ворот, заборов, шпал от разрушенной железной дороги — лесов вокруг в голой приазовской степи не было на многие десятки километров. На каждый плот помещалась только одна пушка с несколькими ящиками снарядов, и волокли его вброд через Сиваш 20-30 бойцов. Боец с своим вооружением проходил Сиваш за 2-3 часа, а такие плоты волокли по 6 часов и более. Минимальная ширина Сиваша в месте плацдарма составляла 2,6 км, а при нагоне воды ветром увеличивалась ещё до 1 километра. Специально созданные группы красноармейцев на подводах и грузовиках «рыскали» по степи и ближайшим населённым пунктам, собирая любые деревянные подручные материалы для создания плотов. Рыбацкие лодки в окрестных деревнях были уничтожены оккупантами и хотя несколько десятков спрятанных местными жителями лодок удалось найти, но это была «капля в море».

И всё-таки плацдарм удалось отстоять. Немалую роль в этом сыграло то, что в эти дни ожесточённые сражения шли на Перекопе, у Турецкого вала и у Армянска, куда прорвался советский 19-й танковый корпус[ и против него немецкое командование бросило в бой все силы. Там врагу удалось ценой больших потерь остановить советские войска, но на массированный удар по плацдарму сил уже не осталось.

Усиление плацдарма

К 5 ноября 1943 года плацдарм имел размеры в 18 км по фронту и 14 км в глубину. Внезапно проявилась существенная проблема — на плацдарме не оказалось ни единого колодца с питьевой водой (сам Сиваш и прилегающие к нему мелкие озёра являются солёными). Специально для её разрешения в течение 7—9 ноября силами 257-й стрелковой дивизии пришлось проводить частную наступательную операцию, в ходе которой дивизия вышла левым флангом к озеру Киятское, правым — к Уржинскому заливу, был занят посёлок Уржино с источниками пресной воды. Позднее по дну Сиваша на плацдарм был протянут полевой водопровод.

В первые дни на плацдарме, кроме окопов, не было никаких сооружений. Все укрывались в так называемых «лисьих норах», которые были и убежищем от бомб и снарядов, и использовались для жилья. Топили в них стеблями полыни и толом из немецких мин.

Для обеспечения войск на плацдарме всем необходимым Военный совет 4-го Украинского фронта 4 ноября 1943 года принял решение построить через залив Сиваш мост в 5 км восточнее паромно-лодочной переправы в районе острова Русский. Для строительства моста были присланы 12-я штурмовая и 63-я инженерно-саперная бригады, 121-й батальон 7-й инженерно-саперной бригады. Начальником строительства был утвержден полковник П. Г. Павлов. Для ускорения строительства работы развернули одновременно с материка и с обеих сторон острова. А с тыла к переправе для подвоза материальных средств была построена в короткий срок узкоколейная железная дорога от станции Новоалексеевка на Перекоп и Каховку (длиной свыше 200 км), рельсы для которой собрали на разрушенных шахтах Донбасса. В качестве тягачей использовались рудниковые мотовозы и даже лошади. Именно эта дорога обеспечила сосредоточение огромных материальных и боевых запасов для проведения наступательной операции. А чтобы обеспечить снабжение войск в период строительства дороги, приказом командующего фронтов были спешены две кавалерийские дивизии и весь их конский застав был задействован на доставке грузов (большей частью, вьюками)[4].

Ценой неимоверно тяжелого труда сапёров к 9 декабря от северного берега Сиваша до острова Русский был сооружен 16-тонный мост в 1915 метров, а от острова Русский до южного берега Сиваша — насыпная гать длиной 1060 м. Стройка велась под артиллерийским обстрелом и ударами авиации, попадания снарядов исчислялись десятками, сапёры на строительстве погибали ежедневно. Но задача была выполнена.

Более опасными были удары авиации противника, но для защиты от них был срочно развёрнут 12-й корпус ПВО (8 полков зенитной артиллерии), также защита переправ с воздуха была поставлена как главная задача перед истребительной авиацией 8-й воздушной армии. Из 202 массированных налетов авиации на переправы в 187 случаях самолёты противника не были допущены к переправам, только в 15 случаях переправу поражали бомбами. Перерывы в работе из-за разрушений не превышали 5—8 часов, и только однажды движение было прервано на сутки.

Но что не смог сделать враг, сделала стихия: в ночь на 12 февраля разразился сильнейший шторм, бушевавший в течение пяти дней. Дамба оказалась почти полностью размытой, опоры моста расшатаны, понтоны разбросаны волнами по заливу. Всё пришлось восстанавливать заново, на что потребовалось почти три недели.

Кроме того, переправа не выдерживала тяжелую технику, без которой наступление с плацдарма начинать не было смысла. Поэтому в январе — феврале 1944 года под руководством начальника инженерных войск 51-й армии Б. В. Баженова была сооружена более мощная переправа (грузоподъемность 30 тн), по которой начиная с 11 марта прошла основная техника для наступления. К 22 марта по ней на плацдарм прошли 85 танков, 91 орудие, 15 реактивных установок, 4431 автомашина с грузом, 3822 подводы, 580 т. боеприпасов и др. С 8 марта работал также скрытно собранный на Сиваше 60-тонный паром для переправы тяжелых танков. В итоге весь 19-й танковый корпус удалось переправить на плацдарм и там рассредоточить так, что немецкая разведка этого не заметила и ввод его в бой стал для противника полной неожиданностью.

Всего до начала Крымской операции по переправами через Гнилое море перевезено 1 844 орудия, 259 танков, 75 реактивных установок, 953 трактора, доставлено 18 257 тонн разных грузов. В обоих направлениях проследовало 36 744 автомашины, 25 79 повозок, 114 231 человек. В итоге были переправлены полностью (с тылами) 51-я армия, усиленная 63-м стрелковым корпусом генерала П. К. Кошевого[5], и 19-й танковый корпус, в обратном направлении — выведенный на пополнение 10-й стрелковый корпус.

Наращивая силы на плацдарма, 51-я армия в январе-феврале провела три частные наступательные операции по улучшению занимаемых позиций и захвату господствующих участков местности.

Командование 4-го Украинского фронта усиленно демонстрировало всю зиму подготовку главного удара на Перекопском перешейке и принимало беспрецедентные меры маскировки сосредоточения войск на Сивашском плацдарме. Организовались «утечки информации» о крайне тяжелом положении войск на плацдарме, отсутствии у них нормального снабжения, их полуголодном существовании, болезнях и т.д.

Противник

Тем не менее, и против плацдарма части 17-й немецкой армии устраивали оборону. Там были сосредоточены 336-я немецкая и 10-я румынская пехотные дивизии из состава 49-го горного армейского корпуса, сооружены 2 (а местами и 3) оборонительные полосы общей глубиной до 15-17 км. В системе обороны были использованы мелкие прибрежные озёра, дефиле между которыми были серьёзно укреплены многочисленными инженерными заграждениями, минными полями, дотами и дзотами. В ближнем тылу (под Джанкоем) располагался резерв (111-я немецкая пехотная дивизия, 279-я бригада штурмовых орудий, часть 9-й румынской кавалерийской дивизии)[6].

Крымская операция

Первоначально наступление советских войск планировалось в марте, но разрушение переправы вынудило отложить сроки операции. Затем из-за пятидневного снежного бурана в конце марта пришлось срок переносить ещё раз, что вызвало резкое недовольство И. В. Сталина. Но маршал А. М. Василевский в нескольких тяжёлых телефонных разговорах с ним отстоял свою точку зрения, убедив не начинать не полностью подготовленную операцию.

8 апреля 1944 года перешли в наступление 2-я гвардейская армия на Перекопе и 51-я армия с Сивашского плацдарма. В первые два дня наступления были преодолены основные межозёрные дефиле (а некоторые озёра наступавшие части форсировали, что стало полнейшей неожиданностью для противника). На рассвете 11 апреля в бой с плацдарма был введён 19-й танковый корпус, о наличии которого на плацдарме вражеская разведка так и не узнала, а к 11 часам он завершил прорыв последней линии вражеских траншей и вырвался на оперативный простор. К 18 часам вечера передовыми отрядами был с боем взят Джанкой и ночью враг срочно начал отвод войск с Перекопского перешейка на Симферополь и Севастополь, бросая тяжелое вооружение и технику. Строившаяся полгода немецкая оборона в северном Крыму рухнула за трое суток, тем самым Сивашский плацдарм полностью окупил все затраченные на его создание и удержание труды и жертвы[7]. Это же подтверждает и противник: «судьба немецкой армии [в Крыму] была решена уже в первые дни, когда русским неожиданно удалось преодолеть восточнее Перекопского перешейка залив Азовского моря Сиваш»[8]

Память

Памятник воинам 4-го Украинского фронта, форсировавшим Сиваш и защищавших плацдарм в 1943—1944 годах, установлен в 1970 году на южном берегу Сиваша в 17-ти км к северу от села Томашевка Джанкойского района.

Примечания

  1. Доклад представителя Ставки № 151 Верховному Главнокомандующему плана операции Южного фронта. 22 сентября 1943 года. // Русский архив: Великая Отечественная. Т. 16(5-3). Ставка ВГК, 1943 г.: Документы и материалы. — М.: Терра, 1999. — 360 с. — ISBN 5-250-01774-6. — С. 311—313.
  2. Исаев А. В. Легендарный 1943. Коренной перелом в ВОВ. — М.: Эксмо: Яуза, 2018. — 542 с. — (Подлинная история великих войн).; ISBN 978-5-04-094921-2. — С. 529.
  3. Сафонова С. Сивашский рубеж. // Сайт газеты «Коммунист Крыма». 18.12.2013.
  4. Бирюзов С. С. Наступление войск 4-го Украинского фронта в Крыму. // Военно-исторический журнал. — 1959. — № 5. — С. 21.
  5. Кошевой П. К. В годы военные. — М.: Воениздат, 1978.
  6. Аквилянов Ю. Сталинским ударом — с нашей священной земли. 80 лет освобождению Крыма и Севастополя. // Военные комиссариаты России. — 2024. — № 3. — С. 39—45.
  7. Грылев А. Н. Днепр — Карпаты — Крым: Освобождение Правобережной Украины и Крыма в 1944 г. — М.: Наука, 1970. — 352 с. — С. 228—236.
  8. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999. — С. 487—488.

Литература

  • Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. — Том 4. Освобождение территории СССР. 1944 год. — М.: Кучково поле, 2012. — 864 с. — ISBN 978-5-9950-0286-4. — С. 213—221.
  • Исаев А. В. Захват плацдармов в северной части Крыма. Он же. Операция по освобождению Крыма 1944 г. // Исаев А., Глухарев Н., Романько О., Хазанов Д. Битва за Крым 1941—1944 гг. — М.: Эксмо; Яуза, 2016. — 896 с. — (Серия «Главные книги о войне»). — ISBN 978-5-699-92485-1. — С. 678—702, с. 725—756.
  • Саркисьян С. М. 51-я армия: Боевой путь 51-й армии. — М.: Воениздат, 1983. — 285 с. — С. 168—188.
  • Василевский А. М. Дело всей жизни. Издание 3-е. — М., Политиздат, 1978. — 552 с. — Глава «Разгром крымской группировки противника».
  • Панчевский П. Огненные дороги: Воспоминания / Перевод с болг. Е. В. Рудакова. — М.: Воениздат, 1980. — 191 с. — Главы «Бои за Крым», «Мост через Сиваш».
  • Бирюзов С. С. Когда гремели пушки. — М.: Воениздат, 1961. — Главы «У ворот Крыма», «Флаг Родины над Севастополем».
  • Мощанский И. Б. Трудности освобождения. — М.: Вече, 2009. — 240 с. — (Военные тайны XX века). — ISBN 978–5–9533–4081–6. Глава «Битва за Крым Крымская стратегическая наступательная операция (8 апреля — 12 мая 1944 года)».
  • Баданин Б. На переправах через Сиваш. // Военно-исторический журнал. — 1964. — № 4. — С. 32—38.

Ссылки

  • Басов А. В. Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945. — М.: Наука, 1987. — 336 с. — (Борьба народов против фашизма и агрессии). — Глава «Захват плацдармов в северной части Крыма».