Перейти к содержанию

Кюстринский плацдарм

Материал из энциклопедии Руниверсалис

Кю́стринский плацдарм — оперативный плацдарм советских войск на западном берегу Одера, в районе города Кюстрина в Германии, захваченный войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Висло-Одерской операции.

Захват плацдарма

Памятник советским воинам в Кинитц (нем. Kienitz)

30 января 1945 г. командующий 5-й ударной армией поставил передовому отряду задачу упредить противника в выходе к р. Одер и захватить плацдарм в районе Кинитц (нем. Kienitz). 31 января 1945 года передовой отряд 5-й ударной армии под командованием полковника Есипенко Х. Ф., в том числе батальон майора Евплова И. Г., переправился по льду на западный берег Одера и захватил плацдарм на участке Кинитц-Рефельд (нем. Rehfeld) северо-западнее Кюстрина. Неприятельские солдаты, охранявшие ледяную переправу у Кинитц (нем. Kienitz), были застигнуты врасплох и взяты в плен[1]

Спустя 3 дня южнее Кюстрина через Одер переправились части 4-го гвардейского стрелкового корпуса 8-й гвардейской армии и заняли ещё 3 небольших плацдарма. 9 февраля, находившаяся в тяжёлом положении 8-я гвардейская армия была усилена 11-м танковым корпусом, который сосредоточивался в полосе армии и одновременно частью сил переправлялся на левый берег Одера, отбивая ожесточённые контратаки врага из районов Горгаст, Альт-Тухебанд, Хатенов (нем. Hathenow), Подельциг. 14 февраля противник был вынужден перейти к обороне.

Бои за плацдарм

Мемориальное кладбище в честь советских воинов, павших в боях за Кюстрин.

До середины февраля немецкие войска ежедневно предпринимали 5—10 контратак с танками, с целью ликвидации плацдармов. Прибывшее подкрепление (65, 20 и 36-я танковые бригады, 12-я мотострелковая бригада, 1493 и 1061-й самоходно-артиллерийские полки и 50-й тяжелый танковый полк) позволило не только отразить все атаки противника, но и расширить занятую территорию. 22 марта 1945 года немецкое командование предприняло последнюю попытку сбросить советские войска в реку, однако и она окончилась неудачей. Несмотря на поражение и «очень большие потери»[2], понесённые немецкими войсками, Гитлер планировал провести новое более мощное наступление с целью деблокирования Кюстрина. Этот план не был воплощён, так как к концу марта соединения 5-й ударной и 8-й гвардейской армий овладели Кюстрином и объединили занятую территорию в единый оперативный плацдарм, шириной до 44 км и глубиной 7—10 км.

В боях за удержание и расширение плацдарма Красная Армия потеряла 61 799 человек, из них безвозвратно — 15 466 человек[3].

Значение плацдарма

В дальнейшем Кюстринский плацдарм сыграл важную роль в подготовке и осуществлении Берлинской наступательной операции. Для переброски войск и огромного количества боеприпасов и запасов снабжения для них на него были построены несколько переправ. Настоящим трудовым подвигом стало строительство воинами железнодорожных войск железнодорожных переправ на плацдарм (из-за особенностей местности пришлось строить 4 железнодорожных моста — через реку Варта и судоходный канал параллельно ей, через канал восточнее Одера, и непосредственно через Одер) под непрерывными ударами авиации[4].

К 16 апреля 1945 года для решающего наступления на Берлин на плацдарме были сосредоточены главные силы 1-го Белорусского фронта: 4 общевойсковые и две танковые армии.

Примечания

  1. Советские войска оказались в 70 километрах от Берлина
  2. Гудериан Г. «Воспоминания солдата.» — Смоленск.: Русич, 1999
  3. «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил»
  4. Курмышев В. М., Рыбицкий В. А. Ключ к Берлину. Как кюстринские железнодорожные мостовые переходы помогли разгромить фашистов в их логове. // «Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации». — 2021. — № 4. — С. 115—123.

Литература

Ссылки