Сербофобия

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Албанская пропагандистская карикатура, посвященная оккупации Албании Сербией в 1913 году, изображая Сербию в облике змеи. Заголовок гласит: «Прочь от меня, дикари-кровопийцы!»

Сербофо́бия — общий политический и социальный термин, используемый для описания политики по насаждению чувства ненависти или вражды по отношению к сербам, Сербии, сербскому языку или сербскому православию. Исторически явление было идеологической основой гонений на этот народ и социальную группу. Ярчайшим выразителем данной идеи была Хорватская партия права, существовавшая в XIX—XX веках[1].

Идеология

Идеолог правашей Анте Старчевич в 1861 г. создал эту партию на основах вымышленного «хорватского исторического государственного права» – ретроградной идеологии, консервировавшей феодальные привилегии в основной инонациональной аристократии Гражданской Хорватии – области в составе Венгерского Королевства с 1102 г., и зоологической, расистской ненависти к сербам. Эта ненависть стала средством австро-венгерской политики формирования хорватского контрэтноса – в противовес Сербии и её стремлению к объединению югославянских народов и геополитическому союзу с Россией. Она вылилась в сербские погромы 1895, 1900, 1902, а затем геноцид, осуществлявшийся с 1914 гг.[2].

Термин сербофобия (серб. Србофобија) рассматривается в настоящий момент как обозначение исторической ненависти к сербам, по отношению ко всему народу; выражает чувство неприятия и ненависти ко всему сербскому, к самой сербской государственности. С другой стороны, существует отдельное неприятие Республики Сербской как отдельной автономной сербской территории внутри Боснии и Герцеговины.

История

Исламизация в Османской империи

Сербское население в Османской империи со временем было приравнено к райе — рабам. Православные христиане, помимо множества различных притеснений и форм дискриминации, должны были платить в турецкую казну значительные налоги, чего избегали те, кто принимал ислам. Таким образом, турецкие власти поощряли исламизацию сербов. Другим значительным фактором в этом процессе был запрет на ношение оружия христианами, что делало их беззащитными во время произвола чиновников или прямых нападений со стороны турецких солдат или иррегулярных отрядов. Особенно сильно это проявлялось в Косове и Метохии, где вооружённые албанцы могли безнаказанно грабить и убивать сербов[источник не указан 2439 дней].

Истоки антисербской политики

Сербский историк Славенко Терзич считает, что стоит искать балканский «корень зла» в канцеляриях Вены и Будапешта, в Ватикане и ведомствах Римской курии, а также в Загребе[3][4].

Историю конструирования большинства балканских наций в ходе передела Юго-Восточной Европы следует отсчитывать с XVIII в. Рост политического и культурного влияния Сербии в регионе беспокоил многих. Поэтому признание Черногории и Сербии в качестве независимых государств в 1878 г. на Берлинском конгрессе произошло только ради того, чтобы воспрепятствовать объединению Черногории с Сербией и вбить первый клин в будущее общесербской государственности[3].

В разжигании межнациональных конфликтов на Балканах был заинтересован Святой Престол. С начала ХХ в. на католических территориях Габсбургской монархии – Словении и Хорватии – под руководством высших церковных иерархов начали формироваться национальные католические движения, ориентированные преимущественно на молодёжь и нацеленные на "живое католическое чувство"[5].

Помощник начальника генштаба итальянских войск Пьетро Бадольо в своём плане "Magna carta" описал механизм дестабилизации только что созданного Королевства СХС: в едином государстве Сербия должна стать инструментом в руках Хорватии для реализации её собственных интересов. Именно поэтому в первой половине XX в. большинство антисербских работ были написаны и выпущены именно в Хорватии - например, труды А. Старчевича (1823-1896 гг.) и Й. Франка (1844-1911 гг.)[3].

Йосип Франк «обогатил» политическую практику правашей проведением сербских погромов в 1895, 1900, 1902 годах.

Первая мировая война

В период Первой мировой войны и упадка империй с инициативой создать на Балканах или «Великую Хорватию», или превратить Австро-Венгрию в федеративное государство выступил Ватикан, опиравшийся на католиков Хорватии и Словении[5].

В 1914 гг. при содействии правашей власти Австро-Венгрии создали карательные отряды «шуцкор» (The Schutzkorps, Šuckor; "Protection Corps"[6]) в качестве прямого средства этнической чистки сербов[7]. Ими были совершены массовые преступления против сербов в Мачве, Подринье и по всей Боснии и Герцеговине, в чём им помогали австрийские и венгерские военнослужащие[2].

Межвоенный период

После войны и распада Австро-Венгрии на Балканах победила идея югославизма, а роль объединителя вновь взяли на себя сербы. На карте Европы появилось самое крупное по территории и населению Королевство СХС во главе с сербской династией (с 1929 г. Королевство Югославия)[3].

В это время Хорватская партия права превратилась в полувоенную террористическую организацию под названием усташи – хорватская революционная организация[2].

В 1926 г. для вербовки будущих усташей была создана молодежная организация Хорватская правашская республиканская омладина (ХПРО). На своём втором совещании 2 сентября 1928 г. ХПРО провозгласило, что «необходимо немедленно начать организацию секретных боевых подразделений по всей Хорватии»;  в октябре 1928 г. была создана незаконная террористическая организация «Хорватское ополчение»[2]. Все эти действия организовывали Анте Павелич, эмигрировавший в январе 1929 года, а также главный секретарь Густав Перчец и лидер правашской молодежи Бранимир Елич[2].

В конце 1931 г. или начале 1932 г. был основан первый лагерь усташей в Италии. В середине 1932 г. был опубликован  Устав усташей, в середине 1933 г. – «Принципы хорватского усташского движения»[2].

До 1934 г. центральную роль в подготовке террористов играл лагерь в Венгрии Янка пуста. В газетах («Усташ», «Грич» и др.) усташи декларировали цели, задачи, способ и средства своей борьбы: «нож, револьвер, граната и автомат  – идолы, которые должны вернуть свободу Хорватии»;  «хорватский революционер и усташ должен быть жестким и безжалостным, без пощады и милости». Главной опорой усташей стал государственный аппарат Бановины Хорватии[2].

Римско-католические политические круги целенаправленно разрабатывали антисербскую стратегию и тактику с курсом на отделение Хорватии от югославянского государства. В конце 1936 – начале 1937 гг. на хорватских территориях действовали многочисленные организации «Крижаров» (крестоносцы): 540 мужских (30 000 членов) и 452 женских (19 000 членов). Они проводили политику ярко выраженного хорватского эксклюзивизма[5].

После убийства усташами и македонской ВМРО короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и министра иностранных дел Франции Луи Барту службе госбезопасности Югсолавии удалось сильно ограничить террористическую активность усташей. Однако систематическая проработка сознания народа, которую взяли на себя Хорватская крестьянская партия В.Мачека, придавшая Анте Павеличу «печать легитимности», и организации Католической акции придали общественно-политическим процессам необратимый характер[2].

Независимое государство Хорватия

После военного переворота и поражения армии Югославии магистральная «подпольная» деятельность хорватских националистов вышла наружу и проявилась созданием НГХ[2].

В созданном после оккупации Югославии профашистском марионеточном Независимом Государстве Хорватия соединились идеология усташей и католических радикалов. Загребский архиепископ А. Степинац в циркуляре от 27 апреля 1941 г. указывал: «Настало время, когда язык должен молчать, а говорить должна кровь своей мистической связью с землей… говорю вам не только как сын хорватского народа, но и как представитель Святой Церкви. Говорю вам, как представитель Церкви и пастырь душ, прошу и призываю вас всеми силами стремиться к тому, чтобы наша Хорватия стала Божьей землей, ведь только так мы сможем выполнить наши две великие задачи… народ хорватский будет народом Божьим…»[8] Вождь усташей Анте Павелич заверял Пия XII в «глубине католического чувства» и «преданности Папе». Часть высшего католического клира и религиозных организаций на территории НГХ сотрудничали с усташами[5].

Балканские войны

Сербский социалист Димитрие Туцович[англ.] полагал, что причиной столь негативного отношения к Сербии со стороны албанцев являлся сербский колониализм[9].

Албанизация

Хорватия начала XX века

На территории современной Хорватии начала XX столетия компактно проживало значительное количество сербов. В основном они проживали в районах бывшей Военной границы. Ряд хорватских политиков, — такие, как Анте Старчевич и Йосип Франк, — считали сербов чуждым элементом и пропагандировали сербофобию[10][11]. В то время как сербы получали поддержку от бана Куэна-Хедервари, назначенного Будапештом, некоторые хорватские политики искали покровительства в правящих кругах в Вене. После распада Австро-Венгрии практически все её южнославянские земли испытывали центростремительные настроения и по собственному желанию вошли в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев[1]. Однако это государство было централизованным и вскоре перестало отвечать настроениям хорватских масс, которые желали значительной автономии или независимости. Это осложнило сербско-хорватские отношения и вызвало ряд политических кризисов[12]. Эту ситуацию умело использовали хорватские усташи, направляя недовольство широких масс хорватского населения не только против власти в Белграде, но и против сербского народа как такового.

Сараевское убийство

Serbien muss sterbien! («Сербия должна умереть!»), австрийская пропагандистская карикатура, созданная после убийства 28 июня 1914 года эрцгерцога Франца Фердинанда, изображающая сербов как террористов

Причины

Сербский историк и академик Милорад Экмечич считает некорректным широко распространенное мнение о современном противостоянии сербского народа западным странам вследствие неинформированности и неточного (или искажённого, поверхностного и недостаточного) освещения политики последнего. С его точки зрения, нынешняя сербофобия в западных странах отличается тем, что из неё предстоит родиться будущим глобальным событиям, несравнимым с уже совершившимися. Спады и подъёмы массовой сербофобии на Западе означают приближение более страшных потрясений, чем гражданские войны на Балканах или иностранная военная интервенция XX века[13][неавторитетный источник?].

Проявления

Србе на врбе

Марко Натлачен в 1939 году

В современной Хорватии лозунг используют хорватские неонацисты, крайние националисты и люди, которые выступают против возвращения сербских беженцев. Граффити с этой фразой являются обычным явлением: существуют упоминания в прессе о том, что её писали на церквях в 2004 году[14], 2006 и 2008 годах. В 2010 году баннер с этим лозунгом появился в разгар туристического сезона на въезде в Сплит, крупный центр туризма в Хорватии, во время теннисного матча Кубка Дэвиса между двумя странами. Он был снят полицией через несколько часов. Позже полиция задержала автора транспаранта и предъявила ему обвинение[15].

Председатель Партии сербского народа в Хорватии Милан Родич заявил, что власти должны немедленно удалять подобные граффити, если они появятся в центре города, отметив, что такие транспаранты разжигают ненависть к сербам и что такие выходки не идут на пользу Хорватии, которая является кандидатом вступления в ЕС[16].

Истребление сербского населения

Вторая Мировая война

После оккупации Королевства Югославии Германией и её союзниками было создано Независимое государство Хорватия, с усташами во главе. Они придерживались великохорватской идеи и крайней сербофобии, что вылилось в геноцид сербов, евреев и цыган. Усташами была создана и сеть концлагерей. Точное количество жертв геноцида неизвестно, по хорватской версии — от 197 000 человек[17], по версии Яд ва-Шем — до 500 000 человек[18], по сербской версии — до 800 000 человек[19]. Значительная часть жертв погибла в концлагерях, которые во множестве были созданы усташами. Около 240 000 сербов были насильно обращены в католичество, ещё 400 000 были вынуждены бежать в Сербию. Эти действия изменили этническую карту территорий современных Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии и крайне отрицательно сказались на отношениях между сербами и хорватами. На оккупированных районах Югославии развернулось широкое освободительное движение. Зародившееся в Далмации, оно получило отклик на территории всей Югославии. Борьбу с хорватскими военными формированиями и частями Вермахта вели партизаны-коммунисты под руководством Йосипа Броз Тито.

Помимо НГХ, террор оккупантов распространялся и на другие югославские земли. Немецкой оккупационной администрацией было создано несколько концлагерей на территории Центральной Сербии, периодически проводились карательные рейды и массовые расстрелы, наиболее известным из которых стал расстрел 7 000 человек в Крагуеваце и его окрестностях. Аналогичные действия велись венгерской армией в Воеводине и албанцами в Косове и Метохии.

Холодная война

После победы над фашизмом Римская курия сделала усташскую эмиграцию орудием антикоммунистического движения Запада. Один из самых кровавых палачей Второй мировой войны А. Павелич в сопровождении 500 католических священников бежал из Хорватии и обрёл убежище в Ватикане[20].

После окончания Второй мировой войны Пий XII стремился консолидировать католическую Европу в противовес коммунистической системе, комбинируя религию и политику. В этом он нашёл поддержку в США: его инициативу поддержал президент Трумэн и миллиардер Рокфеллер[20].

Сербская исследовательница С. Аврамов (Smilja Avramov, Смиља Аврамов) в своем исследовании «Опус Деи» приводит пророчество сербского владыки Николая, произнесенные в 1956 г. относительно возможного развития сценария гражданской войны в Югославии и роли в ней Римско-Католической Церкви: «Для сербского народа снова может повториться страшная трагедия. Все говорят, когда падет Тито, станет легче. Но ни у кого нет никакого представления, что будет с нами после падения коммунизма. У хорватов есть план, инспирированный Папой и поддержанный Италией. Когда падет коммунистическая система (если не вмешается Россия), сразу же начнутся поставки оружия хорватам, а сербы останутся с голыми руками… На границах Югославии все уже готово: и усташи, и оружие… Хорватия будет вооружена за 24 часа… Папа снова благословит убийства сербов при молчаливом согласии англосаксов… Что же себе думают сербские партийцы? Они думают, что спасение, как и в 1918 г., заключается в проведении выборов, на которых заморенный, голорукий, согбенный под грузом забот сербский народ выразит свою волю! И больше ничего! К этой мысли сводятся все планы сербских демократических и полудемократических, левых и полулевых партий, в том числе и патриотических, националистических, четнических и т.д. Каковы фантазии и каково сумасшествие! Вопрос заключается не в том, чтобы свалить Тито, а в том, что будет после Тито. Кто вооружит сербский народ, и кто его защитит от вечного и более чем могущественного противника? И какая власть станет над сербским народом?»[2][20]

Иоанн Павел II, избранный в 1978 г., стал расширять дипломатические и политические связи Ватикана с США. В президентство Р. Рейгана альянс Св. Престола и Белого дома был подготовлен пламенными католиками – Бжезинским, Кейси и Уолтерсом, поддержан министром иностранных дел А. Хейгом, также католиком (его родной брат был епископом). После падения Берлинской стены Ватикан поспешил установить дипломатические отношения с бывшими социалистическими странами: в 1989 г. с Польшей и СССР, в 1990 - с Венгрией, Чехословакией, Румынией и Болгарией, с Албанией - в 1991 г.[2]

С первых дней начала кризиса в Югославии Римская Курия навязывала общественному мнению тезис о виновности сербов в развязывании конфликта. Её целью было привести страну к распаду и обеспечить получение независимости католическим республикам – Словении и Хорватии. Интересно, что задачи Святого Престола и словенских и хорватских коммунистических лидеров совпадали, именно последние воплотили их в жизнь[2].

В начале 1990-х гг. в католических СМИ развернулась массированная антиюгославская кампания. Радио Ватикана транслировало послания хорватских епископов о «преследованиях и угнетенном положении церкви в Хорватии». Загребский архиепископ Франьо Кухарич через американскую ветвь католической организации «Опус Деи» заручился поддержкой влиятельных политиков США[2].

Заявление представителя Ватикана на совещании СБСЕ в Вене по поводу событий в Хорватии предрешило последующую трагедию: было провозглашено, что «безопасность и сотрудничество в Европе не основываются только на принципе нерушимости границ», но прежде всего они базируются на «признании прав человека и прав народов»[2].

Югославская война

От широкомасштабных этнических чисток, сопровождавших гражданские войны в Югославии в период с 1991 по 1999 годы, особенно пострадало сербское население Сербской Краины (1991—1995) (самопровозглашенного государства сербов на территории современной Хорватии), сербское население Республики Сербской (1992—1995) и сербской провинции Косово с преобладанием албанского населения (1998 — по настоящее время). В результате этнических чисток сотни тысяч сербов были изгнаны из родных мест. При этом отмечались факты массовых расправ, убийств и изнасилований в отношении мирного населения[21][неавторитетный источник?].

Сербофобия за пределами Сербии

Судебные процессы над участниками этнических чисток

Судебный процесс над участниками Гниланской группы АОК

После ареста преступной группы в декабре 2008 года последовали протесты со стороны албанцев в Прешево, которые утверждали, что арестованные не совершали преступлений, в которых их обвинили[22].

21 января 2011 года белградский суд приговорил девять бывших боевиков «Освободительной армии Косово» (ОАК) в общей сложности к 101 году тюрьмы за убийства и другие преступления против сербов и других неалбанцев, совершенные в косовском городе Гнилане в 1999 году[23].

Критика

Критики этого явления связывают употребление термина Сербофобия с политикой сербского национализма в конце 1980-х и 1990-х годов, как это описывает Кристофер Беннетт. По его словам, сербские националисты провели параллель между «подвигами» сербского народа в истории (от битвы на Косовом поле в 1389 году до геноцида во время Второй мировой войны), чтобы оправдать проводимую ими политику в 1980-е и 1990-е годы.

Шотландская исследовательница Сара Макартур в своей монографии[24] критикует позицию сербов в отношении освещения югославских войн в зарубежных СМИ:

Многие сербы обвиняли западные СМИ в заговоре против их страны. В 2002 г. эта тема была поднята в совместном британско-сербском документальном фильме «Югославия. Войны можно было избежать»

Автор монографии подвергла критике режиссёра фильма Джордже Богдановича за то, что он «делает весьма тревожащие умы заявление, что большая часть наиболее отвратительных событий на Балканах была специально инсценирована для СМИ. Он утверждает, что случаи резни и различные зверства, а также выставление напоказ мертвых тел для их показа по ТВ являются результатом сознательного плана мусульман настроить мир против сербов»[25].

С точки зрения Макартур, данное высказывание становится примером т. н. «предвзятой журналистики», а все вышеприведённые[какие?] высказывания западных журналистов относительно того, что объективность для журналиста на войне невозможна или недопустима, так и остаются без оценки[26].

В массовой культуре

«Серба — на вербу!» перед книжным магазином Римско-католической архиепископии в Сплите.
  • Стихотворение «Серба — на вербу!» (словен. Srbe na vrbe!) словенского националиста Марка Натлачена.
  • Популярный хорватский певец Марко Перкович-Томпсон известен исполнением песен, прославляющих преступления хорватских усташей против сербов[27].
  • По некоторым утверждениям, сербофобия присутствует во многих голливудских фильмах, таких как «В тылу врага» и «Цветы Гаррисона[англ.]», где сербы преувеличенно изображались как насильники и террористы[28]. Фильм «В краю крови и меда» подвергся критике со стороны сербских СМИ[29], а ассоциация бывших сербских заключенных боснийских концлагерей потребовала запретить представляющий насильниками одних сербов фильм как лживый и необъективный[30].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Беляков Сергей Станиславович. Сербы - "чужак" № 1. Хорватский национализм и сербофобия в XIX - первой половине XX века // Вопросы национализма. — 2010. — Вып. 3 (3). — С. 128–140. — ISSN 2218-1229.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Анна Филимонова. Институционально-правовая подготовка к «решению проблемы» православных сербов в усташском Независимом Государстве Хорватия. Српски став (7 августа 2024).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Шугурова Ирина Андреевна. Существует ли черногорская нация? // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2011. — № 1.
  4. Teruc S. Ideoloski koreni crnogorske nacije i crnogorskog separatisma / Terzic Slavenko // Slovo o Crnoj Gori: Srpski forum Crne Gore, Vijece narodnih skupstina. - Podgorica, 2001.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Анна Филимонова. Роль Ватикана в общественно-политических процессах на постъюгославском пространстве 1991-2000 гг.. Православие. ру (6 ноября 2006).
  6. Christian Axboe Nielsen. Making Yugoslavs: Identity in King Aleksandar's Yugoslavia. — Toronto: University of Toronto Press, 2014. — 388 с. — ISBN 9781442627505.
  7. Анна Филимонова. Институционально-правовая подготовка к «решению проблемы» православных сербов в усташском Независимом Государстве Хорватия. Српски став (7 августа 2024).
  8. Екмечић М. Огледи из историjе. Београд, 1999. С. 252.
  9. Димитрие Туцович, Srbija i Arbanija: jedan prilog kritici zavojevačke politike srpske buržoazije[англ.]
  10. Васильева, Нина, Гаврилов, Виктор. Балканский тупик ? Историческая судьба Югославии в XX веке. — М.: Гея Итэрум, 2000. — С. 81. — ISBN 5855890635.
  11. Беляков, Сергей. Усташи: между фашизмом и этническим национализмом. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — С. 95. — ISBN 5774101153.
  12. Васильева, Нина, Гаврилов, Виктор. Балканский тупик ? Историческая судьба Югославии в XX веке. — М.: Гея Итэрум, 2000. — С. 78-79. — ISBN 5855890635.
  13. Анатолий КАЗАНЦЕВ. Сербофобия и антисемитизм // Газета «Православный крест». Архивировано 21 мая 2012 года.
  14. Ominous Ustashe graffiti on churchyard wall of Church of the Dormition of the Most Holy Mother of God in Imotski. Information Service of the Serbian Orthodox Church (28 апреля 2004). Архивировано 19 сентября 2012 года.
  15. Укинута пресуда за "Србе на врбе" (серб.) // Радио и телевидение Сербии. — 14 февраля 2012 года. Архивировано 21 апреля 2012 года.
  16. Национализам у Хрватској стално присутан (серб.) // Глас Српске. — 16 августа 2011 года. Архивировано 4 марта 2016 года.
  17. Žerjavić, Vladimir. Yugoslavia - Manipulations with the number of Second World War victims. — Croatian Information Centre., 1993. — ISBN 0-919817-32-7. (англ.)
  18. "Croatia". (англ.). Shoah Resource Center - Yad Vashem. Архивировано 31 мая 2012 года.
  19. Мане М. Пешут. Крајина у рату 1941-1945. — Београд, 1995. — С. 51.
  20. 20,0 20,1 20,2 Аврамов С. Опус Деи. Нови крсташки рат Ватикана. Ветерник, 2000. С. 45-48, 66-67, 174-183.
  21. Артемий (Радосавльевич), епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский. Албанский геноцид сербов в XX веке: свидетельства церковных архивов // Православие.Ru. — 26 января 2009 года.
  22. Сербский суд приговорил 9 косовских албанцев к 101 году тюрьмы // Новости-Грузия. — 21 января 2011 года. (недоступная ссылка)
  23. В Белграде осуждены албанские бандиты из "гниланской группы" // Сегодня.ру. — 21 января 2011 года.
  24. Сара МАКАРТУР. Когда к штыку приравняли перо. Деятельность СМИ по освещению Боснийского кризиса (1992-1995 гг.). — М., 2007. — С. 164.
  25. Сара МАКАРТУР. Когда к штыку приравняли перо. Деятельность СМИ по освещению Боснийского кризиса (1992-1995 гг.). — М., 2007. — С. 136.
  26. Михаил ЯМБАЕВ. Ползучая сербофобия в «научных» обертках // Srpska.Ru. — 9 октября 2009 года. Архивировано 4 марта 2016 года.
  27. Бранко РАДУН. Оживление фашизма на Балканах и англосаксы // Православие.Ru. — 12 февраля 2010 года. Архивировано 10 декабря 2011 года.
  28. Behind Enemy Lines: Fact or Fiction?. Antiwar.com. Дата обращения: 16 января 2012. Архивировано 19 сентября 2012 года.
  29. Николай Соколов. Анджелина Джоли отвергла критику своего фильма со стороны сербов // РИА Новости. — 28 января 2012 года. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  30. В американский прокат выходит скандальный режиссерский дебют Анджелины Джоли // NEWSru.com. — 23 декабря 2011 года.

Литература

Ссылки