Секар-Рожанский, Антон Владиславович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антон Секар-Рожанский
Основная информация
Имя при рождении Антон-Карл Владиславович Рожанский
Профессии оперный певец, музыкальный педагог
Певческий голос тенор
Жанры опера
Коллективы Московская частная русская опера

Анто́н (Антон-Карл) Владисла́вович Сека́р-Рожа́нский (также Сикар-Рожанский; 6 [18] мая 1863, Влоцлавек, Варшавская губерния — 28 января 1953[1], Люблин) — русский оперный певец (тенор); первый исполнитель партии Садко в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова[2].

Биография

В 1886 году окончил Варшавский университет[3], в 1891 году[4] — Петербургскую консерваторию (класс профессора С. И. Габеля)[2][3].

В 1891 году дебютировал в Петербурге в антрепризе И. Соколова на сцене Панаевского театра (Флорестан в «Фиделио» Л. Бетховена), затем пел в Ростове-на-Дону (1891—1892), Казани (1892, антреприза В. А. Перовского), Харькове (1892—1894), Тифлисе (1894—1895), Петербурге (Панаевский театр, 1895—1896)[3].

В марте 1896 года успешно дебютировал в Большом театре (Радамес в «Аиде» Дж. Верди, Ромео в «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), но не был принят в труппу[3].

С мая 1896 по 1901 год — солист Московской частной русской оперы С. Мамонтова[3]. В этот период гастролировал также в Нижнем Новгороде (1896, 1897), Казани (1897, вместе с Ф. И. Шаляпиным и В. Эберле), Полтаве (1897), Ялте, Севастополе (1898, вместе с С. В. Рахманиновым и Ф. И. Шаляпиным)[3]. В период 1891—1904 годов неоднократно совершенствовался за рубежом: в Милане (у Мартина Петца, Ф. Ронкони и Ч. Росси) и Париже (у проф. Бертрами).

С 1904 года выступал в Киеве, Москве (антреприза М. Бородая в театре Солодовникова, 1905), Одессе, Харькове (1906); в 1910 году — в антрепризе М. К. Максакова (Симбирск, Пермь, Казань, Томск, Екатеринбург, Иркутск, Астрахань); в 1911 — в Курске; в 1912 — в Дрездене и Праге; до 1914 — в Омске, Чите, Владивостоке, Баку, Риге[3].

После 1917 года пел в концертах для рабочих в разных городах[3]. В 1914—1919 годах преподавал в оперном классе Московской консерватории (профессор)[3]. С 1920 года заведовал школой в Витебске. В 1920—1940 годы — профессор Варшавской консерватории. С 1940 жил в Люблине, преподавал в музыкальной школе[3].

Творчество

Обладал гибким голосом (с баритоновым центром) «металлического» тембра и широкого диапазона, драматическим темпераментом. В числе недостатков критиками упоминались неточность интонирования и плохая дикция[3].

Репертуар насчитывал свыше 70 оперных партий, а также романсы М. И. Глинки, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, А. С. Аренского, А. Гречанинова, С. Василенко, концертные произведения зарубежных композиторов[3].

Его партнёрами на сцене были М. В. Веселовская, В. А. Гагаенко, Ж. Девойод, Н. И. Забела-Врубель, А. Круглов, Т. С. Любатович, Н. В. Мутин, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, А. И. Улуханов, Е. Я. Цветкова, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевелёв, В. Шкафер[3].

Пел под управлением А. Бернарди, В. А. Зелёного, М. М. Ипполитова-Иванова, Н. Кочетова, А. Э. Маргуляна, И. О. Палицына, С. В. Рахманинова, И. А. Труффи, О. Шпачека, А. А. Эйхенвальда, Э. Д. Эспозито[3].

Избранные партии

Примечания

  1. В некоторых источниках указываются месяц рождения июнь, год смерти 1952.
  2. 2,0 2,1 ЭСБЕ, 1900.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Пружанский А. М., 2008.
  4. Год окончания приведён по словарю А. М. Пружанского. В ЭСБЕ указан 1892 год.
  5. Композитор специально для А.Секар-Рожанского написал вставную арию в 3-м действии.

Ссылки