Эйхенвальд, Антон Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эйхенвальд, Антон Александрович
Основная информация
Дата рождения 1 (13) мая 1875(1875-05-13)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 1952(1952)
Место смерти Ленинград, СССР
Профессии композитор, дирижёр, музыкальный педагог, этнограф
Жанры оперы, балеты, песни
Награды

Антон Александрович Эйхенва́льд (13 мая (1) 1875 года — 1952) — композитор, дирижёр, музыкальный этнограф. Народный артист Башкирской АССР (1945).

Биография

Антон Эйхенвальд родился 13 мая 1875 года в Москве. Его отец Айхенвальд Александр Фёдорович (1835—1917)[1] — выпускник Академии художеств, фотограф и фотохудожник. Мать, Ида Ивановна Айхенвальд (урожденная Папендик), арфистка, профессор Московской консерватории.

В Москве Эйхенвальд учился в гимназии, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества (класс В. Д. Поленова и В. Маковского), которое окончил в 1892 году.

Первые уроки музыки брал у матери, затем учился у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка).

С 1892 года преподавал в музыкальных классах Н. С. Кленовского в Москве и занимался сбором музыкального фольклора.

С 1893 года работал хормейстером в Казанской опере. Совместно с лингвистом-ориенталистом Н. Ф. Катановым участвовал в этнографических экспедициях.

Дальнейшие места работы: дирижёр опереточной труппы в Каменец-Подольске (1897—1898), хормейстер оперы в Саратове (1894—1895), дирижёр, антрепренёр оперных трупп в Нижнем Новгороде (1900—1903, 1908, 1910), Казани (1907—1909), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др.[2] В Екатеринбурге в зимнем сезонм 1900/01 годов товариществом оперных артистов под управлением А. Эйхенвальда были показаны уральской публике русские и зарубежные оперы: «Лакме» Лео Делиба, «Гамлет» Амбруаза Тома, «Маккавеи» А. Г. Рубинштейна, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсаков.[3]

C 1917 года работал в Народной консерватории и театре г. Красноярска. С 1922 года — научный сотрудник Государственного института истории музыки (фольклор), в 1934—1937 годах — Туркменского НИИ (Ашхабад).

В 1924—1926 годах гастролировал как оперный и симфонический дирижёр во Франции, Бельгии, в 1927—1928 — в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы «Жар-птица» (1925).

В разные годы преподавал в музыкальных училищах Казани, Тифлиса, Харькова, Одессы, Перми, Саратова, Уфы, Куйбышева, Ашхабада и др.

Первый главный дирижёр Средневолжской краевой оперы (1931—1933). Под его управлением прошёл спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, открывший театр.

В 1937 году Эйхенвальд был заведующим фольклорно-музыкальным кабинетом при Управлении по делам искусств СНК ТАССР (Казань). Занимался сбором образцов башкирского и татарского музыкального творчества. Записал на фонограф более 60 народных песен. Затем был отстранён от должности и арестован как «разоблаченный враг народа»[4]. В 1938 году был освобождён (реабилитирован в 2003).

В 1939—1943 годах жил и работал в Уфе: научный сотрудник музыкально-фольклорного кабинета при Управлении по делам искусств БАССР и руководитель кружка по повышению квалификации при Союзе композиторов БАССР.

В Саратове стоял у истоков Саратовского театра оперы и балета.

В начале 1930-х годов Наркомат просвещения БАССР пригласил Эйхенвальда в Уфу. В Уфе Эйхенвальд стоял у истоков Башкирского государственного театра оперы, создал легендарно-героическую оперу «Мэрген» (либретто М. Бурангулова), драматическую оперу «Ашкадзар».

С 1944 года  — председатель Куйбышевского отделения Союза композиторов СССР. Главный дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948—1949).

Труды

Эйхенвальд записал более 4 000 народных мелодий народов Поволжья и Средней Азии.

Народные мелодии казанских татар, записанные и обработанные Эйхенвальдом для симфонического оркестра, впервые в мире прозвучали 3 августа 1923 года на концерте восточной музыки в Красноармейском дворце (ныне — театр им. К. Тимчурина).[5]

Автор балетов: «Ёлочка, или Зима» (1913, Одесса), «Жар-птица» (1925, Париж), «Всадники» (1947).

Создал пять музыкальных комедий, включая «Табачный капитан» (1942, Куйбышевский театр оперы и балета).

Автор романсов («Утро» на слова К. Бальмонта и др.), песен («Я приехала в Москву» на слова Н. Добржанской и др.), двух башкирских маршей («Марш конников», «Трудовые резервы»), туркменского марша «Первое мая» на слова Н. Шукурова, квартета на башкирские темы, музыки к первому туркменскому звуковому фильму «Небывалое», кантат: «X-летие Туркмении» (1934), «XXV-летие Башкирии» (1944) (Ф. 159; ед. хр.: 2251; 1920–1950 гг.)

Оперы «Степь» (1928, Самара), «Мэргэн» (1940, Уфа), «Ашкадзар» (1944, Уфа), «Солнечный камень» (по сказке Г. Тукая, 1946).

Постановщик опер: «Нерон» А. Г. Рубинштейна (1905, Нижний Новгород), «Чародейка» П. И. Чайковского (1910, Баку), «Ася», «Предательство» М. М. Ипполитова-Иванова (1912, Харьков), «Коморра» Э. Эспозито (1913, Одесса)

Кантаты: «X-летие Туркмении» (1934), «XXV-летие Башкирии» (1944).

Сюиты, увертюры, 4 струнных квартета, пьесы для скрипки, виолончели, 50 романсов и песен.

Примечания

  1. Александр Федорович Эйхенвальд
  2. История русской музыки: в десяти томах. Том 10В: 1890-1917. Хронограф. Кн.II / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашёва. — М.: Языки славянских культур, 2011. — 1232 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3.
  3. Сергей Беляев. Три памятных вечера: к 180-летию А. Г. Рубинштейна // Урал : журнал. — 2009. — № 10.
  4. Эйхенвальд Антон Александрович (1875). Проект «Открытый список».
  5. Антон Эйхенвальд: долгий путь к признанию // РТ — общественно-политическая газета : газета. — 2019. — 11 мая (№ 110—111).

Литература

  • Миловидова Н. С. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие. — Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — С. 24—39. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88293-323-3
  • Славный юбилей (К 75-летию А. А. Эйхенвальда) // Советская музыка. — 1950. — № 7.

Ссылки