Святые диаконы
Святые диаконы — согласно книге «Деяния святых апостолов» (глава 6), семь святых диаконов (служителей), поставленных еще апостолами, а также другие раннехристианские святые, бывшие диаконами.
История
Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем Первом Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви.
Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» (речь о равномерном распределении материальных благ среди неимущих) и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке. Следует отметить, что в тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν, дыа́конин) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία, дыакони́а) слова». Таким образом в тексте Деяний семеро не названы диаконами и служение их состояло из одной обязанности, в отличие от текстов Посланий апостола Павла. Так был поставлен святой Стефан:
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу… и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников.
Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам[1]. Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн[2].
Список
- Стефан Первомученик
- Филипп (апостол от 70)
- Прохор (апостол от 70)
- Никанор (апостол от 70)
- Тимон (апостол от 70)
- Пармен (апостол от 70)
- Николай пришлец Антиохийский — не святой, уклонился от веры с Симоном Волхвом
- также диаконы (более позднего времени):
Примечания
- ↑ Апостольский церковный устав. Гл. IV, VI
- ↑ Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. ХХХ