Святополк Владимирович Окаянный
Святополк Владимирович | |
---|---|
Свѧтополкъ Владимировичь | |
1015 — 1016 | |
Предшественник | Владимир Святославич |
Преемник | Ярослав Владимирович Мудрый |
1018 — 1019 | |
Предшественник | Ярослав Владимирович Мудрый |
Преемник | Ярослав Владимирович Мудрый |
988 — 1016 | |
Предшественник | Тур |
Преемник | Ярослав Владимирович Мудрый |
1018 — 1019 | |
Предшественник | Ярослав Владимирович Мудрый |
Преемник | Ярослав Владимирович Мудрый |
|
|
Дата рождения | ок. 979 |
Дата смерти | 1019 |
Место смерти | Польша или Чехия |
Род | Рюриковичи |
Отец | Владимир Святославич (или Ярополк Святославич) |
В браке | дочь Болеслава Храброго, имя неизвестно |
Отношение к религии | язычество, принял христианство |
Святопо́лк Влади́мирович (др.-рус. Свѧтопо́лкъ Влади́мировичь, в крещении Пётр, в древнерусской историографии по прозвищу «Окая́нный», ок. 979—1019) — князь туровский (с 988, первый из рода Рюриковичей), великий князь киевский в 1015—1016 и 1018—1019. Сын или племянник-пасынок Владимира Святославича, пришёл к власти после его смерти. По преданию, приказал умертвить своих братьев Бориса и Глеба, а потом ещё одного брата Святослава, за что в истории получил прозвище «Окаянный». Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. Потерпел поражение и бежал на Запад, где и умер.
Биография
Происхождение
По рассказу «Повести временных лет», рождён гречанкой, вдовой великого князя киевского Ярополка Святославича, погибшего в междоусобной войне с братом, князем новгородским Владимиром и взятой последним в наложницы. В одной из статей летопись говорит, что вдова уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.
Летописец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает». Не исключено, что эта история представляет собой позднейшую легендарную вставку; древнейший текст Новгородской первой летописи без оговорок именует Святополка сыном Владимира, так же пишет и Титмар Мерзебургский. Выдвигалась также гипотеза, что Святополк был сыном не гречанки, а «чехини», одной из первых жён Владимира.
С другой стороны, исследователи антропонимики обращают внимание на то, что имена практически всех остальных сыновей «второго» отца Владимира по принципу варьирования родового имени построены на корне «-слав» на 2-м месте в честь их деда Святослава (Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Мстислав и проч.). А вот имя «Святополк», построенное по тому же принципу, хотя и показывает, что дедом ребёнка действительно был Святослав, но во 2-й части является варьированием имени своего «первого» отца Ярополка, то есть различие между этими детьми (либо сомнения Владимира) чувствовалось ещё при выборе имени для младенца[1].
В «Повести временных лет» другой сын Владимира Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. В Новгородской первой летописи Ярослав Мудрый занимает четвертую позицию, которая, по мнению историков, более соответствует действительности.
Слух о рождении Святополка от двух родителей даёт основание считать, что он родился через 7—9 месяцев после вступления Владимира в Киев в июне 978, соответственно Святополк мог родиться в начале 979.
Часть историков продолжает считать дискуссионным происхождение Святополка. Н. Котляр на основании тамги на монетах Святополка считает, что сам князь декларировал своё происхождение от Ярополка. Если эта версия правильная, а интерпретация княжеских тамг довольно спорная (двузубец (без креста) был знаком Ярополка, а также использовался на тамге Мстислава Владимировича, найденной на Тамани), то это доказывает старание Святополка отмежеваться от Владимира и других его сыновей. Известно, что в 1018 году Святополк взял в заложницы мачеху и сестёр Ярослава; это было бы едва ли допустимо, если бы он также считал себя сыном Владимира.
Брак
Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго (польск. Bolesław I Chrobry, с 1025 года — король). Она родилась от третьего брака с Эмгильдой между 991—1001 гг. (ближе к первой дате) и умерла после 14 августа 1018 года. Большинство исследователей датируют брак 1013—1014 гг., считая, что он был следствием мира, заключённого с Польшей после неудачного похода Болеслава. Однако без внимания остаётся миссия цистерцианца Бруно в 1008 году, которая могла закончиться миром, скреплённым браком. Святополк занимал туровский престол где-то с 990 года, после смерти Всеволода и Позвизда волынских его земли стали граничить с Польшей и потому именно его избрал Владимир в качестве кандидата на бракосочетание с польской принцессой.
Княжение и убийство братьев
Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава I Храброго) и духовник жены, колобжегский (кольбергский) епископ Рейнберн, который умер в тюрьме. Титмар Мерзебургский сообщал, что Святополк был одним из соучастников заговора против Киевского князя, но заговор был раскрыт, после чего великий князь Владимир бросил Святополка с женой и духовником в темницу. Примерно тогда и другой старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав также восстал против отца[3]. Предполагается, что оба восстания связаны с вопросом о столонаследии, где Борису отводилась решающая роль[4].
После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.
В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет[6]), похожие на сребреники Владимира. Сребреник Святополка Владимировича чеканили в 1015—1016 гг. Монета весит чуть менее 3 грамм и имеет диаметр около 29 мм. На лицевой стороне изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро». На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Петор.
В течение 1015 года были убиты три единокровных брата Святополка — Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики и являлись его единокровными братьями. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.
Тем не менее, существуют и другие теории на этот счёт. В частности, скандинавская Сага об Эймунде[7] упоминает о войне между конунгом Ярислейфом (Ярославом) и его братом Бурислейфом, где Ярислейф нанимает варягов для борьбы с братом и в итоге побеждает и убивает его. Имя Бурислейфа многими идентифицируется с Борисом (ср. также связь имени Борис с именем Борислав), но по другой версии это имя короля Болеслава Храброго, которым сага называет его союзника Святополка, не разделяя их. Также, хроника Титмара Мерзебургского, в которой рассказывается, как Святополк бежал в Польшу, часто интерпретируется в пользу его невиновности, так как в ней нет упоминания о княжении Святополка в Киеве (что, однако, противоречит существованию монет Святополка) и каких-либо действиях против Бориса и Глеба.
Некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддерживают гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.
Исследователи антропонимики приводят косвенное доказательство его невиновности, указывая, что хотя у Рюриковичей имелся четко ограниченный набор родовых имен, и имена «плохих» князей из него исключались, однако со смертью Святополка Окаянного его имя «Святополк» из него не вычеркивается, и продолжает использоваться вплоть до середины XII века. «Можно предположить, вслед за А. Поппэ, что в княжеской традиции на протяжении всего XI-начала XII столетия Святополк не считался прямым виновником гибели свв. Бориса и Глеба. Лишь позднее, когда агиографическая версия вытесняет родовое предание, это имя постепенно уходит из именослова правящей династии»[9].
Борьба с Ярославом
Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016 году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились под Любечем на Днепре, ни одна сторона долго не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в озеро, Ярослав захватил Киев. В том же 1016 году при походе византийцев в Болгарию русы составляли треть всего византийского войска[10].
Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород.
Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк потерпел решающее поражение. Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. По рассказу «Повести временных лет», носящему легендарные черты, братоубийца был наказан параличом и безумием: «…и расслабишася кости его, не можааше седети, несяхут и на носилех» — и умер во время бегства. Место смерти Святополка ПВЛ обозначает как «между ляхы и чахы», что многие исследователи (начиная с одного из первых исследователей борисоглебских памятников О. И. Сенковского) считают не буквальным географическим обозначением границы Чехии и Польши, а поговоркой со значением «Бог знает где», образ же пустыни, скорее всего, имеет библейское происхождение.[11]
Возможное захоронение
В деревне Бодзя[англ.] (Польша) была обнаружена богатая могила воина (погребение E864/I), похороненного около 1010—1020 годов нашей эры. При анализе его ДНК определили субклад I1-S2077[источник не указан 1305 дней] Y-хромосомной гаплогруппы I1a3 (Z63)[источник не указан 1305 дней] и митохондриальную гаплогруппу H1c. Все находящиеся там артефакты свидетельствуют о тесной связи с правящей элитой Киевской Руси, поэтому этот человек, вероятно, умерший от боевых ран, был в близких отношениях со Святополком. Кладбище в Бодзи — исключительное с точки зрения связей со Скандинавией и Киевской Русью. Этот мужчина (образец VK157) не был простым воином из княжеской свиты, но сам принадлежал к княжескому роду. Его захоронение — самое богатое на всем кладбище, и стронциевый анализ его зубной эмали показывает, что он не был местным жителем. Предполагается, что он прибыл в Польшу со Святополком и погиб в бою. Это соответствует событиям 1018 года, когда сам Святополк исчез после отступления из Киева в Польшу. Не исключено, что этот человек — сам Святополк[13][14][15]. Анализ геральдических особенностей двузубца с крестовидной фигурой на правом зубце и волютообразной фигурой ниже треугольной ножки на бронзовом наконечнике пояса показал, что изготовление поясной гарнитуры следует относить ко времени туровского княжения Святополка — к 1008—1013 годам. Не исключено, что погребённый в могиле E-864/I молодой воин был мечником Святополка[16].
Память
В связи с ролью, которую Святополк играет в летописном и житийном рассказе о Борисе и Глебе (созданных начиная с третьей четверти XI в.), он предстаёт одним из наиболее отрицательных персонажей средневековой русской истории; Святополк Окаянный — такой постоянный эпитет этого князя в летописи и житиях. Тем не менее его именем продолжали называть детей княжеского рода, например, Святополка Изяславича, который в 1093—1113 гг. занимал киевский великокняжеский престол.
Существуют гипотезы ряда историков второй половины XX в. (Н. Н. Ильин, М. Х. Алешковский, А. Поппэ), согласно которым следует критически пересмотреть сообщения летописей и оправдать Святополка, а убийство Бориса и Глеба приписать Ярославу Мудрому или даже Мстиславу Владимировичу[17]. Эта точка зрения опирается, в частности, на показания скандинавских саг, где князь «Бурислав» гибнет от рук варягов — наёмников Ярослава.
Святополк стал персонажем романа Валентина Иванова «Русь великая».
- В кино
- «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Святополка Николай Бабенко.
- «Владимир Святой» (1993; Россия) режиссёр Юрий Томошевский, в роли Святополка Олег Мельник.
- «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Святополка Александр Филиппенко.
Примечания
- ↑ Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. — С. 49
- ↑ Выражение преданности Святополку Владимировичу вышегородцами во главе с Путшей. . runivers.ru. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
- ↑ Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII вв. — СПб.: Академический проект, 2003. — С. 301.
- ↑ Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию. и Науке, 2010. — С. 73—74.
- ↑ Борис и Глеб с житием. Вторая четверть XIV в. . www.icon-art.info. Дата обращения: 2 февраля 2022. Архивировано 2 февраля 2022 года.
- ↑ В августе 2020 года в посёлке Городница (Житомирская область) среди сребренников городницкого клада[укр.] нашли 6 монет Святополка Ярополковича. «Городницький скарб». Історія сенсаційної знахідки Архивная копия от 17 октября 2020 на Wayback Machine, 31 серпня 2020
- ↑ Сага об Эймунде Архивная копия от 14 февраля 2015 на Wayback Machine, Прядь об Эймунде Хрингссоне Архивная копия от 19 апреля 2017 на Wayback Machine
- ↑ Григорий Тюканов. Сребреник Святополка Окаянного, 1015-1016 гг . www.fotoremeslo.com (20.04.20115). Дата обращения: 9 июля 2015. Архивировано 11 июля 2015 года.
- ↑ Литвина… Там же. С. 50.
- ↑ Разин Е. А. История военного искусства VI—XVI вв. — СПб.: «Издательство Полигон», 1999. — 656 с. Тираж 7000 экз. ISBN 5-89173-040-5 (VI—XVI вв.). ISBN 5-89173-038-3. (Военно-историческая библиотека)
- ↑ Подробную интерпретацию этого отрывка летописи см. в: И. Н. Данилевский. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — С. 62-72 Архивная копия от 13 октября 2017 на Wayback Machine
- ↑ Смерть Святополка Владимировича в пустынном месте на границе между Польшей и Чехией . runivers.ru. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
- ↑ Duczko, Wladyslaw. Viking Rus: Studies on the Presence of Scandinavians in Eastern Europe : [англ.]. — BRILL, 2004-01-01. — ISBN 978-90-04-13874-2. Архивная копия от 1 июня 2021 на Wayback Machine
- ↑ Sample from Homo sapiens - BioSample - NCBI . www.ncbi.nlm.nih.gov. Дата обращения: 26 сентября 2020.
- ↑ (September 2020) «Population genomics of the Viking world» (en). Nature 585 (7825): 390–396. doi:10.1038/s41586-020-2688-8. ISSN 1476-4687. PMID 32939067.
- ↑ Белецкий С. В. Несколько замечаний о двузубце из могильника Бодзя в центральной части Польши Архивная копия от 23 марта 2022 на Wayback Machine // Slavia Antiqua, № 59, 2018. С. 265—280
- ↑ И. Н. Данилевский: Ярослав, Святополк и летописец Архивная копия от 19 сентября 2011 на Wayback Machine. Из книги: И. Н. Данилевский, Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) — М.: Аспект-Пресс: 1999.
Литература
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Москва-Ленинград: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с.
- Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII—XVII вв. — М., 1973. 284 с.
- Врублевский А. Сведения о Руси, встречающиеся в хронике польского летописца Мартина Галла // Университетские известия. — К., 1878. — № 9. — Прибавления. С.41—58
- Грушевський М. С. Історія України-Руси. Т. 2. — К., 1992. 633 с.
- Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь в X—XI вв. — М., 1964. с.73—108
- Котляр Н. Ф., Смолий В. А. История в жизнеописаниях. — К., 1990. 255 с.
- Молчанов A. A. Ещё раз о Таманском бронзовом «брактеате» // СА — 1982. N 3. С.223—226
- Назаренко A. B. События 1017 г. в немецкой хронике начала XII в. и в русской летописи // Древнейшие государства на территории СССР. Мат. и исслед. — 1980 г. — М., 1981. С. 175—184
- Назаренко A. B. О датировке Любечской битвы //Летописи и хроники. — Сб. ст. 1984 г. — М., 1984. С.13—19
- Свердлов М. Б. Известия о Руси в Хронике Титмара Мерзебургского // Древнейшие государства на территории СССР. Мат. и исслед. — 1975 г. — М., 1976. С.90—101
- Толстой И. И. Древнейшие русские монеты Великого княжества Киевского. — СПб., 1882, с.47—56
- Толстой И. И. Древнейшие русские монеты X—XI вв. — СПб., 1893. 256 с.
- Фортинский Ф. Я. Титмар Мерзебургский и его Хроника. — СПб., 1872. 238 с.
- Шушарин В. П. Древнерусское государство в западно- и восточноевропейских средневековых памятниках // Древнерусское государство и его международное значение. — М., 965. С.420—429.
- Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
- Войтович Л. Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало XVI в.).
- Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М.:, Молодая гвардия, 2001.
- Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997.
- Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.
- Сага об Эймунде (Прядь об Эймунде Хрингссоне) / перевод с древнеисландского Е. А. Рыдзевской // Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (до середины XI в.). — М., 1994. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
- Микола Костомаров. Галерея портретів. ISBN 5-301-01266-5 (укр.)
- Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. — Минск, Беларусь, 1990
- Панус О. Ю. «Кто Каин, кто Авель?» — М.: Спутник+, 2014. ISBN 976-5-9973-3040-8
- Костромин К. А. Борисоглебская проблема: вопрос доверия источникам // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. — 2011. — № 6. — С. 55—70.
Ссылки
- Святополк Окаянный проект «Хронос»