Святогорская лавра
Монастырь | |
Святогорская лавра | |
---|---|
Координаты: 49°01′42″ с. ш. 37°34′05″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Город | Святогорск |
Конфессия | православие |
Епархия | ставропигия Украинской православной церкви |
Тип | мужской |
Первое упоминание | 1526 (письменное) |
Дата основания | XV век |
Дата упразднения | 1787, 1922 |
Известные насельники | Иларион (Григорович) |
Реликвии и святыни | Святогорская икона, мощи святых насельников |
Настоятель | митрополит Онуфрий (Березовский) |
Наместник | митрополит Арсений (Яковенко) |
Статус | Лавра |
Состояние | действующий монастырь |
Сайт | svlavra.church.ua |
Успе́нская Святого́рская ла́вра — ставропигиальный монастырь Украинской православной церкви в городе Святогорске Донецкой Народной Республики. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.
До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.
Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.
История
Первый монастырь и его упразднение
Святогорский монастырь в бывшем Славяногорске над Северским Донцом берёт начало со времён перед татарским нашествием, когда Бату-хан разрушал «мать городов русских» — Киев. Хотя первые письменные упоминания о монастыре датируются 1526 годом, Дмитрий Багалей в труде «Из прошлого Святогорского монастыря» писал: «Монастырь, или церковь, существовал ещё в предмонгольский период». Первые христианские поселения, а возможно и монастырь, появились на этих горах ещё до Крещения Руси, когда почитатели икон были вынуждены покидать охваченную иконоборчеством Византию и искать убежища за пределами империи. Часть из них скрывалась в Южной Италии, часть на Кавказе, а часть через Крым поднялась по Дону и Северскому Донцу. Об этом свидетельствуют древние пещерные обители по берегам этих рек и находки современных археологов.
Чтобы добраться до вершины скалы, нужно пройти более километра пещерами, которые были вырублены в меле более тысячи лет назад.
Именно в этих краях в середине IX века проповедовали хазарам православную веру Кирилл и Мефодий. О древних христианских поселениях в этой местности свидетельствует и Ипатьевская летопись, в которой говорится, что в 1111 году местные христиане встречали здесь великого князя Владимира Мономаха. В течение почти всей истории монастыря эти пещеры были убежищем для иноков во время гонений. В XIII веке христиане пытались здесь спастись от монголо-татарских орд Батыя, в XVI—XVII веках монастырь был форпостом на границе с татарской степью и католической Польшей. Именно сюда в те времена переселялась братия с увлеченной унией Почаевской лавры. Позже княжество Московское, которое в 1547 году стало царством, использовало «Святые горы» для расположения в монастыре своей стражи.
Монастырь защищали, с одной стороны, пучины реки, а с другой — глухие леса. Это позволяло Изюмскому полку, на территории которого находился монастырь до 1764 года, успешно отражать вражеские атаки. В частности, крымская армия пять раз (в 1664, 1679, 1680, 1691 и 1737 годах) нападала на него, но не уничтожила. Каждый раз после нападения он возобновлялся. После вхождения Крыма в состав России в 1788 году монастырь потерял военное значение.
Как и прочие города Белгородского Разряда (Харьков, Сумы, Ахтырка, Тор и т. д.), Святогорский Успенский монастырь принадлежал к Белгородской епархии Русской церкви, в отличие от Киевской митрополии соседней Малой России, сохранявшей церковную автономию до 1686 года. Святогорский Успенский монастырь, находясь на самом краю Русского государства, щедро одаривался царями, в нём постригались по окончании службы русские служилые люди и черкасы. Деятельным архимандритом монастыря на рубеже 70—80-х годов XVII века явился Иоиль — человек незаурядной судьбы и энергии. По всей видимости, Иоиль ездил в Москву не единожды, привозя важные решения и богатые дары в Святогорский Успенский монастырь[1].
В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Григорий Потемкин-Таврический. По указу Святейшего синода монастырские храмы Успения Божией Матери и Святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.
Второй раз открыт монастырь был только в 1844 году. Через 15 лет началось строительство монументального Успенского собора высотой 53 м и длиной 42 м. Напротив него уже с 1851 года возвышалась Покровская церковь с колокольней, которая имела 8 колоколов. Самый большой из них весил 6354 кг. В Покровской церкви содержалась ризница, библиотека и архив монастыря. Он уже не имел старинных предметов, потому что их разворовали царские чиновники, закрывавшие монастырь в 1788 г.
Возрождение в XIX веке
В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев.
В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьёй в селе Борки в Харьковской губернии был устроен Спасов скит с храмом Христа Спасителя; действовали также пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор).
Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.
Закрытие в советское время и возрождение после распада СССР
С января 1918 года начались конфискации имущества, отобрание земли, принудительное выселение большинства монастырской братии, обыски и грабежи. Большевики, появляясь в монастыре, врывались в храмы в шапках, с папиросами в зубах, сквернословили, переворачивали престолы, распивали церковное вино и увозили с собою церковную утварь. Когда в одно из таких посещений эконом скита при деревне Гороховке отказался от выдачи денег, его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Тогда же при попытке бежать был убит монах Израил. Когда в октябре того же года переносили из села в село особо чтимую Святогорскую икону Божией Матери и крестный ход расположился на ночлег, то большевики напали на помещение, занимаемое духовенством, и убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Федота и приютившего их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.
Исключительно грубые кощунства были совершены большевиками в монастыре в начале 1919 года. 2 января днём ворвались в ворота до 60 красноармейцев. Избив прикладами первого попавшегося на их пути монаха, они все рассеялись по разным корпусам монастыря и принялись за грабёж, сопровождаемый невероятными издевательствами. Несколько человек вбежали в Покровскую церковь, где шло богослужение, и стали требовать у настоятеля архимандрита Трифона выдачи ключей от монастырских хранилищ. Сплошной грабёж шёл по всем кельям. У монахов отнимали всё имущество до последней рубахи включительно. В то же время грабители оскверняли иконы, заставляли монахов под угрозами расстрела курить и танцевать. К ночи бесчинства несколько стихли, и около двух часов избитая, ограбленная, поруганная братия стала собираться в храме на литургию. Служил архимандрит. Во время службы ворвалась толпа красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком «довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви», — повернул за плечи провозглашавшего ектению иеродиакона. Но, вняв всеобщим настойчивым просьбам, разрешили окончить литургию. Не покидая храма, большевики входили в алтарь в шапках, курили, а к концу службы один из них схватил монаха и ножницами отрезал ему волосы, крича при этом, что будет стричь всех по очереди. И действительно, нескольким монахам были обрезаны волосы на голове и бороды. В это время другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл Царские врата и, стоя в них, кричал: «Не выходи, стрелять буду!». Братия, ожидая дальнейших страданий, причастилась Святых Таин. Между тем повальный грабёж продолжался по всем помещениям монастыря. Продолжались и глумления над монахами, которых заставляли, как и раньше, курить, плясать и даже пить чернила. Утром, когда вновь должна была начаться обедня, службы уже не допустили. Ворвавшаяся в церковь толпа большевиков набросилась на священнослужителей и стала их вытаскивать в ризах из храма. С архимандрита сняли сапоги. Затем, несмотря на мороз, выстроили монахов в ряды и среди побоев, площадной брани и грубых издевательств стали их обучать маршировке и военным приёмам. Одновременно в соседнем храме другая толпа красноармейцев кощунственно представляла богослужение: один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в облачениях, открывали и закрывали Царские врата на потеху своим товарищам. Добыча двухдневного грабежа была вывезена на 38 подводах[2].
В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте был образован дом отдыха.
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (в будущем архимандрит) Серафим и четверо молодых послушников из Донецка. В том же году монастырю вернули здание Успенского собора.
В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.
С благословения митрополита Арсения в начале 2000-х в Святогорском монастыре информационный отдел под руководством архимандрита Лазаря начал работу по сбору и изданию документов, касающихся основания и жизни монастыря («Святогорские чтения»)[1].
28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю передали жилые и хозяйственные строения, находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы».
9 марта 2004 года Священный синод Украинской православной церкви присвоил монастырю статус лавры[3].
12 июля 2008 года в Успенском соборе лавры за литургией был совершён чин прославления Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших[4][5]. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, четверо преподобноисповедников и один Христа ради юродивый[6]. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного синода Украинской православной церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38)[7]. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года[8].
7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина)[9].
Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 эвакуированных из зоны военных действий, в том числе 300 детей[10].
Специальная военная операция России на Украине
В период специальной военной операции России на Украине обитель стала убежищем для эвакуированных из зоны военных действий.
12 марта 2022 года рядом с лаврой произошёл взрыв, от которого были выбиты окна в Успенском соборе и Покровском храме и пострадала гостиница лавры, где на тот момент проживало несколько сот беженцев; некоторые получили ранения от осколков оконного стекла[11]. Митрополит Святогорcкий Арсений (Яковенко) сообщил, что по лавре «был нанесён авиационный удар» («бомба упала непосредственно рядом, возле моста, который соединяет правый и левый берег Северского Донца и лавру с городом Святогорском»)[12].
29 апреля Министерство обороны России сообщило, что украинские силы разместили в Святогорской лавре артиллерийские орудия[13].
4 мая в результате обстрела лавры были ранены семь человек. 7 мая был уничтожен Свято-Георгиевский скит лавры в селе Долина. 9 мая пострадал скит Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, 12 мая — собор Святых мучениц в Святогорске, 17 мая разрушен скит в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Богородичном. 30 мая были обстреляны монашеские корпуса; погибли двое монахов и монахиня, трое монахов получили ранения[14].
1 июня было обстреляно главное здание лавры. 4 июня при отступлении украинские военные подожгли главный храм Всехсвятского скита в селе Татьяновке[15][16]. По свидетельствам очевидцев, очередь из зажигательных боеприпасов была произведена по деревянным стенам подкупольного пространства храма из украинского бронеавтомобиля «Козак», принадлежащего украинским войскам[17]. 6 июня был разрушен ведущий к лавре мост через реку. 7 июня министр обороны России Сергей Шойгу объявил об освобождении Святогорска. Лавра, однако, осталась под контролем киевского режима[1].
25 сентября 2023 года на заседании Священного синода УПЦ было принято решение о подчинении Успенской Святогорской лавры митрополиту Киевскому и всея Украины в статусе ставропигиального монастыря[18].
В рамках гонений на Русскую православную церковь в апреле 2024 года СБУ был арестован митрополит Святогорский Арсений[1].
Список настоятелей и наместников
- Симеон, иеромонах (ок. 1624)
- Кирилл, иеромонах (ок. 1640)
- Игнатий, иеромонах (ок. 1651)
- Феофан, игумен (ок. 1654)
- Гавриил, иеромонах (ок. 1661)
- Корнилий, игумен (ок. 1672)
- Иоиль Озерянский, архимандрит (ок. 1679)
- Иосиф (Кононович), архимандрит (ок. 1687)
- Феодосий, архимандрит (ок. 1691)
- Вениамин, архимандрит (ок. 1701)
- Иона, игумен (ок. 1705)
- Вассиан (Васильковский), архимандрит (ок. 1707)
- Севастиан (Юхновский), архимандрит (ок. 1714)
- Арсений (Зарудный), архимандрит (ок. 1720)
- Митрофан (Шеинков), архимандрит (ок. 1723)
- Иларион (Григорович), архимандрит (1733—1737)
- Фаддей (Кокуйлович), архимандрит (1738—1758)
- Рафаил (Мокренский), архимандрит (1758—1765)
- Лаврентий (Кордет), игумен (с 1765)
- Матфей (Млодзинский), архимандрит (ок. 1766)
- Сильвестр (Кияновский), игумен (ок. 1767)
- Феофан (Феодоровский), архимандрит (с 1770)
- Филарет (Финевский), игумен (до 1787)
- Венедикт, архимандрит (1787—1788)
- Арсений (Митрофанов), архимандрит (1844—1859)
- Герман (Клица), архимандрит (1859—1890)
- Вассиан (Дегтярёв), архимандрит (1890—1909)
- Трифон (Скрипченко), архимандрит (1909—1922)
- Иоанн (Стрельцов), игумен, (1926—1931 — временно исполнял обязанности настоятеля Святогорской Успенской пустыни при Всехсвятской кладбищенской церкви, руководил оставшейся братией)
- Серафим (Лаврик), архимандрит (1992—1995, до монашеского пострига строитель — протоиерей Николай Лаврик, после пострига наместник — иеромонах, затем игумен и позже архимандрит Серафим)
- Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995, наместник — игумен, затем архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит)
Описание монастыря
Первые монахи выкопали храмы и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.
От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.
В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалёку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.
На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.
-
Монашеский скит
-
Свято-Покровская церковь
-
Николаевская церковь
-
Спуск к воде
Святые
Святители
- епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759);
преподобные
- архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758);
- архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765);
- архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859);
- архимандрит Герман (Клица) († 1890);
- архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921);
- иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882);
- иеромонах Феодосий († 1850);
- иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874);
- иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882);
- иеромонах Исаакий (Головин) († 1903);
- иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);
преподобноисповедники
- архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
- архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939);
- схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961);
- игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);
юродивые
- монах Феофил (Шаронин) († 1868).
Монастырские храмы
Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:
- собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868);
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850);
- церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
- пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
- пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.);
- пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
- часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.)
- Новые постройки
- церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
- церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
- церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
- часовня водосвятная (2004 г.);
- часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
- часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
- часовня надкладезная (идёт строительство);
- Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г).
- Приписные храмы и часовни в окрестностях
- собор в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (строится в Святогорске как соборный храм города);
- Всехсвятский скит (2005 г.)
- Богородичный женский скит (2005 г.) в селе Богородичное (Славянский район)
- Свято-Георгиевский скит в селе Долина
- скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, на месте дома Максимовичей, в котором родился святитель
- Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарём в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).
- Кармазиновский скит в Кармазиновке Луганской обл.
Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.
-
Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру (скульптор Николай Шматько)
-
Успенский собор
-
Покровская церковь
-
Вход в пещеры
В художественной литературе
- В Святогорской лавре происходит действие рассказа Антона Чехова «Перекати-поле».
- Монастырь описывается в рассказе Ивана Бунина «Святые горы».
- Монастырю посвящено стихотворение Фёдора Тютчева «Святые горы»<ref>.
- Василий Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Святогорский Успенский монастырь на реке Северский Донец является одним из старейших на Донбассе… ТГ-канал «Добрый московитъ», 29.04.2024
- ↑ Черная книга: («Штурм небес») : сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей / сост. А. А. Валентинов; с вводной ст. Петра Струве. — Париж : Изд. Рус. нац. студ. об-ния, 1924. — С. 31—32. — 294 с.
- ↑ Донбасс украсился Лаврой . Дата обращения: 30 марта 2008.
- ↑ В Святогорской лавре состоялось прославление Собора преподобных отцов, во Святых горах на Донце просиявших . Патриархия.ru (15 июля 2008).
- ↑ Торжества прославления Святогорских святых (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 28 февраля 2013 года.
- ↑ Жития святых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце подвизавшихся» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 14 апреля 2014 года.
- ↑ Священный Синод принял решение о канонизации подвижников Святогорской Лавры (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 28 февраля 2013 года.
- ↑ Преподобный Иоанн Затворник Святогорский (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 20 октября 2012 года.
- ↑ В Святогорской Лавре обретены мощи прпп. Арсения и Исаакия Святогорских . Дата обращения: 13 июля 2009. Архивировано 30 ноября 2012 года.
- ↑ Беженцы в Святогорской лавре . Свято-Успенская Святогорская лавра (22 августа 2014). Дата обращения: 25 августа 2014.
- ↑ Внаслідок бойових дій у м. Святогірськ були ушкоджені будівлі Святогірської Лаври (укр.). Українська Православна Церква (12 марта 2022). Дата обращения: 13 марта 2022.
- ↑ Обращение митрополита Святогорcкого Арсения в связи с авиаударом на Святогорскую Лавру (видео)
- ↑ Украинские боевики разместили артиллерию на территории Святогорской лавры . Интерфакс (29 апреля 2022).
- ↑ В результате обстрела Святогорской лавры погибли три монаха . Patriarchia.ru (2 июня 2022).
- ↑ МО РФ: Украинские десантники при отступлении подожгли скит Святогорской лавры . Life (4 июня 2022).
- ↑ Від бомбардувань пожежа охопила Всіхсвятський скит Святогірської Лаври . Синодальний інформаційно-просвітницький відділ УПЦ (4 июня 2022).
- ↑ Минобороны обвинило ВСУ в поджоге Всехсвятского скита Святогорской Лавры . РБК. Дата обращения: 8 июня 2022.
- ↑ Синод принял решение о предоставлении Святогорской лавре статуса ставропигиального монастыря. Информационно-просветительский отдел УПЦ, 25.09.2023.
Литература
- Дедов В.Н. Святые Горы. От забвения к возрождению. — Издание 4-е (переработанное и дополненное). — Донецк: Ваш имидж, 2012. — 220 с. — ISBN 966-8241-26-6.
- Капинос Р. В. Свято-Успенский Святогорский монастырь как хозяйствующий субъект Украины // Приход: православный экономический вестник. — 2003. — № 12.
- Свято-Успенская Святогорская лавра / Ред. Е. В. Мезенцева. — Харьков, 2013.
- Языкова И. К. Путь к истине : прошлое и настоящее Святогорья. — Москва : Имидж-Пресс, 2006. — 201 с.
- Святогорская лавра // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 571. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
- Шкрібітько О. О. Промисли Святогірського монастиря як основа економічного добробуту чернецтва: XVI—XVIII ст. // Нові сторінки історії Донбасу. — 2009. — Кн. 17/18. — С. 65-75.
Ссылки
- Официальный сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры .
- История Свято-Успенской Святогорской лавры на сайте «Донбасс Православный» (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2008. Архивировано 14 декабря 2011 года.
- Исторический фильм «Два крыла Святогорской лавры» на YouTube
- Святогорская Лавра презентовала свои новые строительные проекты (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2009. Архивировано 28 февраля 2013 года.
- Арсеньевский монашеский скит, Дальние пещеры .
- Святогорская лавра: Обращение митр. Святогорского Арсения в связи с авиаударом на Святогорскую Лавру 12.3.22 г. .