Сбытовая логистика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сбытовая логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями.
Сбытовая логистика называется также распределительной логистикой, маркетинговой логистикой (англ. marketing logistics[источник не указан 827 дней]).
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Задачи сбытовой логистики:

  • Доставить потребителю продукцию своевременно.
  • Доставить потребителю продукцию в нужном количестве.
  • Доставить потребителю продукцию без ущерба для её качества.
  • Доставить потребителю продукцию с минимальными затратами.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:по какому каналу довести продукцию до потребителя; как упаковать продукцию; по какому маршруту отправить; нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько; какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.
Объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.
Субъектами сбытовой логистики являются участники сбытовой сети: производители; посреднические институты, агрегирующие разные функции продвижения товарно-материального потока (торговые и функциональные посредники); конечные потребители. Из них субъекты на микроуровне — это: отдел логистики; отдел сбыта; склады; транспортный отдел; отдел информационного обеспечения; финансовый отдел; отдел стандартизации и качества. На макроуровне: сбытовые организации; распределительные центры и склады; транспортные организации; страховые компании; компании информационной поддержки; торговые организации; консультационные фирмы; потребительские союзы.
Функции сбытовой логистики
Все мнения по поводу функционального наполнения сбытовой логистики сконцентрировались в двух подходах:
1. состав основных и поддерживающих функций ,
2. идентификация и различие функций сбытовой логистики на микро и макроуровнях .
Состав основных функций сбытовой логистики:

  • Сбыт
  • Хранение
  • Транспортировка

К которым на микроуровне можно отнести следующие:

  • организация получения и обработки заказов;
  • планирование процесса реализации;
  • выбор упаковки продукции, её комплектация и консервирование;
  • организация отгрузки продукции;
  • контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;
  • организация послереализационного обслуживания;
  • учет движения готовой продукции на складах;

На макроуровне:

  • построение организационной структуры распределительных каналов и сети;
  • дислокация дистрибьютивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в распределительных каналах;
  • транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
  • складирование;
  • управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
  • передача прав собственности на готовую продукцию; обеспечение сохранности и защиты товаров.

Состав обеспечивающих функций : стандартизация, финансирование, страхование от рисков, информационное и научное обеспечение, логистический сервис. В том числе на микроуровне: поддержание стандартов качества готовой продукции; расчет налоговых платежей и прибыли, бухгалтерский учет; мониторинг выполнения плана поставок продукции. И на макроуровне: страхование рисков; ценообразование; информационно-компьютерная поддержка сбыта и специальных логистических функций.
Сбытовая логистика планирует и обеспечивает доставку продукции от производителя к потребителям, то есть осуществляет:

  • постоянное изучение потребительского спроса;
  • изучение товаров, создаваемых конкурентами;
  • сбор полной информации о товарах собственного производства;
  • поиск реальных и потенциальных заказчиков, создание, поддержание и развитие связей с ними;
  • выдвижение предложений о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения;
  • отбор каналов сбыта продукции, посредников;
  • организацию поставок и их контроль;
  • участие в формировании стратегии и тактики предприятия при планировании производства и затрат.

Сбытовая логистика ищет пути и средства оптимизации каналов сбыта. Существование же многочисленных способов организации сбыта позволяет наиболее полно использовать потенциал логистики.
Ключевыми понятиями в сбытовой логистике являются распределительный канал и логистическая сбытовая цепь.
Распределительный канал — это частично упорядоченное множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.
Таким образом,логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Литература

  • Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.
  • Логистика:Учеб.пособие/Подред.Б.А.Аникина.—М. ИНФРА-М,1999.-327с.

Ссылки

Сбытовая логистика
Распределительная логистика