Сато, Дзюнъя
Дзюнъя Сато | |||
---|---|---|---|
яп. 佐藤純彌 | |||
Место рождения | Токио, Япония | ||
Гражданство | Япония | ||
Профессия |
кинорежиссёр, сценарист |
||
Карьера | 1956—2010 | ||
Награды |
Премия Японской академии за лучшую режиссуру; 3 премии «Голубая лента»;
|
||
Дзюнъя Сато (佐藤純彌 род. 6 ноября 1932, Токио, Япония — ум. 9 февраля 2019, Токио) — японский кинорежиссёр и сценарист. Относится к числу наиболее успешных в коммерческом плане японских режиссёров 1970-х — 1980-х годов[1]. У Сато также есть репутация культового режиссёра среди небольшого числа его поклонников за его ранние, более авторские работы[1]. В 2008 году Дзюнъя Сато за заслуги в области культуры был удостоен Ордена Восходящего солнца IV степени[2]. Сын Дзюнъи Сато — режиссёр телевизионных фильмов и сериалов Тооя Сато[яп.][3].
Биография
Ранние годы
Дзюнъя Сато родился в семье известного учителя кэндо и учёного Канъити Сато[яп.]. Старший брат будущего кинорежиссёра — Дзюнъити Сато[яп.], известный в Японии лингвист, почётный профессор Токийского университета, специализирующийся на русском языке, автор ряда японских учебников и словарей русского языка. После окончания Токийской муниципальной неполной средней школы (ныне она называется Hibiya High School[англ.]) Дзюнъя Сато учился в Токийском университете на филологическом факультете, изучая французскую литературу[4]. Окончив университет в 1956 году трудоустроился в кинокомпанию «Тоэй»[5]. До своего режиссёрского дебюта был ассистентом таких мэтров, как Дайскэ Ито[1], Тадаси Имаи и Миёдзи Иэки[5]. В 1961 году был помощником режиссёра Кодзи Ота на съёмках фантастического фильма «Вторжение с Нептуна» (одном из первых фильмов с участием будущей звезды Синъити Тиба).
Карьера в кино
В его дебютной постановке — фильме «История о жестокости в армии» (1963, в главной роли Рэнтаро Микуни) рассказывалось о бесчеловечном обучении новобранцев в японской армии времён Второй мировой войны. За свой первый фильм был удостоен премии «Голубая лента» в номинации «Дебютант года». Его гангстерские фильмы 1960-х, в сравнении с большинством кинолент этого жанра того периода, казались более реалистичными, предвосхищая манеру якудза эйга 1970-х[1]. Три фильма из серии «Организованная преступность», основанные на тех же событиях, что и серия Киндзи Фукасаку «Битвы без чести и жалости» (Jingi naki tatakai), заслужили похвалу критиков[1] за их бескомпромиссный показ борьбы за выживание в Японии эпохи послевоенной американской оккупации. Подобной темы режиссёр касался в «Подлинной хронике пыток Гиндзы» (1973), повествующей о демобилизованных солдатах, обращающихся к преступности. В этих фильмах Сато имел тенденцию сосредотачиваться на персонаже, борющемся против системы и власти. Элемент социальной критики присутствовал также в двух романтических мелодрамах «Красная порода» (1964), рассказывающий о проститутке, чьё прошлое разрушает её надежды на счастье, и «Страсть» (1966), о мужчине, разрывающемся между двумя любовницами.
Дзюнья Сато был постановщиком самых больших хитов[1] в карьере звезды Кэна Такакуры. Снятый в жанре вестерна фильм «Странствующий мститель» (1968) рассказывал историю японца в Америке XIX века, вынужденного мстить за смерть своих родителей. «Голго 13» (1973) — адаптация для кино манги о профессиональном киллере, выполняющем задание на Ближнем Востоке. «109-й идёт без остановок» («Бомба в поезде»[комм. 1][6], 1975), о бомбе, заложенной в скоростной экспресс «Хикари» и запрограммированной на взрыв при снижении скорости поезда до 80 к/м в час, отчасти вдохновил[1] создателей голливудского боевика «Скорость» (1994, реж. Ян Де Бонт). Особым успехом в прокате СССР (фильм был кассовым хитом и в других странах: Китае, ГДР, Чехословакии…) пользовался остросюжетный триллер Дзюнъи Сато «Опасная погоня»[комм. 2][6] (1976). В нём рассказывалось о ложно обвинённом в изнасиловании прокуроре Мариоке, вынужденном бежать из под ареста, дабы начать собственное расследование случившегося и доказать свою невиновность. Ещё один криминальный боевик «Никогда не сдаваться» (1978) рассказывал о расследовании убийства жителей деревни, которое грозило разоблачению политической коррупции.
В советском прокате был ещё один хит Дзюнъи Сато — «Испытание человека»[комм. 3][6] (1977) с участием популярных звёзд японского кино Марико Окады и Тосиро Мифунэ, а также приглашённых из Голливуда Джорджа Кеннеди и Бродерика Кроуфорда. В фильме показана трагическая история матери, убившей своего сына, который был плодом насилия американского солдата. Кинлента была рекордсменом японского бокс-офиса 1977 года, собрав 4 млн зрителей и заняв первую строчку в рейтинге, впервые в истории национального проката обойдя по кассовым сборам американские боевики[7].
В 1980-е — 1990-е годы Дзюнъя Сато сотрудничал с русскими и китайскими кинематографистами. Фильм совместного производства СССР и Японии «Путь к медалям» (1980, сорежиссёр с советской стороны — Никита Орлов) — о дружбе и спортивном соперничестве двух волейболисток, японки и русской. В 1981 году, после смерти старейшего мастера японской кинорежиссуры Нобору Накамуры[8], Дзюнъя Сато взялся завершить начатый им фильм «Мастера го» совместного производства Японии и Китая (выход на экран — 1982, сорежиссёр с китайской стороны Дуань Цзишунь). В киноленте использованы отношения между китайским и японским игроками в го в качестве микрокосма проблемных взаимоотношений между двумя странами в XX веке. Фильм был удостоен Гран-при Монреальского международного кинофестиваля, а в Китае специальных премий «Золотой петух»[8] и Huabiao Film Awards. Его следующей совместной работой с китайскими кинематографистами стала экранизация одноимённого романа Ясуси Иноуэ «Дуньхуан» («Шёлковый путь», 1988). В фильме снимались японские актёры, но действие целиком происходит в Китае XI века, где показана история романа между молодым учёным и принцессой на фоне увлекательных приключений в попытке спасти коллекцию буддийских артефактов. Эта работа Сато получила множество японских наград, в том числе премии Японской академии за лучший фильм и лучшую режиссуру, премию «Голубая лента» за лучший фильм.
В 1992 году на экраны вышла ещё одна совместная российско—японская постановка «Сны о России». Основанный на фактах и одноимённом историческом романе Ясуси Иноуэ, фильм-сага рассказывает о японском капитане Дайкокуя Кодаю, который в XVIII веке вместе со своей командой провёл девять лет в России после того, как его корабль потерпел кораблекрушение в районе Алеутских островов. Кинолента имела большой бюджет, были привлечены популярные актёры: от Японии — Кэн Огата, от России Олег Янковский и Евгений Евстегнеев, а также французская звезда Марина Влади в роли императрицы Екатерины II. В России фильм практически не видели, в те смутные времена 1992 года у нас было не до кино, кинопрокат был практически разрушен, а на экранах демонстрировались второсортные американские картины. В Японии же киноленту ожидал заслуженный зрительский успех и 3 премии Японской академии (из 8 номинаций). Картина получила также Приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Сан-Паулу.
Неуклюжая фантастическая лента «Пекинский человек» (1997) появилась на экранах как калька с голливудского блокбастера Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993), но, увы, по всем параметрам не дотягивающая до оригинала[1], хотя и удостоилась награды Японской академии за спецэффекты. В фильме показана история китайских и японских учёных, поссорившихся при воссоздании раннего человека из сохранившегося ДНК.
В 2005 году Дзюнъя Сато возвращается к крупнобюджетному кино и приступает к масштабному проекту «Ямато», рассказу о фатальных последствиях миссии знаменитого военного линкора Второй мировой войны. Картина по выходе на экраны была встречена неоднозначно и была довольно спорной. Некоторые критиковали фильм за то, что он сделан во славу военщины, в то время как другие увидели в нём антивоенное произведение[1]. Как бы там ни было, но фильм получил ряд наград, в том числе за лучшую режиссуру (премия «Голубая лента»).
В последней своей киноленте «Инцидент у ворот Сакурада» (2010) режиссёр впервые обращается к жанру дзидайгэки, поведав с экрана реальную историю, произошедшую 24 марта 1860 года, когда возле ворот Сакурада был убит глава японского правительства Наоскэ Ии.
За более чем полвека работы в киноиндустрии Дзюнъя Сато снял по японским меркам не так уж много — 38 кинолент, написал сценарии к 13 фильмам. Но он много работал ещё и на телевидении, где поставил ряд успешных сериалов, в том числе вместе с Киндзи Фукасаку был одним из режиссёров популярного гангстерского сериала «Джи-Мен '75» (1977—1982). Карьеру на телевидении сделал и его сын Тооя Сато (род. 11.04.1950), став как и отец режиссёром и снимая ТВ фильмы и мини-сериалы.
Награды
В 2008 году за заслуги в области культуры Дзюнъя Сато был награждён Орденом Восходящего солнца IV степени.
Премии и номинации
Награда | Год | Категория | Фильм | Результат |
---|---|---|---|---|
Кинопремия Японской академии[англ.] | 1987 | Лучший режиссёр | История Наоми Уэмуры (Потерянный в пустыне) | Номинация |
1989 | Лучший режиссёр | Дуньхуан (Шёлковый путь) | Победа | |
2007 | Лучший режиссёр | Ямато | Номинация | |
Кинопремия «Голубая лента» | 1964 | Лучший дебютант | История о жестокости в армии Возвращение шахматного короля |
Победа |
1989 | Лучший фильм | Дуньхуан (Шёлковый путь) | Победа | |
2006 | Лучший режиссёр | Ямато | Победа | |
Кинопремия «Кинэма Дзюмпо» | 1976 | Лучший фильм | 109-й идёт без остановок (Бомба в поезде) | Победа |
Кинопремия «Майнити» | 1979 | Приз зрительских симпатий по выбору читателей газеты «Майнити симбун» | Никогда не сдаваться | Победа |
1987 | Приз зрительских симпатий по выбору читателей газеты «Майнити симбун» | История Наоми Уэмуры (Потерянный в пустыне) | Победа | |
Nikkan Sports Film Award[англ.] | 2006 | Премия им. Юдзиро Исихары | Ямато | Победа |
Монреальский кинофестиваль | 1983 | Гран-при за лучший фильм | Мастера го (ex aequo — Дуань Цзишунь) | Победа |
1991 | Премия экуменического жюри | Мастера го (ex aequo — Дуань Цзишунь) | Победа | |
Международный кинофестиваль в Сан-Паулу[англ.] | 1992 | Приз зрительских симпатий | Сны о России | Победа |
Фильмография
Год | Название по-русски | Оригинальное название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Исполнители главных ролей |
---|---|---|---|---|---|
1960-е годы | |||||
1963 | «История о жестокости в армии» | 陸軍残虐物語 | Rikugun zangyaku monogatari | Cruel Story of the Army / Story of Military Cruelty | Рэнтаро Микуни, Ёси Като, Садако Савамура |
«Возвращение шахматного короля» | 続・王将 | Zoku ôsho | The Chess Master Returns | Рэнтаро Микуни, Синдзиро Эхара, Ёсико Мита | |
1964 | «Красная порода» | 廓育ち | Kuruwa sodachi | Red Light Breed | Ёсико Мита, Кацуо Накамура, Сэйдзи Миягути |
1966 | «Страсть» | 愛欲 | Aiyoku | Passion / The Grapes of Passion | Рэнтаро Микуни, Ёсико Сакума, Ёсико Мита |
1967 | «Организованная преступность» | 組織暴力 | Soshiki bôryoku | Organized Crime | Тэцуро Тамба, Синъити Тиба, Хисаси Игава |
«Организованная преступность 2» | 続組織暴力 | Zoku soshiki bôryoku | Organised Crime 2 | Тэцуро Тамба, Фумио Ватанабэ, Рёхэй Утида | |
1968 | «Странствующий мститель» | 荒野の渡世人 | Koya no toseinin | The Drifting Avenger | Кэн Такакура, Юдит Робертс, Такаси Симура |
1969 | «---» | 旅に出た極道 | Tabi ni deta gokudo | The Fast Liver’s Return Trip from Prison | Томисабуро Вакаяма, Бунта Сугавара, Фумио Ватанабэ |
«Организованная преступность 3» | 組織暴力 兄弟盃 | Soshiki boryoku: kyodai sakazuki | Organised Crime: Loyalty Offering Brothers | Бунта Сугавара, Нобору Андо, Тэцуро Тамба | |
«Босс японской банды и убийца» | 日本暴力団 組長と刺客 | Nihon boryoku-dan: kumicho to shikaku | Japan’s Violent Gangs: The Boss and the Killers | Кодзи Цурута, Такаси Симура, Тэцуро Тамба | |
1970-е годы | |||||
1970 | «---» | 日本ダービー 勝負 | Nippon dabi katsukyu | Japanese Derby: The Match | Тацуя Михаси, Бунта Сугавара, Кэн Такакура |
«Последний камикадзе» | 最後の特攻隊 | Saigo no tokkôtai | The Last Kamikaze | Кодзи Цурута, Кэн Такакура, Синъити Тиба | |
1971 | «Жестокая банда перевооружается» | 暴力団再武装 | Boryokudan sai buso | Violent Gang Re-arms | Кодзи Цурута, Томисабуро Вакаяма, Тэцуро Тамба |
«Игрок переходит в наступление» | 博徒斬り込み隊 | Bakuto kirikomi-tai | Gamblers’ Counterattack | Кодзи Цурута, Томисабуро Вакаяма, Тэцуро Тамба | |
1972 | «Банда против банды: Красно-чёрный блюз» | ギャング対ギャング 赤と黒のブルース | Gyangu tai gyangu: Aka to kuro no burûsu | Gang vs. Gang: Red and Black Blues | Кодзи Цурута, Нобору Андо, Цунэхико Ватасэ |
«Ссора с якудзой» | やくざと抗争 | Yakuza to kôsô | Yakuza and Feuds | Нобору Андо, Бунта Сугавара, Цунэхико Ватасэ | |
1973 | «Ссора с якудзой 2» | やくざと抗争 実録安藤組 | Yakuza to kôsô: Jitsuroku Andô-gumi | Yakuza and Feuds: The True Account of the Ando Gang | Тэцуро Тамба, Нобору Андо, Эйдзи Го |
«Подлинная хроника пыток Гиндзы» | 実録 私設銀座警察 | Jitsuroku: Shisetsu Ginza keisatsu | True Account of Ginza Tortures | Нобору Андо, Цунэхико Ватасэ, Тацуо Умэмия | |
«Подлинная хроника банды Андо: История нападения» | 実録安藤組 襲撃篇 | Jitsuroku Andô-gumi: Shûgeki-hen | True Account of the Ando Gang: Story of Attack | Нобору Андо, Тэцуро Тамба, Тацуо Умэмия | |
«Голго 13» (Япония — Иран) | ゴルゴ13 | Gorugo 13 | Golgo 13 | Кэн Такакура, Пури Банеай, Мохсен Сохраби, Али Деган | |
1974 | «Чудо острова Луханг: Армейская школа Накано» | ルパング島の奇跡 陸軍中野学校 | Lubang tô no kiseki: Rikugun Nakano gakkô | The Miracle of Luhang Island: Nakano Army School | Синъити Тиба, Исао Нацуяги, Бунта Сугавара |
1975 | «109-й идёт без остановок» | 新幹線大爆破 | Shinkansen daibakuha | Bullet Train | Кэн Такакура, Синъити Тиба, Кэн Уцуи |
1976 | «Опасная погоня» | 君よ噴怒の河を渉れ | Kimi yo fundo no kawa wo watare | Manhunt | Кэн Такакура, Ёсио Харада, Рё Икэбэ |
1977 | «Испытание человека» (Япония — США) | 人間の証明 | Ningen no shômei | Proof of the Man | Марико Окада, Тосиро Мифунэ, Юсаку Мацуда |
1978 | «Никогда не сдаваться» | 野性の証明 | Yasei no shômei | Never Give Up | Кэн Такакура, Рэнтаро Микуни, Тэцуро Тамба |
1980-е годы | |||||
1980 | «Путь к медалям» (СССР — Япония, сорежиссёр — Никита Орлов) | 甦れ魔女 | Yomigaere majo | The Resurrected Witch | Татьяна Ташкова (Татьяна Васильева), Тэрухико Сайго, Тэцуро Тамба |
«---» | 遙かなる走路 | Harukanaru sôro | The Resurrected Witch | Косиро Мацумото (Сомэгоро Итикава), Ёко Цукаса | |
1982 | «Мастера го» (Япония — Китай, сорежиссёр — Дуань Цзишунь) | 未完の対局 | Mikan no taikyoku | The Go Masters | Рэнтаро Микуни, Нобуко Отова, Кэйко Мацудзака |
1983 | «Театр жизни» | 人生劇場 | Jinsei gekijo | Theater of Life | Кэйко Мацудзака, Тосиюки Нагасима, Тосиро Мифунэ |
1984 | «Кукай» | 空海 | Kûkai | Koho Daishi | Кинъя Китаодзи, Маюми Огава, Тэцуро Тамба |
1986 | «История Наоми Уэмуры» («Потерянный в пустыне») | 植村直己物語 | Uemura Naomi monogatari | The Story of Naomi Uemura / Lost in the Wilderness | Тосиюки Нисида, Тиэко Байсё, Нобуко Отова, Рё Икэбэ |
1988 | «Дуньхуан» («Шёлковый путь», Япония — Китай) | 敦煌 | Tonkô | The Silk Road | Тосиюки Нисида, Коити Сато, Анна Накагава |
1990-е годы | |||||
1992 | «Сны о России» (Россия — Япония) | おろしや国酔夢譚 | O-Roshiya-koku suimu-tan | Dream of Russia | Кэн Огата, Олег Янковский, Марина Влади |
«Держи меня и поцелуй меня» | 私を抱いてそしてキスして | Watashi o daite soshite kisu shite | Hold Me and Kiss Me | Ёко Минамино, Хидэкадзу Акай, Такахиро Тамура | |
1994 | «Человек со сверхъестественной силой: Путешественник к неизвестному» | 超能力者 未知への旅人 | Chounouryoku-sha — Michi eno tabibito | The Man With Supernatural Powers: Voyager to the Unknown | Томокадзу Миура, Миэко Харада, Тэцуро Тамба |
1997 | «Пекинский человек» | 北京原人 Who are you? | Pekin genjin | Peking Man | Наото Огата, Кинъя Китаодзи, Тэцуро Тамба |
2000-е годы | |||||
2005 | «Ямато» | 男たちの大和 YAMATO | Otoko-tachi no Yamato | Battleship Yamato / Yamato | Такаси Соримати, Кэнъити Мацуяма, Тацуя Накадай |
2010-е годы | |||||
2010 | «Инцидент у ворот Сакурада» | 桜田門外ノ変 | Sakuradamon-gai no hen | Sakurada Gate Incident | Такао Осава, Кёко Хасэгава, Кинъя Китаодзи |
Комментарии
- ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с июля 1990 года. Р/у Госкино СССР № 201277. Первоначально Госкино СССР планировало выпустить фильм в советский прокат под названием «Бомба в поезде», именно под этим названием фильм и анонсировался в методических пособиях для работников кинопроката — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов III квартала 1990 года», М.: Госкино СССР, В/О «Союзинформкино» — 1990, С. 27.; Перед самым выпуском на экран русское название изменили на «109-й идёт без остановки» — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы» август/1990 стр. 19.
- ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с августа 1977 года, р/у Госкино СССР № 2162/77 (до 16 мая 1984 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Зарубежные художественные фильмы», В/О «Союзинформкино» Гл. упр. кинофикации и кинопроката Госкино СССР, М.-1980, С. 149.
- ↑ В советском прокате фильм демонстрировался с сентября 1979 года, р/у Госкино СССР № 2087/79 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Зарубежные художественные фильмы», В/О «Союзинформкино» Гл. упр. кинофикации и кинопроката Госкино СССР, М.-1980, С. 85.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Jacoby, Alexander. A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. (англ.)
- ↑ 監督:佐藤 純彌 Архивировано 10 февраля 2016 года. on Mitoppo.jp (яп.)
- ↑ Jun’ya Satô — Biography Архивная копия от 13 апреля 2017 на Wayback Machine on IMDb (англ.)
- ↑ 佐藤纯弥 Jun’ya Satô Архивная копия от 13 апреля 2017 на Wayback Machine on Movie Douban.com (кит.)
- ↑ 5,0 5,1 佐藤純彌 Jun’ya Satô Архивная копия от 13 апреля 2017 на Wayback Machine на сайте журнала «Кинэма Дзюмпо» (яп.)
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Список зарубежных фильмов в прокате СССР с 1955 по 1991 гг. Архивная копия от 18 мая 2017 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
- ↑ Журнал «Советский экран», 1979/№ 21, стр. 4
- ↑ 8,0 8,1 佐藤纯弥 Архивная копия от 11 декабря 2017 на Wayback Machine на сайте «Энциклопедии Байду» (кит.)
- ↑ Jun’ya Satô Awards Архивная копия от 13 апреля 2017 на Wayback Machine on IMDb (англ.)
- ↑ 佐藤純彌 Архивная копия от 13 июля 2016 на Wayback Machine on JMDb.com (Japanese Movie Database) (яп.)
- ↑ Jun’ya Satô Архивная копия от 19 февраля 2017 на Wayback Machine on IMDb.com (англ.)
Ссылки
- Дзюнъя Сато (англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература
- Jacoby, Alexander. A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — ISBN 978-1-933330-53-252295