Сын и наследник царя Хаммурапи от неизвестной матери. Его правление ознаменовалось жестокими восстаниями в районах, завоеванных его отцом, и оставлением нескольких важных городов (в первую очередь в Шумере).
Начало правления
Согласно обычаю Самсу-илуна в 1-й год своего правления издал указ о «справедливости» (мишарум; досл. «выравнивания»), то есть отмены долгов и прощении недоимок. Этот указ об «освобождении Шумера и Аккада», который Самсу-илуна провозгласил сразу после восшествия на престол, едва ли имел целью умиротворение восстания: такие же указы издавал Хаммурапи, а при его наследниках они стали рутинной мерой. Тем не менее очевидно, что с самых первых лет правления Самсу-илуны Вавилония постепенно слабела под ударами как внутренних, так и внешних врагов. Как обычно бывает во времена упадка, источники становятся более скудными, взаимосвязи между событиями — менее явными, а хронология — менее надёжной. Датировочные формулы содержат разрозненную и не всегда надёжную информацию, которую дополняют немногочисленные строительные надписи царя и такие косвенные свидетельства, как датировки частных договоров и упоминающиеся в них личные имена. Царские списки и хроники, написанные в более поздние периоды, предоставляют ценные, но всё же вторичные сведения.
Первые восемь лет правления Самсу-илуны (ок. 1750—1742 года до н. э.) отмечены в списке датировочных формул, помимо издания акта «справедливости», только работами по копке каналов (вероятно второстепенных), и изготовлением украшений из золота и серебра для различных храмов. Но в 1742/1741 году до н. э. начались бедствия[1][2].
Вторжение касситов
Формула девятого года правления Самсу-илуны (1742/1741 до н. э.) гласит: «Царь Самсу-илуна [разбил] войско касситов». Это предельно лаконичное свидетельство представляет собой первое упоминание о силе, которой предстояло прийти на смену I вавилонской династии. Племя касситов (аккад.кашшу) — горных скотоводов центральной части хребтов Загроса — вторглись в Месопотамию. Надпись, составленная от имени вождя этих племён Гандаша, найдена в Ниппуре, но маловероятно, чтобы он действительно достиг этого города. Соответствующий текст, скорее всего, позднейшая, хотя и древняя, подделка. Самсу-илуне удалось отстоять важнейшие части своего царства.
Основная масса касситов пересекла Тигр, прошла вдоль склонов хребта Джебель-Синджар и вышла к притоку среднего ЕвфратаХабуру. Несколько ниже впадения Хабура в Евфрат в связи с их вторжением было воссоздано старое Ханейское царство с центром в городе Терка. Новая угроза долго — по крайней мере, в течение всего правления Самсу-илуны — оставалась на втором плане, но именно давление касситов должно было послужить причиной восстания на юге Двуречья[3][4].
Восстание Рим-Сина
Десятый год правления Самсу-илуны (1741/1740 до н. э.) носит название: «Самсу-илуна [разбил] войско идамарац, ямутбала, Урука и Исина». На странный географический разброс противников — от северо-восточных окраин до самого юга — проливает свет длинная надпись Самсу-илуны, посвящённая строительству укреплений в Кише. Коалицию врагов возглавлял «Рим-Син разжигатель восстания в ямутбале, возведённый на царство в Ларсе». Таким образом, восстание охватило весь юг страны, практически всё бывшее царство Ларса: Ур, Ларса, Куталлу, Урук, Кисура, вероятно, Лагаш, а затем также Ниппур и Исин. Их поддерживали племена идамарац и ямутбала. Возглавивший восстание Рим-Син, вероятно был потомком Рим-Сина царя Ларсы, со времени захвата которой Хаммурапи прошло чуть больше 20 лет. Возможно, что этот Рим-Син был сыном Варад-Сина, хотя в этом случае он должен был быть очень преклонного возраста (более 80 лет). От времени восстания сохранился оттиск печати, который гласит: «Рим-Син, сын Варад-Сина царя Ларсы». Видно, не только в богатых, но и других слоях общества было полно недовольных строгостями, наступившими при Хаммурапи, на это указывает единодушная поддержка Рим-Сина по всему югу и в центре страны. Рим-Син объявил себя царём и ввёл на юге свои датировочные формулы. 9-й год правления Самсу-илуны (1742/1741 до н. э.) имеет датировочную формулу «Войско касситов было разбито», а на юге этот же год назван «Рим-Син стал царём». Надпись из Киша повествует о поражении, которое Рим-Син потерпел вместе с «двадцатью шестью мятежными царями», среди которых особо упоминается «Илуни, царь Эшнунны»: его взяли в плен, надели на него шею ярмо и казнили[5][6].
Подавление мятежа
Однако, победа Вавилона оказалась непрочной: ни южные мятежники, ни Эшнунна — оплот восстания на северо-востоке — не были разгромлены окончательно. В 11-й год (1740/1739 до н. э.) Самсу-илуна вновь разгромил армию мятежников и захватил Ур и Урук (судя по его датировочной формуле). И действительно с этого года в Уре вновь появляются датировки Самсу-илуны. По-видимому, Самсу-илуна полностью овладел положением, а Рим-Син, оставив Ларсу, бежал и заперся в незначительном городе Кеш, недалеко от Ниппура.
Восстание на этом не закончилось. Мало того, уже было замиренный Ур снова присоединяется к общему восстанию всего юга. Однако безуспешно. На повторное восстание Самсу-илуна на 12-м году (1739/1738 до н. э.) ответил таким погромом в Уре, Уруке, Ларсе и других городах, которого Двуречье не видывало со времён Римуша. После этого южные города надолго обезлюдели, в них очень редко встречаются, да и то лишь разрозненные, документы датированные после 12-го года Самсу-илуны. Однако и это не было концом восстания. Лишь в 13-й год правления (1738/1737 до н. э.) были отвоёваны два небольших города на юге, Кисура и Сабум, и только в 14-й (1737/1736 до н. э.) была одержана решающая победа над Рим-Сином у Киша. Датировочная формула этого года носит название: «Год, когда царь Самсу-илуна с великой силой поразил своим оружием ненавистного царя, который привёл народ Аккада к восстанию»[7][8].
События в стране после восстания
Закладной глиняный гвоздь в основание храма Эбаббар. Экспонат в Музее Восточного института Чикагского университета, Чикаго, Иллинойс, США. Надпись гласит: «… с того времени, когда была (впервые) выстроена кирпичная кладка храма Эбаббар, (поскольку) среди более ранних царей солнечный бог Шамаш не одобрял никого из них (и, следовательно, никто не построил стену Сиппара для него). Я, Самсу-илуна, возлюбленный богов Шамаша и Айи, могущественный царь, царь вавилонский, … набирая армию моей земли, в течение того (того же) года сформировал её кирпичи (и) воздвиг там стену Сиппара, как великую гору. Я отремонтировал храм Эбаббар, поднял до небес вершину зиккурата, их высокий храм гигунну, (и) привёл богов Шамаша, Адада и Айю в их сияющее жилище среди радости и ликования».
После разгрома Рим-Сина Самсу-илуна начинает предпринимать шаги для восстановления мира и порядка в стране. Пятнадцатый год (1736/1735 до н. э.) назван в честь восстановления стен Исина; 17-й (1734/1733 до н. э.) — «ямутбалы», то есть, вероятно, Ларсы. Однако Исин ещё многие столетия после этого не имел никакого значения, а Ларса — тем паче. С 15-го по 18-й года (1736/1735 — 1733/1732 до н. э.) идут восстановительные работы в Сиппаре. Рассказывается о восстановлении Эбаббара, храма Шамаша, постройке зиккурата и воздвижении городской стены. Этому событию была посвящена особая надпись.
Как видно, положение дел оставалось напряженным. Список датировочных формул упоминает, кроме обычных дарений драгоценностей в храмы, работы по укреплению стен Киша (24-й год) и других северных городов, вплоть до Сагаратума (33-й год), крепости в низовьях Хабура, неподалёку от нового касситского царства на среднем Евфрате. Но большие группы касситов остались и в горах на востоке, и всё ещё угрожали Месопотамии через долину реки Дияла. Это вызвало походы вавилонян. 20-ый год (1731/1730 до н. э.) назван по походу против Эшнунны, которая теперь получила касситское название Туплияш. Для отражения этой угрозы в 24-ый год была построена в низовьях Диялы крепость носящая имя царя Дур-Самсу-илуна («Крепость Самсу-илуны», современное городище Хафадже) для контроля над регионом. Впоследствии царь Вавилона проводил в нём политику примирения и восстановления, заново отстраивая города и приводя в порядок водные пути.
В 23-м году был совершён поход против города Шехна (он же — Шубат-Энлиль), бывшей столицы Шамши-Адада I. 28-й год (1723/1722 до н. э.) назван по войне с двумя сутийскими вождями Ядих-абумом и Мути-Хуршаном, о которых неизвестно ничего, кроме их западносемитских имён. На 35-м году (1716/1715 до н. э.) он нанёс поражение амореям, которые во время своих набегов захватывали в плен мужчин и женщин, а затем продавали их в качестве рабов другим жителям Месопотамии.
Примерно в то же время свободу себе вернули северо-восточные области, оказавшиеся под властью Вавилона в результате последнего похода Хаммурапи. Возможно, главную роль в этом сыграл Адаси, один из преемников Шамши-Адада I, имя которого сохранилось в ассирийских анналах благодаря тому, что он «положил конец порабощению Ашшура»[7].
Образование царства Приморья
Около того же времени от Вавилона отложился крайний юг страны, так называемое Приморье (Мат-Тамтим), включающий, по-видимому, области к югу и к востоку от Лагуны, в том числе, может быть, и Лагаш. Это восстание за независимость Шумера возглавил некий Илиман (чтение имени ненадежно), заявивший, будто является потомком последнего царя Исина Дамик-илишу. Он объявил себя царём Страны Моря. Новая хроника сообщает нам, что Самсу-Илуна предпринял две экспедиции против Страны моря, обе из которых оказались безуспешными. В первую из них он проник к самому берегу Персидского залива, где произошла битва, в которой Самсу-илуна потерпел поражение, а тела многих вавилонских воинов были смыты морем. Во время второй кампании Илума-илу не стал дожидаться нападения Самсу-илуны, а двинулся ему навстречу и снова разбил вавилонскую армию. Илиман даже некоторое время владел Ниппуром, где по его правлению датированы пять юридических документа.
Хотя вавилоняне и оттеснили в дальнейшем Илимана в болота низовьев, но окончательно вернуть себе юг им не удалось. У берегов Персидского залива образовалось государство Страны Моря, которое просуществовало более 200 лет, возглавляемое так называемой II Вавилонской династией или династией Страны Моря[9].
Упадок письменности
С концом правления Самсу-илуны связано и ещё одно событие. Уже разгром Ура и Ларсы в 1739 до н. э. привёл к прекращению деятельности высших школ клинописной грамоты, действующих в этих городах, а с захватом НиппураИлиманом в 1722 до н. э. захирела и самая важная школа в Ниппуре, которая была центром создания и передачи сложнейшей письменной и культурной традиции, возникшей ещё в Шумере. После отвоевания Ниппура вавилонянами эта школа уже не смогла восстановить своего значения. По-видимому, была сделана попытка перенести центр обучения писцов в Вавилон, однако творческая продуктивность писцовой прослойки общества с этого времени резко падает вместе со знанием шумерского языка, ибо уровень владения им писцов резко снижается[10].
Самсу-илуна, очевидно, унаследовал некоторые качества своего отца, так как с удивительной стойкостью боролся против различных врагов Вавилона. Однако сохранить в целостности своё, трещавшее по всем швам государство ему не удалось. В результате, Вавилония, лишённая северных и южных областей, вернулась к своим изначальным границам — тем, которыми обладала историческая область Аккад, в северной части Южной Месопотамии. Самсу-илуна продолжал пользоваться почётом и уважением у потомков; одна из датировочных формул его внука Амми-дитаны носит название по установлению статуи Самсу-илуны, как герою.
Год, когда царь Самсу-илуна по благонадежному повелению Мардука явил свою власть над горными землями и привёл в порядок земли и поля (счета) Шумера и Аккада
Or 53 29
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e da-ga / du11-du11-ga zi-da dmarduk-ka-ta nam-en-bi kur-kur-ra pa-e3 ba-ak-a ki-en-gi ki-uri kalam gan2-bi si bi2-in-sa2-sa2
Год, когда царь Самсу-илуна вырыл канал «Самсу-Илуна — источник изобилия для всего народа», чьим течением пренебрегали с давних времен и вывели из сердца Страны широкие области полей, благодаря чему Страна превзошла все зарубежные земли
Or 53 29
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e ki in-gub-ba ni3 u4-ul-li2-a-ta ba-šub-ba id2-sa-am-su-i-lu-na-na-ga-ab-nu-hu-uš-ni-ši mu-un-ba-al-la ša3 ma-da gan2 dagal im-ta-an-e3-a bar? kalam e3-a kur-kur-ra
Год, когда царь Самсу-илуна принёс в качестве дара Нанне Вавилонскому, своему божественному вдохновителю, трон из золота и посвятил его в храм Экишнугаля, его чистом месте
Год, когда царь Самсу-илуна преподнёс Шамашу в [храм] Эбаббар и Мардуку в [храм] Эсагила … статуи [царя] в молитвенной позе и разных покровительственных божеств из золота в качестве приношения Шамашу и Мардуку, которые оба потребовали эти кованые предметы, и водворил их на своих местах
Год, когда царь Самсу-илуна [преподнёс Шамашу в храм Эбаббар и Мардуку в храм Эсагила] статуи для Мардука [представляющих царя] в молитвенной позе и сделанные из драгоценных камней
BM 27792
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e alan dmarduk za-gin3-na i3-šud3-de3
Год, когда царь Самсу-илуна посвятил Мардуку сверкающе великолепную боевую эмблему, покрытую золотом и серебром, и для храма подобающие украшения, и сделал, чтобы они воссияли в [храме] Эсагила, храме Мардука, как звёзды небесные
RlA 2 182, 152, Or 53 29
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e gištukul šu-nir mah gal ni3-babbar-ra ku3-sig17 ku3-babbar gar-ra me-te e2-e-ke4dmarduk-ra a mu-na-ru-a e2-sag-il2-la-ke4 e2-dmarduk mul an-gim mi-ni-in-mul-la-a
Год, когда царь Самсу-илуна изготовил царственные пластины из меди с изображениями гор и потоков, которые приносят богатство и изобилие, и укрепил их как чудо для обозрения [народа] в большом дворе Этуркалама перед Аном и Инанной
RlA 2 182, 153, Or 53 29; BM 85330
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e uruduki-lugal-gub-ba ku3-babbar hur-sag id2-didli-bi-ta he2-nun he2-gal2-bi tum3-tum3 ki-gub-ba-ne-ne kisal-mah e2-tur3-kalam-ma igi an dinanna-ka-še3 u6-di-še3 mu-un-gi-na-a
b
Год, когда [царь Самсу-илуна изготовил царственные пластины из меди и алтарь с изображениями] гор и рек
Год, когда царь Самсу-илуна могучей силой, дарованной ему Мардуком, покорив все вражеские земли, вновь ставшие враждебными, разгромил войска Шумера и Аккада
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e kur gu2-si-a an-ga-am3 mu-un-da-bal-eš-am3 usu mah dmarduk-ke4 mu-un-na-an-sum-ma-ta ugnim ki-en-gi ki-uri gištukul-ta bi2-in-sig3-ga
Год, когда царь Самсу-илуна, построив для удовольствия сердца Шамаша стены Сиппара, равные небу, которая с давних пор [не восстанавливались], в своем великом страхе …
Год, когда царь Самсу-илуна восстановил Эбаббар, храм Шамаша в Сиппаре, и возвёл вершину его зиккурата, великолепного святилища, достигающего небес, [и] принёс эмблему [в него]
Год, когда царь Самсу-илуна, страшной силой, данной ему Энлилем, уничтожил стены Шехны (он же — Шубат-Энлиль), столицы земли Апум, Зарханума, Путры, Суз …
RlA 2 184, 168; CT 8 32a
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e usu gir3-ra den-lil2-le mu-un-na-an-sum-ma-ta / mu-un-na-an-gar bad3 ša-ah-na-aki uruki sag ma-da a-pu-um-ma za-ar-ha-nu-umki pu-ut-raki šu-ša-aki ma …-la?-si mi-ne-eb2-gul-gul-la
Год, когда царь Самсу-илуна; царь, правящий в мудрости, построил на берегу Евфрата стены города Киш, чье великолепие покрывает вражеские страны, и построил Дур-Самсу-илуна («Крепость Самсу-илуны») в земле Варум на берегу канала [называемого] Турран (Дияла) и стены Хара, разрушенные их армией, и он укрепил её против чужих земель
Год, после года, когда [Самсу-илуна] с помощью … стены Хара, разрушенные их армией, он вновь укрепил её против чужих земель
mu us2-sa a2 … bad3 harki zag-ge eren2-bi sig3-ge kur-kur-ra umun šu ak
b
Год, когда царь Самсу-илуна сделал и установил медную статую, покрытую красноватым золотом [представляющию его] держащим, подобно герою, оружие [знак] его божественной силы
ARN 102
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e urudualan gištukul ku3-sig17 huš-a sig3-ge me-gim nam-ur-sag-ga2-ka-na ki sag il2-la mu-un-na-an-dim2-ma
c
Год, когда царь Самсу-илуна [установил] свою статую, как герою
Год, когда царь Самсу-илуна вырезал в великих горах земли Амурру … камни размером 1,5 гар (две палки) 4 куш (локоть) 10 шу-си (пальцев) (то есть около 11,33 м); [он] направил всю полноту канала [названного] «Самсу-илуна [приносит] полное изобилие» от сердца тростниковых болот, чтобы он тёк по широкому руслу и сделал возделываемые поля в Вавилоне процветающими, установив изобилие воды
RlA 2 184, 171
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e hur-sag gal kur mar-tuki-a 1-1/2 ninda 4 kuš3 10-da-bi-še3na4sag-gi-a-a-ba nam mi-ni-in-dar-ra id2-sa-am-su-i-lu-na-na-ga-ab-nu-uh2-ši maš2-bi ša3 ambar-ta mi-ni-bal-e muš3-a-ka ša mu-un-la2-a ki in-gub dagal-la-ta im-ta-an-e3-a gan2 zi ka2-dingir-raki-ka šu mi-ni-in-peš-peš-a … mi-ni-in-gar-gar-ra
Год, когда царь Самсу-илуна, посвятивший свою жизнь Ададу Вавилонскому, своему господину, который помогает и кто выслушивает его мольбы, самое великолепное приношение, подходящее для праздника радости нового года, блестящее изображение из серебра, весом в 10 талантов (300 кг)
RlA 2 184, 172
mu sa-am-su-i-lu-na lugal-e ni3-babbar-ra / ni3-bir2-bir2-ra siskur2-ra me-te a2-ki-te / a2-ki-tum ul šar2-ra-kam ki-la2-bi 10 gu2 ku3-babbar u3-tu-da dadag-ga diškur ka2-dingir-raki-še3 mu-un-na-dim2 en gizkim-ti-la-ni šud3-da-ni giš bi2-in-tuk-a nam-ti-la-ni-še3 a mu-na-ru-a
Год, когда царь Самсу-илуна по велению Энлиля, мудростью и могуществом, данным ему Мардуком, сокрушил как гору своим страшным шита-оружием и своей булавой враждебных царей Ядихабума и Мутихуршана
↑История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 385—386.
↑История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 241—242.
↑История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 386.
↑История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 242.
↑История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 386—387.
↑История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 242—243.
↑ Перейти обратно: 7,07,1История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 387—388.
↑История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 243.
↑История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 388.
↑История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 388—389.
↑Journal of Cuneiform Studies (New Haven . . . Baltimore 1947 ff.) / Журнал исследований клинописи (Нью-Хейвен... Балтимор 1947 и след.)
↑Cuneiform Texts from Babylonian Tablets in the British Museum (London 1896 ff.) / Клинописные тексты вавилонских табличек Британского музея (Лондон 1896 и далее)
↑Berliner Beiträge zum Vorderer Orient (Berlin 1982 ff.) / Берлинский вклад на Ближний Восток (Берлин 1982 и след.)
↑Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archaologie (Berlin 1928 ff.) / Энциклопедия ассириологии и ближневосточной археологии (Берлин 1928 и далее)
↑Textes cunéiformes, Musées du Louvre (Paris 1910 ff.) / Клинописные тексты, Лувр (Париж 1910 и след.)
↑Ur Excavations. Texts (London 1928 ff.) / Раскопки Ура. Тексты (Лондон 1928 и след.)
↑Texts in the Iraq Museum (Baghdad/Wiesbaden 1964 ff.) / Тексты в музее Ирака (Багдад /Висбаден 1964 и след.)
↑Babylonian Inscriptions in the Collection of J. B. Nies (New Haven 1917 ff.)
/ Вавилонские надписи из коллекции Б. Нис (Нью-Хейвен 1917 и след.)
↑M. Çig/H. Kizilyay/F. R. Kraus, Altbabylonische Rechtsurkunden aus Nippur (Istanbul 1952) / Старовавилонские правовые документы из Ниппура (Стамбул 1952)
↑University of Pennsylvania, Publications of the Babylonian Section (Philadelphia 1911 ff.) / Университет Пенсильвании, публикации в вавилонском разделе (Филадельфия 1911 и след.)
↑The Babylonian Expedition of the University of Pennsylvania (Philadelphia 1893 ff.) / Вавилонская экспедиция Пенсильванского университета (Филадельфия 1893 и след.)
Литература
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. / Под редакцией И.-А.-С. Эдвардса, С.-Дж. Гэдда, Н.-Дж.-Л. Хэммонда, Э. Сольберже: Перев. с англ. — М.: Ладомир, 2020. — 944 с. — (Кембриджская история Древнего мира. Т. II.1). — ISBN 978-5-86218-564-5.