Саммит НАТО в Мадриде (2022)
Саммит НАТО в Мадриде | |||
---|---|---|---|
англ. 2022 Madrid summit | |||
Другие названия | исп. Cumbre de la OTAN - Madrid 2022 | ||
Дата проведения | 29 июня — 30 июня 2022 | ||
Место проведения |
Мадрид, Испания | ||
Участники |
|
||
Сайт | nato.int | ||
Последовательность | |||
|
Саммит НАТО в Мадриде 2022 года был приурочен к 40-летию вступления Испании в Североатлантический альянс 30 мая 1982 года. Проходил на территории 9-го и 10-го павильонов выставочного комплекса IFEMA[исп.]. Встречи участников саммита также проходили на территории Королевского дворца, дворца Монклоа и Санта-Крус. Для обеспечения безопасности была задействована авиабаза Торрехон[исп.]. Впервые в саммите принимали участие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Япония, Новая Зеландия и Республика Корея). По мнению российского военного эксперта Александра Артамонова, на этом саммите НАТО подтвердило курс на эскалацию противостояния с Россией[1].
Мероприятия
27 июня в преддверии саммита состоялась пресс-конференция генерального секретаря альянса в штаб-квартире организации в Брюсселе[2].
28 июня состоялся форум альянса[a][3], встреча королевы Летисии с участниками саммита[4] и ужин в их честь с участием короля Филиппа VI[2]. Также состоялся ряд двухсторонних встреч председателя правительства Испании с лидерами государств-участников альянса.
29 июня состоялось прибытие президентов и глав правительств стран-участниц альянса, приветственная церемония вместе с церемонией фотографирования участников, заседание стран-участниц альянса на уровне президентов и глав правительств, заседание с участием стран Азиатско-Тихоокеанского региона, после чего состоялась пресс-конференция генерального секретаря НАТО. Также состоялся ряд неофициальных рабочих ужинов с участием министров обороны и иностранных дел[4], председателя правительства Испании — Педро Санчеса[2], и посещение участниками саммита культурных мест Мадрида (Королевский театр, музей Прадо, музей королевы Софии), Сан-Ильдефонсо, Сеговии[4].
30 июня состоялось закрытие саммита и итоговая пресс-конференция глав делегаций[2].
Повестка
Одной из главных задач саммита являлось принятие новой стратегической концепции Североатлантического альянса, которая была анонсирована как логическое продолжение предыдущей, принятой в 2010 году на саммите в Лиссабоне, и определила цели альянса на следующее десятилетие[5][6].
Дополнительно на саммите были рассмотрены следующие вопросы и приняты решения по ним[4][7]:
- сдерживание и оборона;
- выработка позиции по конфликту на Украине, меры по поддержке страны альянсом;
- изменение распределения вооружения внутри альянса;
- рассмотрение заявок Финляндии и Швеции на членство в альянсе .
«Руководство Альянса попыталось объять необъятное, вместив в итоговые документы практически все, что было возможно, - от противодействия терроризму до борьбы с изменениями климата», - отметил Юрий Надточей[8].
Участники
Участниками саммита стали делегации всех 30 стран-членов Североатлантического альянса, а также представители других приглашённых государств и организаций (в таблице выделены цветом)[9].
Новая стратегическая концепция
Главным итогом саммита стало принятие новой стратегической концепции, описывающей цели и задачи альянса[b]. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал ее «программой НАТО для будущего — более опасного и более конкурентного мира»[10]. Как отметил российский аналитик Игорь Истомин, анонсированная концепция взамен принятой в 2010 году обкатывалась задолго до саммита: Россия в ней определена как противник, а не партнёр, подъём Китая расценён как источник вызовов, значительное место уделено курсу на технологическое превосходство[11].
В новой стратегической концепции Россию назвали «самой значительной и прямой угрозой для безопасности союзников, а также для мира и стабильности в евроатлантическом регионе»[10]. В концепции говорится[10]:
НАТО не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для Российской Федерации. Мы продолжим сплоченно и ответственно реагировать на российские угрозы и враждебные действия… Тем не менее, мы по-прежнему готовы поддерживать открытые каналы связи с Москвой.
В стратегической концепции также отражена позиция блока по другим вопросам. Среди них — терроризм, кибернетические и гибридные угрозы, изменение климата, отношение к Китаю[3][12].
Тем не менее в концепции не оказалось ответов на главные вызовы текущей ситуации, считает Ю.Надточей: «Оказавшись как бы зажатой в тисках своей постмодернистской парадигмы, которая рассматривала проблемы безопасности через защиту прав человека и устойчивое развитие еще в относительно недавнем прошлом, НАТО сегодня столкнулась с совершенно другой, больше напоминающей старый мир первой половины XX в. реальностью. В ней словно воскресают забытые сюжеты кровопролитных вооруженных конфликтов с применением тяжелых вооружений (артиллерии, бронетехники и авиации), причем не в тысячах километров от европейского континента, а почти в самом его центре. Иметь дело с такими конфликтами Альянсу не приходилось со времен окончания серии войн на Балканах, где... масштаб и продолжительность конфликтов позволяли блоку не задействовать весь имеющийся в его распоряжении потенциал, а осуществлять ограниченные по времени интервенции в Боснии и Косово с опорой на бесконтактные способы (ракетно-бомбовые удары) нанесения поражения противнику. Предполагалось, что если в будущем для решения локальных кризисов, подобных югославскому, все же потребуется применение силы, то оно будет крайне дозированным, представляя собой лишь дополнение к дипломатическому и политико-экономическому давлению на «несогласные» с политикой Запада режимы. Именно в соответствии с такой постановкой вопроса формировалась и стратегическая концепция, принятая на саммите НАТО в Вашингтоне в 1999 г., максимально размывшая первоначальные ключевые задачи военного блока»[8].
Расширение альянса
Присоединение Швеции и Финляндии
После начала российской спецоперации на Украине и последующего изменения в общественном мнении Финляндии и Швеции были подтверждены ранее высказанные этими намерения подать заявки на членство в НАТО до саммита[13][14]. 12 мая президент и премьер-министр Финляндии Саули Ниинистё и Санна Марин выступили с совместным заявлением о том, что «Финляндия должна незамедлительно подать заявку на членство в НАТО»[15].
16 мая премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон объявила, что Швеция подаст заявку на членство[16].
Обе страны подали свои заявки в НАТО 18 мая, однако Турция высказалась против вступления Финляндии и Швеции, на переговорах, из-за опасений, вызванных связями этих стран с Отрядами народной самообороны, которую Турция считает сирийским отделением Рабочей партии Курдистана[17][18].
28 июня, в первый день саммита, турецкая делегация отказалась от возражений против заявлений Финляндии и Швеции о членстве в НАТО и подписала трехсторонний меморандум, касающийся озабоченности Турции по поводу экспорта оружия и курдских отношений[19]. В рамках соглашения Финляндия и Швеция поддержат участие Турции в проекте военной мобильности PESCO[20]. 29 июня НАТО направило официальное приглашение Финляндии и Швеции присоединиться к альянсу[21].
Рост сил быстрого реагирования и новые базы
Накануне саммита началось активное наращивание вооружённых сил НАТО в Восточной Европе: ранее развёрнутые четыре батальонные тактические группы в Польше и странах Балтии были увеличены в два раза и более. Эти силы были дополнены сформированными заново четырьмя дополнительными группами – в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии[11].
На саммите НАТО декларировало усиление Сил быстрого реагирования согласно формуле «4 по 30», подразумевающей создание новых 30 батальонов, поддержание в боеготовности 30 кораблей и 30 авиаподразделений со сроком развёртывания в 30 дней. Они дополнят Объединённую оперативную группу повышенной готовности (VJTF или Very High Readiness Joint Task Force), созданную в 2014 году и входящую в Силы реагирования НАТО (NRF). Ныне VJTF насчитывает 5 тысяч военнослужащих, дислоцированных в Польше и по приказу командования обязанных за 5 дней прийти в состояние полной боеготовности. В течение месяца к этим подразделениям первого эшелона должны присоединиться силы «4 по 30», выйдя на рубеж возможной атаки[1]. Таким образом, концепция «передового присутствия» сменилась концепцией «передовой обороны»[11].
Новую расширенную группировку укомплектуют солдатами из Германии, Бельгии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Франции и Чехии, усилив спецназом, морскими частями и ВВС. Таким образом, при численность одного батальона в 3 тысячи бойцов на границах России будет сконцентрирован кулак из 95 тысяч военнослужащих НАТО[1].
Франция заявила о готовности разместить в Румынии одну бригаду общей численностью в 5200 военнослужащих (сейчас там находятся 800 солдат НАТО, из которых 500 составляют французы, 300 - бельгийцы). В Польше появится штаб 5-го армейского корпуса США[1].
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что укомплектование и прибытие на места дислокации новых частей следует провести в 2023 году, причём НАТО заявило о создании постоянных баз в Восточной Европе[22], «окончательно забыв об обещании ничего подобного не делать»[1].
Балтийские страны требовали от союзников заместить размещённые в них батальонные группы более крупными соединениями вплоть до дивизий. Великобритания и Германия предложили выделить Эстонии и Литве по бригаде, оставив большую часть их контингента в местах постоянной дислокации, а у границ России разместив лишь передовые подразделения[11].
Игорь Истомин отмечал, что «подобное резервирование войск под конкретных союзников не сильно отличается от прежней логики передового присутствия. Более того, оно может породить риски для единства НАТО, подразумевая, что направление иных сил, кроме заранее оговорённых, не является гарантированным. Другие варианты расширения инфраструктуры альянса на восточном фланге делают упор на складирование военной техники и боеприпасов, а также развёртывание штабных структур, противовоздушных средств и авиации без существенного наращивания наземных сил»[11].
Другие решения и декларации
Было принято решении о изменении системы сдерживания и обороны восточной части блока (увеличении количества боевых групп до восьми и их численности до 500 000 человек, то есть в 8-10 раз по сравнению с существующим контингентом[1]); увеличения общего финансирования (расходованию не менее 2% ВВП союзников блока на оборону к 2024 году) и инвестиций организации; создание инновационного фонда, который должен инвестировать 1 миллиард евро на протяжении 15 лет в стартапы[c][23], для достижения технологического превосходства стран-участниц альянса и их перевооружения комплексами ДРЛО нового поколения[24]; выделение пакетов помощи для Боснии и Герцеговины, Грузии и республики Молдова, Мавритании и Туниса. Также была достигнута договоренность между участниками альянса о сокращении вполовину к 2030 году выбросов парниковых газов и достижении нулевого значения этого показателя к 2050 году[3][12].
Сотрудничество и амбиции за пределами НАТО
Игорь Истомин указывает, что согласование военной помощи Украине после начала российской специальной операции происходило вне институциональных рамок НАТО. Это объяснимо, учитывая, что не все из стран – поставщиков вооружений входят в альянс, что подтверждает, что сегодня западный блок не сводится к Организации Североатлантического договора[11].
Лидеры НАТО демонстративно подчёркивали значение сопровождающей саммит встречи с азиатскими партнёрами альянса (Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей, Японией), обозначая амбиции НАТО на продвижение за пределы Североатлантического региона в направлении Индо-Тихоокеанского (AUKUS)[11].
Ещё в 2009 году, бывший глава внешнеполитического ведомства и обороны Норвегии Торвальд Столтенберг инициировал создание Арктического пакта - своеобразного «мини-НАТО» от севера ЕС до границ Канады и США[1]. Идея была поддержана, в том числе директивой президента США №66 «Политический курс Соединённых Штатов в Арктическом регионе». В мае 2013 г., при Бараке Обаме, разрабатывается «Национальная стратегия США для Арктического региона», а в 2014-м утверждается подробный план действий по наращиванию американского наступательного потенциала в высоких широтах. Наконец, «доктрина Помпео» (или Арктическая доктрина), утверждённая в 2019 году Конгрессом США, открыто декларирует претензии США на Северный морской путь, который «не должен принадлежать одной России»[1].
Мадридский саммит НАТО и отношения с Россией и Украиной
Мадридский саммит подтвердил курс на эскалацию противостояния с Россией, начатый фактически с расширением НАТО на восток. Интересно, что именно коллективный запад в лице постпреда США при НАТО Джулиана Смита за неделю до саммита обвинил Россию в «несоблюдении основополагающего акта «Россия – НАТО» 1997 г»[1].
Эксперт по армиям НАТО Александр Артамонов напоминает, что сами американцы в ходе операции «Союзная сила» провели в марте 1999 года ковровые бомбардировки в Югославии, нарушив и Устав ООН, и упомянутый Основополагающий акт. Численность сил быстрого реагирования в Европе с 2014 года увеличилась с тринадцати тысяч до 40 тыс. человек[1].
В 2017 г. на заседании комитета Европарламента по международным делам и подкомитета по безопасности и обороне в Страсбурге глава Еврокомиссии и бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен заявила, что с Россией можно и нужно говорить «с позиции силы»[1].
В начале 2018-го года по завещанию бывшего главы Службы собственной безопасности МВД Франции и бывшего члена Национального антитеррористического комитета Франции генерала Ивана Бло в эфире телеканала «Звезда» и на страницах одноимённого еженедельника был обнародован документ из его архива, представляющий собой краткое изложение на немецком языке протоколов заседания Альянса по отработке плана «Барбаросса-2». В документе говорилось «о создании постоянных очагов напряжённости на границах с Россией, организации провокаций против местного русскоязычного населения и открытой подготовке к войне»[1].
Охрана, меры безопасности и протесты
Обеспечение безопасности осуществлялось с помощью операции «Эйрена», названной в честь олимпийской богини мира, в рамках которой было задействовано более 10 000 сотрудников различных служб и ведомств[9][25].
В качестве дополнительной меры безопасности на время проведения саммита над частью города и в соседних провинциях была объявлена бесполётная зона, а на авиабазе Торрехон дежурили самолёты F-18 и Awacs в состоянии предварительной боевой готовности. Также был осуществлен перевод сотрудников фирм, которые располагаются в районах проведения саммита, на удалённый режим работы; выделение специальных полос на дорогах, доступных для передвижения только участникам саммита, — на автомагистралях М-11, М-30, М-40; частичная приостановка движения по 8 линии мадридского метро[26] (взамен было увеличено количество поездов на 1, 4, 5, 6, 9 и 10 линиях, а общественный транспорт стал бесплатным, на время проведения саммита[27]); закрытие парка Хуана Карлоса I[исп.][28]. Дополнительно, в период с 25 июня по 30 июня, было запрещено проведение строительных работ и вывоз мусора[29], парковка личных автомобилей[27] в районах проведения саммита; 28 и 29 июня был закрыт доступ посетителей к музею Прадо[27].
26 июня состоялся марш мира против проведения саммита[30][31]. 30 июня 2022 года ассоциация полицейских "Jusapol"[исп.] провела демонстрацию у выставочного комплекса IFEMA с требованием повышения оплаты труда[9][32].
Примечания
Комментарии
- ↑ Форум организован при участии Атлантического Совета, Королевского института Элькано[исп.], Немецкого фонда Маршалла[нем.], Мюнхенской конференции по безопасности
- ↑ Предыдущая редакция концепции была принята в 2010 году, до присоединения Крыма к Российской Федерации, конфликта в Донбассе и российско-украинского конфликта.
- ↑ В учреждении фонда принимали участие 22 страны-союзницы блока — Бельгия; Болгария; Чехия; Дания; Эстония; Германия; Греция; Венгрия; Исландия; Италия; Латвия; Литва; Люксембург; Нидерланды; Норвегия; Польша; Португалия; Румыния; Словакия; Испания; Турция; Великобритания. В инвестировании принимают участие стартапы связанные с следующими направлениями — искусственный интеллект; обработка данных; квантовые технологии; автономность; биотехнология и улучшение человека; новые материалы.
Источники
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Артамонов, Александр Германович. НАТО навязывает России эскалацию // Международная жизнь : журнал. — 2022. — 14 июля.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 NATO. 2022 NATO Summit Programme (англ.). NATO. Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 NATO. 2022 NATO Summit (англ.). NATO. Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 30 июня 2022 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 ÁLVARO CABALLERO. Cena en el Prado, reuniones en IFEMA y visitas culturales: así será la agenda de la cumbre de la OTAN en Madrid (исп.). RTVE.es (2022--06-17). Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ Miguel González. La nueva estrategia de la OTAN se aprobará en la cumbre de Madrid 2022 (исп.). El País (13 июня 2021). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 1 июня 2022 года.
- ↑ La OTAN se actualiza: el Concepto Estratégico de Madrid (неопр.). Real Instituto Elcano. Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 8 февраля 2022 года.
- ↑ NATO. NATO Defence Ministers lay the ground for the Madrid Summit (англ.). NATO. Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ 8,0 8,1 Надточей Юрий. МАДРИДСКИЙ САММИТ НАТО 2022: "СТАРЫЙ" ПОСТМОДЕРН ПРОТИВ "НОВОГО" МОДЕРНА // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. — 2022. — № 66 (82).
- ↑ 9,0 9,1 9,2 ÁLVARO CABALLERO. Operación Eirene: el mayor despliegue policial en la cumbre de la OTAN (исп.). RTVE.es (17 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Россия как угроза, и Украина за открытой дверью. Что решил Мадридский саммит НАТО Архивная копия от 1 июля 2022 на Wayback Machine, BBC, 1.07.2022
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Истомин, Игорь. НАТО в Мадриде: нерядовой саммит . Валдай. Международный дискуссионный клуб (26 июня 2022).
- ↑ 12,0 12,1 NATO. Madrid Summit ends with far-reaching decisions to transform NATO (англ.). NATO. Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 1 июля 2022 года.
- ↑ Finland to clarify next steps on possible NATO entry within weeks . Helsinki: Reuters (7 April 2022). Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 2 мая 2022 года.
- ↑ Jozwiak, Rikard. Analysis: Finland And Sweden's Steady March Toward NATO, Radio Free Europe/Radio Liberty (April 14, 2022). Архивировано 14 апреля 2022 года. Дата обращения 3 июля 2022.
- ↑ Niinistö, Sauli; Marin, Sanna Joint statement by the President of the Republic and Prime Minister of Finland on Finland's NATO membership . Президент Финляндии (12 May 2022). Дата обращения: 12 мая 2022. Архивировано 12 мая 2022 года.
- ↑ Sweden announces it will apply for NATO membership (May 16, 2022). Архивировано 19 июня 2022 года. Дата обращения 3 июля 2022.
- ↑ Milne, Richard; Pitel, Laura Erdoğan blocks Nato accession talks with Sweden and Finland . ft.com (18 May 2022). Дата обращения: 3 июля 2022. Архивировано 18 мая 2022 года.
- ↑ Servet, Gunerigok Turkiye says its security concerns should be met as Sweden, Finland seek NATO entry . aa.com.tr (19 May 2022). Дата обращения: 3 июля 2022. Архивировано 21 июня 2022 года.
- ↑ Turkey clears way for Finland, Sweden to join NATO - Stoltenberg (28 June 2022). Архивировано 6 июля 2022 года. Дата обращения 3 июля 2022.
- ↑ Brzozowski, Alexandra Turkey drops resistance to Sweden and Finland joining NATO . Euractiv (28 June 2022). Дата обращения: 29 июня 2022. Архивировано 28 июня 2022 года.
- ↑ Erlanger, Steven; Shear, Michael D. NATO formally invites Finland and Sweden to join the alliance . The New York Times (29 June 2022). Дата обращения: 30 июня 2022. Архивировано 30 июня 2022 года.
- ↑ Редакция LSM. Эксперты из США проконсультируют Латвию по вопросу строительства новой базы НАТО . Латвийские общественные медиа (26 июля 2022).
- ↑ NATO. NATO launches Innovation Fund (англ.). NATO. Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 1 июля 2022 года.
- ↑ NATO. Madrid Summit Declaration issued by NATO Heads of State and Government (2022) (англ.). NATO. Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 1 июля 2022 года.
- ↑ Óscar López-Fonseca. Interior desplegará 10.000 policías para blindar la cumbre de la OTAN (исп.). El País (17 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ Óscar López-Fonseca. El Gobierno avisa de que la movilidad en Madrid estará “muy alterada” durante la cumbre de la OTAN (исп.). El País (17 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 Manuel Viejo. Cumbre de la OTAN en Madrid: huir, teletrabajar o cómo sobrevivir a una capital sitiada durante cinco días (исп.). El País (26 июня 2022). Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 26 июня 2022 года.
- ↑ La cumbre de la OTAN blinda Madrid: 25.000 policías, plan de seguridad aéreo, cortes de tráfico y carriles exclusivos a Ifema para las delegaciones diplomáticas (исп.). ELMUNDO (11 апреля 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 17 июня 2022 года.
- ↑ Medidas de seguridad cumbre OTAN Madrid 2022 - Ayuntamiento de Madrid (исп.). www.madrid.es. Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 26 июня 2022 года.
- ↑ RTVE es / EFE. Una manifestación "a favor de la paz" y contra la cumbre de la OTAN recorre Madrid (исп.). RTVE.es (26 июня 2022). Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 27 июня 2022 года.
- ↑ Paula Chouza. Miles de personas salen a la calle en Madrid para protestar contra la OTAN a pocos días del arranque de la cumbre (исп.). El País (26 июня 2022). Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 27 июня 2022 года.
- ↑ Pedro Águeda. Los policías de Jusapol planean cinco manifestaciones contra el Gobierno antes y durante la cumbre de la OTAN (исп.). ElDiario.es (14 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 15 июня 2022 года.