Савельев, Алексей Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексей Иванович Савельев
Место рождения с. Бородино, Российская империя
Род деятельности фотограф

Алексе́й Ива́нович Саве́льев (1883, с. Бородино — лето 1923, Москва) — российский и советский фотограф, мастер репортажной и портретной фотографии. Автор фоторепортажей о революции 1905 года, Февральской и Октябрьской революциях 1917 года; фотопортретов Л. Н. Толстого, К. А. Коровина, И. Д. Сытина и др.

Биография и творчество

Дореволюционный период

Алексей Савельев родился в 1883 году в селе Бородино в бедной крестьянской семье. В шестнадцатилетнем возрасте приехал в Москву, устроился подмастерьем в фотоателье А. Грибова на Кузнецком Мосту. Работы способного ученика Грибов подписывал своим именем. Получив место в типографии И. Д. Сытина, Савельев оставил фотоателье. Осваивая полиграфические и фотографические процессы, заинтересовался техникой цветопередачи. Самостоятельно изучал английский и немецкий языки, занимался химией, тратил заработок на приобретение аппаратуры и красителей. У молодого мастера появились свои разработки передачи цвета, от зарубежных полиграфистов поступали предложения продать секреты, но Савельев отвечал отказом[1].

В начале XX века занимался фоторепортажами на актуальные темы, снимал городскую жизнь, праздники. Работы пользовались успехом, публиковались в западных периодических иллюстрированных изданиях. Работал фоторепортёром в газете «Русское слово»[1].

В 1905 году задокументировал революционные события в Москве, сделал свыше 150 снимков — баррикады из дров и перевёрнутых вагонов конки на Пресне, Лесной и Большой Бронной улицах, сожжённая фабрика Шмита, горящая типография Сытина, университет в дни забастовки, вооружение винтовками городовых, жандармерия у фабрики Прохорова и др. Фотографии под заголовком «Беспорядки в Москве» были опубликованы в иллюстрированном приложении к газете «Московский листок»[2].

Идут на открытие Народной библиотеки в деревню Ясная Поляна: Л. Толстой, А. Толстая, председатель Московского общества грамотности П. Долгоруков, Т. Сухотина, В. Феокритова, П. Бирюков. 31 января 1910
Л. Толстой на открытии Народной библиотеки Московского общества грамотности в деревне Ясная Поляна. 31 января 1910

Савельев делал также портретные съёмки, снимал общественных деятелей, представителей мира искусства. Им выполнены фотопортреты И. Д. Сытина в директорском кабинете издательства, художника К. А. Коровина в мастерской (1913). Савельев стал одним из немногих профессиональных фотографов, запечатлевших последние годы жизни Л. Н. Толстого, — несмотря на официальный запрет снимать и распространять изображения писателя, последовавший после «Определения Святейшего Синода» об отпадении графа от православной церкви (1901). Савельевым сделаны снимки Толстого в окружении приехавших из Тулы школьников (26 июня 1907), на открытии народной библиотеки в деревне Ясная Поляна (31 января 1910), на конной прогулке с Д. П. Маковицким (31 января 1910), сняты кадры траурных дней ноября 1910 года в Астапове и Ясной Поляне[3][4].

В дни празднования столетия победы русских войск в Отечественной войне 1812 года выделились фоторепортажи Савельева, представляющие одинокую фигуру отдыхающего на Бородинском поле пастуха и групповой фотопортрет на городской скамейке шести москвичей-долгожителей — свидетелей и участников войны, разысканных фотографом. В подписи сообщалось: «Старуха — 138 лет. Старшему из стариков — 126»[5].

Замечательный фоторепортёр «Русского слова» Алексей Савельев обладал множеством негативов, на которых были зафиксированы потрясающие страдания беженцев и раненых. Эти негативы, конечно, света не увидели, — их не помещали в прессе.

В годы Первой мировой войны снимал раненых, беженцев, благотворительную деятельность в госпиталях. Многие работы не были пропущены цензурой. В 1915 году выполнил серию архитектурных съёмок, связанных с городским конкурсом на дома с «красивейшими фасадами». В 1916 году был приглашён для съёмок экспозиции Третьяковской галереи в связи с планировавшейся администрацией перевеской картин, вызвавшей дискуссии в печати. Концепция развески была принята на основании сравнения сделанных Савельевым фотографий прежнего и обновлённого варианта экспозиции[7].

Раздача газет. Апрель 1917

В начале 1917 года снимал фоторепортажи, связанные с Февральской революцией. Весной участвовал в выставке Русского фотографического общества, работы были отмечены в «Вестнике фотографии» (1917. № 4—5)[6][8].

Обложка журнала «Искры». 1917. № 39

Сделал серию посвящённых очередям снимков «Хвосты», опубликованную в иллюстрированном приложении к «Русскому слову» еженедельнике «Искры» в октябре 1917 года. Названия снимков соответствовали названиям товаров, за которыми выстроились «хвосты»: «Хлебный», «Мясной», «Картофельный», «Яичный», «Овсяный», «Керосиновый», «Мыльный», «Папиросный» и т. д. Заключал серию снимок «Конец хвоста», запечатлевший спящих у дверей магазина женщин[6][9].

В дни Октябрьской революции снимал уличные бои в Москве, им сделаны снимки «Гостиница „Метрополь“ после обстрела», «Баррикады у Леонтьевского переулка», «Окопы на Тверской», «Разрушенная колокольня церкви Бориса и Глеба на Поварской» и др.[6][8]

Советские годы

После установления советской власти Савельев[К 1] обратился в Моссовет с предложением о сотрудничестве. Снимал фотохронику первых пореволюционных лет — заводские цеха, жанровые сцены. Был одним из немногих фотографов, кому поручались ответственные съёмки мероприятий с присутствием глав государства — торжества на закладках революционных памятников и открытиях мемориальных досок, партийные съезды, заседания конгрессов Коминтерна и т. п.[10]

В годы Гражданской войны выезжал по заданию на фронты, сопровождал М. И. Калинина в поездках по стране на агитационных поездах. По воспоминаниям коллеги фотографа П. К. Новицкого, Савельев разделял с красноармейцами дежурства с винтовкой в руках[11].

Ряд фоторабот Савельева связан с В. И. Лениным. Фотографом засняты кадры с Лениным и Я. М. Свердловым на открытии временного памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (7 ноября 1918), сцена беседы вождя с секретарём МК РКП (б) М. Н. Загорским на первомайских празднествах 1919-го, кадры с Лениным в день Всеобуча (25 мая 1919), сделана серия снимков на первомайских торжествах 1920 года (Ленин и А. В. Луначарский на закладке памятника «Освобождённый труд», Ленин на закладке памятника К. Марксу на Театральной площади и др.). По предположению историка фотоискусства Л. Ф. Волкова-Ланнита, Савельевым сделан известный кадр, запечатлевший Ленина с бревном на субботнике в Кремле 1 мая 1920 года[12].

Летом 1923 года Савельев простудился, заболевание перешло в воспаление лёгких, от которого он умер. По воспоминаниям коллег, фотограф вёл отшельническую жизнь, его комната во флигеле в Тишинском переулке была забита колбами и приборами и больше напоминала фотохимическую лабораторию, чем жилое помещение[13].

Наследие и оценки

Октябрьскую революцию и Гражданскую войну снимали многие, но осталось лишь несколько имён — Пётр Оцуп, Виктор Булла, Яков Штейнберг, Павел Жуков, Алексей Савельев, Пётр Новицкий, Лев Леонидов, Григорий Гольдштейн, Александр Дорн. Все они представители традиционной регистрирующей фотографии, для которой документальность и беспристрастность превыше всего.

Валерий Вальран[14]

Работы А. И. Савельева хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, Государственном музее Л. Н. Толстого и др.[8][4][15]

Называя Савельева «фотоисториографом Москвы», запечатлевшим жизнь города с первых лет XX столетия, главным в его авторской манере историк фотографии Л. Ф. Волков-Ланнит выделяет «стремление донести сюжет в простой и ясной форме». Отмечая, что Савельев «не допускал небрежности в деле, которое выбрал», историк называет его репортажи «технически безупречными»[1]:

В его снимках нет броскости и штукарства — нет той эффектности, которая ошеломляет, но быстро надоедает. <…> Он не искал необычных ракурсов или непременно высоких точек; подобно большинству тогдашних документалистов, снимал с земли, на уровне собственного роста. Все его кадры композиционно закончены, а, самое главное, — жизненно правдивы[1].

Имя Савельева стоит в ряду пионеров российской хроникальной фотографии, создателей исторической фотолетописи революции, знаковых фоторепортёров эпохи[8][16][17].

Комментарии

  1. Вместе с младшим братом Василием (1888—1943), также фотографом.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Волков-Ланнит, 1980, с. 157.
  2. Волков-Ланнит, 1980, с. 160.
  3. Волков-Ланнит, 1980, с. 157, 160, 163.
  4. 4,0 4,1 Фотографии: Последнее десятилетие жизни писателя в фотографиях (недоступная ссылка). Государственный музей Л. Н. Толстого. Дата обращения: 27 мая 2017. Архивировано 19 мая 2017 года.
  5. Волков-Ланнит, 1980, с. 163.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Волков-Ланнит, 1980, с. 164.
  7. Волков-Ланнит, 1980, с. 163—164.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Королёва Г. В. Революционный 1917 в фотодокументах РГАКФД. РГАКФД. — Доклад на Всероссийской научной конференции «Революция 1917 года в России: историографические практики, идеологическое наследие, современные проблемы национального единства». Москва, РГГУ, 17 февраля 2017 г. Дата обращения: 27 мая 2017. Архивировано 9 июня 2017 года.
  9. Искры, 1917, № 39.
  10. Волков-Ланнит, 1980, с. 160, 164, 166.
  11. Волков-Ланнит, 1980, с. 166.
  12. Волков-Ланнит, 1980, с. 166—168.
  13. Волков-Ланнит, 1980, с. 156—157.
  14. Вальран В. Советская фотография. 1917—1955 / Валерий Вальран. — СПб.: Лимбус Пресс, 2016. — С. 34—35. — 288 с. — ISBN 978-5-8370-0793-4. Архивная копия от 29 июля 2017 на Wayback Machine
  15. Савельев, Алексей Иванович (фотограф; 1883—1923). Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Дата обращения: 27 мая 2017. Архивировано 18 ноября 2016 года.
  16. Вальран, 2016, с. 34—35.
  17. История российской фотожурналистики.

Библиография

  • Савельев А. И. Хвосты // Искры : ил. худож.-лит. журн. с карикатурами. — М.: Изд-во Т-ва И. Д. Сытина, 1917. — Вып. 8 октября, № 39.

Литература

  • Волков-Ланнит Л. Ф. История пишется объективом : фотокнига / Л. Ф. Волков-Ланнит ; [худож. Г. Дмитриев]. — 2-е изд. — М.: Планета, 1980. — С. 156—169. — 256 с. — 15 000 экз. (1-е изд. — М.: Планета, 1971. — Тираж 13 000 экз.)

Ссылки