Саадия Гаон
Саадия Гаон | |
---|---|
ивр. סעדיה בן יוסף פיומי | |
Имя при рождении | Саадия бен Йосеф |
Дата рождения | 882 |
Место рождения | оазис Файюм, Египет в составе Арабского Халифата |
Дата смерти | 942 |
Место смерти | Багдад |
Направление | рационалистическая средневековая философия, еврейская философия |
Период | Средневековая философия |
Основные интересы | натурфилософия, Библия |
Значительные идеи | совместимость науки и религии |
Оказавшие влияние | Давид аль-Муккамац |
Испытавшие влияние | Ибн Эзра, Моше, Бахье ибн Пкуда, Дунаш бен Лабрат |
Саадия Гао́н (ивр. סעדיה בן יוסף, Саадия бен-Йoсеф; араб. سعيد بن يوسف الفيومي, Саид; 882, Дилас, оазис Файюм[1] (Египет в составе арабского халифата) — 942, Багдад) — крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт.
Биография
Уже в молодости приобрёл обширные познания в области раввинской письменности и светских науках, особенно философии.
В 928 году избран гаоном (главой еврейской академии) в Суре (Вавилон). Эта академия, вместе с академией в Пумбедите, бывшая средоточием еврейской учёности в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок; благодаря новому гаону значение её вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через некоторое время Саадия был смещён, благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) Давида бен-Заккаи, но через несколько лет был вновь утверждён в звании гаона.
Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в иудаизме и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения, он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудаизм с тогдашней философской мыслью.
Важнейшее его сочинение — религиозно-философский труд «Эмунот ве-деот» («Верования и мнения» или «Вера и знание»)[2] является первым систематическим изложением религиозной философии; Саадия опровергает мнение, что вера несовместима с разумом и наукой. Сочинение Саадии имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и христиан; оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом[3].
Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод Танаха и обширный комментарий к нему, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Танаха, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины и оправдывает свой перевод филологически[источник не указан 2019 дней].
Кроме того, он писал сочинения по экзегетике, грамматике, талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием «Сефер агрон» (араб. «Китаб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китаб ар-род ала Анан» (возражение Анану — караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству.
Саадия написал также комментарии к «Сефер йецира» («Cвитку творения»), сидур на арабском языке под заглавием «Китáб гáми ас-саля́уат уат-тасаби́х» («Книга-список молитв и хвалений»).[4]
Многие сочинения Саадии до сих пор ещё хранятся в рукописях; некоторые из них, хранящиеся в Санкт-петербургской публичной библиотеке, изданы А. Я. Гаркави в «Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffen t l. Bibliothek» (СПб., 1891). По случаю 1000-летия рождения Саадии предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевёл книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Париж, 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894); последний издал также и «Сефер йецира» (Париж, 1891)[источник не указан 2019 дней].
Известные потомки
Разгон, Лев Эммануи́лович — советский писатель, критик, правозащитник.
См. также
Примечания
- ↑ Отсюда прозвище аль-Файюми или ха-Питоми
- ↑ написан в 933 году, арабский оригинал под заглавием «Китаб аль аманат валь-и' тикадат» («Книга о верованиях и религиозных мнениях»); переведённая на еврейский язык Иудой ибн Тиббоном в 1160 году
- ↑ Лейпциг, 1845
- ↑ Сидур рава Саадйа-гаона «Китáб гáми ас-саля́уат уат-тасаби́х Архивная копия от 18 апреля 2021 на Wayback Machine», изд. Рубин Масс, Иерусалим 2000; арабо-иврит текст; сидур с краткими молитвами и толкованиями к ним, многочисленные длинные пийуты, пасхальная хагада с толкованием
Литература
- Malter, Henry. Saadia Gaon, His Life and Works, — Philadelphia, 1921.
- Munk. Notice sur Rabbi Saadia Gaon. — Париж, 1838.
- Landauer. Saadja Kit âb al ammânât w’al I’liqâdâ t. — Лейден, 1861.
- Pessin, Steven. Saadya [Saadiah], 2003, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer Edition), Edward N. Zalta (ed.), http://Plato.Stanford.edu/archives/sum2003/entries/saadya/>.
- Smirnov, Andrew. The Universe as a Phenomenon of Language: Sa`adiah Ga`on’s Commentary to the Book of Creation. In: Paradigm in Jewish Philosophy, ed. by R. Jospe, London, 87-111, 1997.
- Wolfson, Henry. The Kalam Arguments for Creation in Saadia, Averroes, Maimonides and St. Thomas, reprinted in Saadia Anniversary Volume (American Academy for Jewish Research), New York, 198—245, 1943.
- Dio Religionsphilosophie des Saadia. — Геттинген, 1882.
- Grätz. Geschichte der Juden. — Том 5.
- А. Гаркави. Р. Саадия Гаон Альфаюми. // Восход, 1887, № 4.
- Г. Генкель. Р. Саадия Гаон. — СПб., 1895.
- סעדיע, ב"ר יוסף פיומי, ספר יצירה, כתאב אלמבאדי, תרגום יוסף בכה"ר דוד קפאה, ירושלים, תשל"ב
Ссылки
- Саадия Гаон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Саадия бен-Иосиф // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Са‘адия Гаон — статья из Электронной еврейской энциклопедии