Рыклин, Михаил Кузьмич
Михаил Кузьмич Рыклин | |
---|---|
Дата рождения | 6 января 1948 (77 лет) |
Место рождения | Ленинград, СССР |
Страна |
|
Научная сфера | западная философия |
Место работы | Институт философии РАН |
Альма-матер | МГУ имени М. В. Ломоносова |
Учёная степень | кандидат философских наук |
Научный руководитель | М. К. Мамардашвили |
Известен как | философ, культуролог и переводчик, специалист в области философской антропологии и европейской философии |
Награды и премии | Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание |
Михаи́л Кузьми́ч Ры́клин (род. 6 января 1948, Ленинград, СССР) — советский и российский философ, культуролог и переводчик, специалист в области философской антропологии и европейской философии. Кандидат философских наук (1978). Приглашённый профессор ряда университетов. Член нескольких научных сообществ.
Биография
Родился 6 января 1948 года в Ленинграде[1].
В 1971 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова[1].
В 1977 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР[1].
В 1978 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Стросса: критика неоруссоизма в структурной антропологии» (специальность 09.00.03 — история философии)[1][2].
Работал младшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР, затем — в ИНИОН АН СССР[1].
С 1984 года — старший научный сотрудник Института философии АН СССР[1].
В 1987 году — приглашённый преподаватель в Тартуском университете.
В 1991 году читал лекции в Доме наук о человеке.
В 1991—1992 годах — старший преподаватель Высшей школы социальных наук (Париж)[1].
В 1992 году — приглашённый профессор в Страсбургском университете.
В 1992—1993 годах — приглашённый профессор в Корнеллском университете.
В 1993 году — приглашённый профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего[1].
В 1994 году — приглашённый профессор РГГУ.
С 1994 года — член Нью-Йоркской Академии Наук
С 1995 года — культурный корреспондент берлинского журнала «Lettre Inernational».
В 1997—2020 годы — ведущий научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН[1][3].
В 1998 году — приглашённый профессор Бременского университета.
С 2000 года — член Общества Вальтера Беньямина.
В 2002 году — приглашённый профессор Бристольского университета.
С 2005 года — член Общества Хайнера Мюллера.
Семья
- прадед — священник Павел Чаплин[4]. Рыклин отмечает, что «до революции слыл вольнодумцем» и что «он в 1906 году с амвона произнёс проповедь против Кровавого воскресенья и за это был на год заточён в монастырь, на него наложили епитимью, он год просидел в монастыре где-то в районе Смоленска, потом возвратился»[4].
- двоюродный дед — Александр Павлович Чаплин. Рыклин отмечает: «Старший его сын, Александр, учился в Москве в университете, перед революцией попал под надзор полиции, был выслан в Рязань. То есть семья уже до революции сочувствовала этим идеям, а саму её восприняла как праздник. Александр приехал с мандатом в Смоленскую область, занял пост комиссара просвещения. Потом в Москве работал с Луначарским, стал одним из его ближайших сотрудников. […] Старшего брата, который работал с Луначарским, не арестовали, его просто выгнали с работы и понизили, он перебивался кое-как все сталинские годы»[4].
- двоюродный дед — Николай Павлович Чаплин (1902–1938). Второй сын. Рыклин указывает: «Николай вступил в партию семнадцать лет, во время Гражданской войны. С начала 1920-х годов он был одним из лидеров комсомола, а с 1924 по 1928 год был сначала первым, а потом генеральным секретарём ЦК комсомола. Дружил с Крупской, переписывался, она ему советы давала. Был близко знаком с Кировым, Орджоникидзе — они были его старшими товарищами, покровительствовали ему. А через какое-то время его повысили до второго секретаря Закавказской федерации, состоявшей из трёх республик, Грузии, Армении и Азербайджана. А первым секретарём стал грузин, близкий к Сталину в то время, Виссарион (Бесо) Ломинадзе. В 1930 году, когда началась коллективизация, происходит конфликт между Ломинадзе и Сталиным, начинается знаменитое партийное дело, блок Сырцова-Ломинадзе[англ.] (Сырцов был председателем Совета министров РСФСР). Их как-то там связали, Сталин это умел делать. Ломинадзе сместили, Николай стал первым секретарём, а Сталин ему позвонил и потребовал осуждения Ломинадзе, приказал провести кампанию по его дискредитации. Они были ближайшими друзьями, Николай должен был предать друга. Какую-то кампанию он в итоге всё же провёл, но, видимо, так вяло, что Сталин понял: голос партии не был услышан. Его тоже отозвали в Москву и перевели на хозяйственную работу»[4].
- дед — Сергей Павлович Чаплин (1905—1941/1942). Третий сын. Сотрудник ОГПУ и НКВД, Рыклин сообщает: «Мой родной дед, Сергей, был по сути воспитанником старшего брата, Николая. Его в в двадцать один год комсомол командировал в ОГПУ, и он стал разведчиком. Но даже по рекомендации видно, что его рекомендовали не на оперативную работу, где-то с двадцати одного до тридцати одного работал в разведке и в контрразведке. Несколько лет жил за границей, прежде всего в Финляндии и Эстонии. Известно, в каких он операциях участвовал: например, первой была операция, связанная с фальшивыми червонцами, это 1927–1928 годы, он вроде бы значительную роль в ней сыграл. Два грузинских эмигранта хотели подорвать советскую власть, забрасывая на территорию СССР большие партии фальшивых денег (червонцы имели очень слабую защиту). […] Деду был тридцать один год, когда его арестовали. Он погиб в тридцать пять. Четыре года, которые он прожил с момента ареста, — это сплошной ужас. Следственная тюрьма на бывшей Шпалерной улице, там выбивали показания, потом «Кресты» — короче, два года питерских тюрем, затем этап на Колыму. […] С самого начала он и в Крестах, и на этапе, и на Колыме был вместе с актёром Георгием Жжёновым, который впоследствии прославился и написал мемуары. […] Жжёнов был моложе и выжил на Колыме. Они с дедом пообещали друг другу: тот, кто выживет, свяжется с родственниками погибшего и расскажет о совместно пережитом. Сами мемуары он написал поздно, при Горбачёве, но моей матери рассказал все в деталях еще в далекие 1950-е годы. […] Я нашел и другие документы, а еще моя мать в начале 1990-х переписала колымское дело деда. Они с Жжёновым, прибыв в Магадан, попали в относительно благоприятное место. То есть как благоприятное — считалось, что лучше лес рубить, чем добывать золото. Страшнее всего на Колыме были три вещи: золото, касситерит (олово) и (уже после войны) уран. […] А дед с Жжёновым попали на лесоповал. Это тяжёлая работа; Жжёнов говорит, что они с дедом были напарниками и пилой два года выбивали мотив «тебе, себе, начальнику». Как я выяснил, он ошибся, с дедом они проработали только один год, а потом деда отправили в так называемую «долину маршалов» или «долину смерти», ее по-разному называли (маршалов потому, что там рудники назывались именами Ворошилова, Будённого и Тимошенко), на горно-обогатительную фабрику «Вакханка», часть прииска Бутугычаг. Там он тоже работал чёрнорабочим на лесоповале, против него и ещё троих заключённых, двое из которых были старыми большевиками, завели новое дело, за антисоветскую агитацию — они ругали Сталина. Мой дед пел песню, где он желал смерти Сталину, надеясь, что, когда тот умрёт, они выйдут на свободу. В общем, местные чекисты дело состряпали в лагере и послали на утверждение в Магадан с протоколами доносов, а там большой начальник, руководитель НКВД Дальстроя, возмутился: террористические намерения, Сталина убить, а у вас тут не 58-8 (террор), стопроцентно расстрельная статья, а всего лишь антисоветская агитация, 58-10. В результате переделали и деда с еще двуми заключенными приговорили к расстрелу. Тут начинаются странные вещи, потому что подельников его расстреляли через три недели после вынесения приговора, а деда Жжёнов встретил через какое-то время уже на другом руднике. Жжёнов рассказывает, что они работали с уголовниками вместе, у одного из блатных случился конфликт с охранником, и тот его застрелил. Потом пришли начальник лагеря и оперуполномоченный — ужасный человек, которого все боялись, — начали спрашивать охранника, что случилось. Он объяснил, что блатной хотел выйти из забоя. Оперуполномоченный говорит: „Ладно, дело закрыто, оформляем акт о побеге“. Тогда мой дед — понимая, что совершает самобуийство — вмешался и сказал, что это было убийство, а никакой не побег. Его посадили в карцер, а на следующий день этот оперуполномоченный деда угнал, сидя верхом на лошади и избивая его кнутом. Жжёнов был свидетелем, это последнее, что известно достоверно, — и, если бы не знаменитый актёр, я бы сейчас ничего не знал про судьбу деда»[4].
- мать — Сталина Сергеевна Чаплина.
- двоюродный дед — Виктор Павлович Чаплин (1909—1943). Младший сын. Работал в Ленинграде. Был арестован вместе с остальными братьями[4]
- двоюродная бабушка — Мария Павловна Чаплина
- отец — Кузьма Рыклин
- жена — поэтесса и художница Анна Александровна Альчук, трагически погибла в Берлине в марте 2008 года, женаты с 1975 года.
Научная деятельность
М. К. Рыклиным разработаны вопросы речевой культуры, коллективной телесности, деконструктивной и шизоаналитической парадигмы в российской и европейской философии. Изучая вопросы о том, какие следствия можно извлечь из «ножниц Бахтина» (резкого разведения высказывания и предложения, лингвистических и языковых фактов) в русской философской культуре, а также о том, что такое сознание, субъект с точки зрения этих неметафизических концепций, Рыклин пришёл, что сознание здесь оказывается в полной зависимости от «знакового идеологического содержания», вне которого остается лишь «голый физиологический акт» (М. М. Бахтин). Исследуя отношение панречевых концепций в местной традиции к метафизике, М. К. Рыклин пришёл к выводу, что они отрицают метафизику в её основаниях: субъект, автор высказывания в философских диалогах Бахтина, умирает в то же самое мгновение, где рождается субъект рефлексивной философии, фундирующий культуру ещё до языка. М. К. Рыклин из этих соображений вывел следующее: подчинённость визуального измерения речевому в отечественной традиции, а также невозможность прямого диалога с европейским трансцендентализмом и с его современным критиками (в лице деконструкции и пр.).[1]
Переводческая и редакционная деятельность
Перевёл на русский язык «Золотую ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзэра (М., 1980, 1983, 1986), а также «Структурной антропологии» (М., 1980) Клода Леви-Стросса и сокращённый перевод «Анти-Эдипа» Жиля Делёза и Феликса Гваттари (М., 1990). Составитель, автор предисловия и комментариев к книге «Маркиз де Сад и XX век» (М., 1992)[1].
Редактор и один из авторов книги «Современная структуралистская идеология» (М., 1984)[1].
В 2006 году в переводе на немецкий вышла его книга Mit dem Recht des Stärkeren. Russische Kultur in Zeiten der «gelenkten Demokratie». Эта книга получила награду Leipziger Buchpreis zur Europäischen Verständigung.
Награды
- Почётный доктор Берлинского центра литературоведческих исследований (2006).
- Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (2007).
Научные труды
Монографии
- Рыклин М. К. Террорологики. — Тарту: Эйдос, 1992.
- Рыклин М. К. Жак Деррида в Москве. — М.: Ад Маргинем, 1993 (частичный перевод на французский — 1995).
- Рыклин М. К. Искусство как препятствие. — М.: Ад Маргинем, 1997.
- Рыклин М. К. Деконструкция и деструкция. — М.: Логос, 2002 (перевод на немецкий — 2006, готовится перевод на корейский язык).
- Рыклин М. К. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие. — М.: Логос, 2002 //нем. издание: Räume des Jubels: Totalitärismus und Differenz. — Fr.-Main: Suhrkamp, 2003.// готовятся итальянский и испанский переводы).
- Рыклин М. К. Немая граница, на немецком языке. — Диафан: Берлин, 2003.
- Рыклин М. К. Время диагноза. — М.: Логос, 2003 (перевод на сербский — 2006).
- Рыклин М. К. Свастика, крест, звезда. Произведение искусства в эпоху управляемой демократии. — М.: Логос, 2006 (перевод на немецкий — 2006).
- Рыклин М. К. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора. — М., 2008.
- Рыклин М. К. Коммунизм как религия. Интеллектуалы и Октябрьская революция. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 136 с.
Статьи
- на русском языке
- Рыклин М. К. Власть знаков: опыт политической семиологии // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. — М., 1986;
- Рыклин М. К. Власть и политика литературы // Власть: очерки современной политической философии Запада. — М., 1989;
- Рыклин М. К. На путях к шизоанализу культуры: литературные стратегии маргинализма // Философия и современные философско-исторические концепции. — М., 1990;
- Рыклин М. К. Две Москвы. «Московский дневник» 70 лет спустя // Беньямин В. Московский дневник / Пер. с нем. и прим. С. Ромашко; общ. ред. и послесл. М. Рыклина; предисл. Г. Шолема. — М.: Ad Marginem, 1997. — 224 с. — (Философия по краям). — ISBN 5-88059-029-1;
- Рыклин М. К. Предисловие. // Беньямин В. Франц Кафка. — М.: Ad Marginem, 2000;
- Рыклин М. К. Предисловие. В кн.: Переписка К. Ясперса и М. Хайдеггера. — М.: Ad Marginem, 2000;
- Рыклин М. К. Философия во множественном числе // VOX. — № 1. — 2006;
- Рыклин М. К. Дар Мераба // Мераб Мамардашвили. «Быть философом — это судьба». — М.: Прогресс-Традиция, 2011;
- Рыклин М. К. «Оборваны корни…» Поэзия в жизни Анны Альчук // Анна Альчук. Собрание стихотворений. М.: НЛО, 2011;
- Рыклин М. К. Евреи, это кто? // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 114;
- Рыклин М. К. Апроприация апроприаторов («Чайка» Игоря Макаревича) // сборник The Chekhov Project. Oslo, Oivind Johansen, 2013 (Проект художников И. Макаревича, Ю. Ващенко и О. Васильева при участии Э. Булатова, В. Некрасова, Б. Гройса, М. и В. Тупицыных, Э. Люси-Смита, А Боровского, О. Туркиной);
- Рыклин М. К. Суггестия слов («Чайка» Игоря Макаревича 20 лет спустя) // сборник The Chekhov Ptoject. Oslo, Oivind Johansen, 2013 (Проект художников И. Макаревича, Ю. Ващенко и О. Васильева при участии Э. Булатова, В. Некрасова, Б Гройса, М. и В. Тупицыных, Э. Люси-Смита, А Боровского, О. Туркиной);
- Рыклин М. К. Непреодоленная история (на русском и немецком языках) // XV Potsdamer Begegnungen. Die Zukunftswirkung der Vergangenheit, Berlin, Deutsch-Russisches Forum, 2013.
- на других языках
- Ryklin M. K. Das Wunder des Verpfeifens // Le monde diplomatique. 2013, n. 3;
- Ryklin M. K. Russische Exzesse. Metarmorphosen des Luxus — Von den Zaren zu den Oligarchen // Lettre International, N. 100, Früjahr 2013;
- Ryklin M. K. Nicht Erkaltende // Lettre International, N101, Sommer 2013;
- Ryklin M. K. Being there. Über das Dort-Gewesen-Sein // Weltraum. Die Kunst und ein Traum. Space. About a Dream, Wien, Kunsthalle, 2011, SS. 97—103 (каталог выставки на немецком и английском языке);
- Ryklin M. K. Russlands Neue Adel // Lettre International, 92, Frühjahr 2011;
- Ryklin M. K. Sieg, Gott und Stalin // Lettre International, 93, Sommer 2011;
- Ryklin M. K. Russlands trübe Aussichten // Lettre International, 94, Herbst 2011.
Публицистика
- Рыклин М. К. Запретный город (начало) // Литературно-философский журнал Топос. — 24.05.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Запретный город (окончание) // Литературно-философский журнал Топос. — 25.05.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Топос утопии. Коммунизм как религия // Литературно-философский журнал Топос. — 02.06.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Речь немцев // Литературно-философский журнал Топос. — 03.06.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Метродискурс (начало) // Литературно-философский журнал Топос. — 13.07.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Метродискурс (окончание) // Литературно-философский журнал Топос. — 14.07.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Метаморфозы великих гномов (начало) // Литературно-философский журнал Топос. — 12.09.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Метаморфозы великих гномов (окончание) // Литературно-философский журнал Топос. — 13.09.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. «Дорогая моя столица» // Литературно-философский журнал Топос. — 27.09.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. СССР – Родина моих снов (начало) // Литературно-философский журнал Топос. — 05.10.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. СССР – Родина моих снов (окончание) // Литературно-философский журнал Топос. — 06.10.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. «Лучший в мире» (начало) // Литературно-философский журнал Топос. — 24.10.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. «Лучший в мире» (окончание) // Литературно-философский журнал Топос. — 24.10.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Место утопии // Литературно-философский журнал Топос. — 16.11.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. Гегель в пространствах ликования // Литературно-философский журнал Топос. — 21.11.2005. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Рыклин М. К. От ликования к галлюцинации: постсоветские коллективные тела // Литературно-философский журнал Топос. — 11.05.2006. Архивировано 11 февраля 2014 года.
Интервью
- Альчук А. Михаил Рыклин: Страна превратилась в желудок // Взгляд.ру. — 24.07.2006. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Постмодернизм придуман журналистами // Независимая газета. — 31.05.2007. Архивировано 11 февраля 2014 года.
- Кооператив «Живое слово». 120 дней Содома. Вместо послесловия. 1992 год.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Алексеев, 2002.
- ↑
- Рыклин, Михаил Кузьмич. Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Строса: критика неоруссоизма в структурной антропологии: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03. — Москва, 1977. — 171 с.
- Рыклин, Михаил Кузьмич. Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Строса: критика неоруссоизма в структурной антропологии: автореф. дис. … канд. филос. наук: (09.00.03) / АН СССР. Ин-т философии. — Москва: [б. и.], 1977. — 23 с.
- ↑ В секторе в разные годы работали // Институт философии РАН
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Майков В. «Воплощение революционных идеалов не меняет природу этого мира». Философ Михаил Рыклин о личной истории террора, Шаламове и двадцатых годах // Горький Медиа, 07.11.2017 (копия)
Литература
- Рыклин, Михаил Кузьмич // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2002. — 1152 с. — ISBN 5-8291-0148-3.
Ссылки
- Страница на сайте ИФ РАН
- Лекция Михаила Рыклина и Игоря Чубарова «Вальтер Беньямин: от московского путешествия к эстетической теории» в Философском клубе Винзавода 24 марта 2014 года.
- Родившиеся 6 января
- Родившиеся в 1948 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Кандидаты философских наук
- Учёные по алфавиту
- Философы СССР
- Философы России
- Философы Германии
- Выпускники философского факультета МГУ
- Русские эмигранты четвёртой волны в Германии
- Сотрудники Института философии РАН
- Сотрудники ИНИОН