Перейти к содержанию

Рыклин, Михаил Кузьмич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Кузьмич Рыклин
Дата рождения 6 января 1948(1948-01-06) (77 лет)
Место рождения Ленинград, СССР
Страна Флаг СССРФлаг России
Научная сфера западная философия
Место работы Институт философии РАН
Альма-матер МГУ имени М. В. Ломоносова
Учёная степень кандидат философских наук
Научный руководитель М. К. Мамардашвили
Известен как философ, культуролог и переводчик, специалист в области философской антропологии и европейской философии
Награды и премии Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание

Михаи́л Кузьми́ч Ры́клин (род. 6 января 1948, Ленинград, СССР) — советский и российский философ, культуролог и переводчик, специалист в области философской антропологии и европейской философии. Кандидат философских наук (1978). Приглашённый профессор ряда университетов. Член нескольких научных сообществ.

Биография

Родился 6 января 1948 года в Ленинграде[1].

В 1971 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

В 1977 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР[1].

В 1978 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Стросса: критика неоруссоизма в структурной антропологии» (специальность 09.00.03 — история философии)[1][2].

Работал младшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР, затем — в ИНИОН АН СССР[1].

С 1984 года — старший научный сотрудник Института философии АН СССР[1].

В 1987 году — приглашённый преподаватель в Тартуском университете.

В 1991 году читал лекции в Доме наук о человеке.

В 1991—1992 годах — старший преподаватель Высшей школы социальных наук (Париж)[1].

В 1992 году — приглашённый профессор в Страсбургском университете.

В 1992—1993 годах — приглашённый профессор в Корнеллском университете.

В 1993 году — приглашённый профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего[1].

В 1994 году — приглашённый профессор РГГУ.

С 1994 года — член Нью-Йоркской Академии Наук

С 1995 года — культурный корреспондент берлинского журнала «Lettre Inernational».

В 19972020 годы — ведущий научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН[1][3].

В 1998 году — приглашённый профессор Бременского университета.

С 2000 года — член Общества Вальтера Беньямина.

В 2002 году — приглашённый профессор Бристольского университета.

С 2005 года — член Общества Хайнера Мюллера.

Семья

  • прадед — священник Павел Чаплин[4]. Рыклин отмечает, что «до революции слыл вольнодумцем» и что «он в 1906 году с амвона произнёс проповедь против Кровавого воскресенья и за это был на год заточён в монастырь, на него наложили епитимью, он год просидел в монастыре где-то в районе Смоленска, потом возвратился»[4].
    • двоюродный дед — Александр Павлович Чаплин. Рыклин отмечает: «Старший его сын, Александр, учился в Москве в университете, перед революцией попал под надзор полиции, был выслан в Рязань. То есть семья уже до революции сочувствовала этим идеям, а саму её восприняла как праздник. Александр приехал с мандатом в Смоленскую область, занял пост комиссара просвещения. Потом в Москве работал с Луначарским, стал одним из его ближайших сотрудников. […] Старшего брата, который работал с Луначарским, не арестовали, его просто выгнали с работы и понизили, он перебивался кое-как все сталинские годы»[4].
    • двоюродный дед — Николай Павлович Чаплин (1902–1938). Второй сын. Рыклин указывает: «Николай вступил в партию семнадцать лет, во время Гражданской войны. С начала 1920-х годов он был одним из лидеров комсомола, а с 1924 по 1928 год был сначала первым, а потом генеральным секретарём ЦК комсомола. Дружил с Крупской, переписывался, она ему советы давала. Был близко знаком с Кировым, Орджоникидзе — они были его старшими товарищами, покровительствовали ему. А через какое-то время его повысили до второго секретаря Закавказской федерации, состоявшей из трёх республик, Грузии, Армении и Азербайджана. А первым секретарём стал грузин, близкий к Сталину в то время, Виссарион (Бесо) Ломинадзе. В 1930 году, когда началась коллективизация, происходит конфликт между Ломинадзе и Сталиным, начинается знаменитое партийное дело, блок Сырцова-Ломинадзе[англ.] (Сырцов был председателем Совета министров РСФСР). Их как-то там связали, Сталин это умел делать. Ломинадзе сместили, Николай стал первым секретарём, а Сталин ему позвонил и потребовал осуждения Ломинадзе, приказал провести кампанию по его дискредитации. Они были ближайшими друзьями, Николай должен был предать друга. Какую-то кампанию он в итоге всё же провёл, но, видимо, так вяло, что Сталин понял: голос партии не был услышан. Его тоже отозвали в Москву и перевели на хозяйственную работу»[4].
    • дед — Сергей Павлович Чаплин (1905—1941/1942). Третий сын. Сотрудник ОГПУ и НКВД, Рыклин сообщает: «Мой родной дед, Сергей, был по сути воспитанником старшего брата, Николая. Его в в двадцать один год комсомол командировал в ОГПУ, и он стал разведчиком. Но даже по рекомендации видно, что его рекомендовали не на оперативную работу, где-то с двадцати одного до тридцати одного работал в разведке и в контрразведке. Несколько лет жил за границей, прежде всего в Финляндии и Эстонии. Известно, в каких он операциях участвовал: например, первой была операция, связанная с фальшивыми червонцами, это 1927–1928 годы, он вроде бы значительную роль в ней сыграл. Два грузинских эмигранта хотели подорвать советскую власть, забрасывая на территорию СССР большие партии фальшивых денег (червонцы имели очень слабую защиту). […] Деду был тридцать один год, когда его арестовали. Он погиб в тридцать пять. Четыре года, которые он прожил с момента ареста, — это сплошной ужас. Следственная тюрьма на бывшей Шпалерной улице, там выбивали показания, потом «Кресты» — короче, два года питерских тюрем, затем этап на Колыму. […] С самого начала он и в Крестах, и на этапе, и на Колыме был вместе с актёром Георгием Жжёновым, который впоследствии прославился и написал мемуары. […] Жжёнов был моложе и выжил на Колыме. Они с дедом пообещали друг другу: тот, кто выживет, свяжется с родственниками погибшего и расскажет о совместно пережитом. Сами мемуары он написал поздно, при Горбачёве, но моей матери рассказал все в деталях еще в далекие 1950-е годы. […] Я нашел и другие документы, а еще моя мать в начале 1990-х переписала колымское дело деда. Они с Жжёновым, прибыв в Магадан, попали в относительно благоприятное место. То есть как благоприятное — считалось, что лучше лес рубить, чем добывать золото. Страшнее всего на Колыме были три вещи: золото, касситерит (олово) и (уже после войны) уран. […] А дед с Жжёновым попали на лесоповал. Это тяжёлая работа; Жжёнов говорит, что они с дедом были напарниками и пилой два года выбивали мотив «тебе, себе, начальнику». Как я выяснил, он ошибся, с дедом они проработали только один год, а потом деда отправили в так называемую «долину маршалов» или «долину смерти», ее по-разному называли (маршалов потому, что там рудники назывались именами Ворошилова, Будённого и Тимошенко), на горно-обогатительную фабрику «Вакханка», часть прииска Бутугычаг. Там он тоже работал чёрнорабочим на лесоповале, против него и ещё троих заключённых, двое из которых были старыми большевиками, завели новое дело, за антисоветскую агитацию — они ругали Сталина. Мой дед пел песню, где он желал смерти Сталину, надеясь, что, когда тот умрёт, они выйдут на свободу. В общем, местные чекисты дело состряпали в лагере и послали на утверждение в Магадан с протоколами доносов, а там большой начальник, руководитель НКВД Дальстроя, возмутился: террористические намерения, Сталина убить, а у вас тут не 58-8 (террор), стопроцентно расстрельная статья, а всего лишь антисоветская агитация, 58-10. В результате переделали и деда с еще двуми заключенными приговорили к расстрелу. Тут начинаются странные вещи, потому что подельников его расстреляли через три недели после вынесения приговора, а деда Жжёнов встретил через какое-то время уже на другом руднике. Жжёнов рассказывает, что они работали с уголовниками вместе, у одного из блатных случился конфликт с охранником, и тот его застрелил. Потом пришли начальник лагеря и оперуполномоченный — ужасный человек, которого все боялись, — начали спрашивать охранника, что случилось. Он объяснил, что блатной хотел выйти из забоя. Оперуполномоченный говорит: „Ладно, дело закрыто, оформляем акт о побеге“. Тогда мой дед — понимая, что совершает самобуийство — вмешался и сказал, что это было убийство, а никакой не побег. Его посадили в карцер, а на следующий день этот оперуполномоченный деда угнал, сидя верхом на лошади и избивая его кнутом. Жжёнов был свидетелем, это последнее, что известно достоверно, — и, если бы не знаменитый актёр, я бы сейчас ничего не знал про судьбу деда»[4].
      • мать — Сталина Сергеевна Чаплина.
    • двоюродный дед — Виктор Павлович Чаплин (1909—1943). Младший сын. Работал в Ленинграде. Был арестован вместе с остальными братьями[4]
    • двоюродная бабушка — Мария Павловна Чаплина
  • отец — Кузьма Рыклин
  • жена — поэтесса и художница Анна Александровна Альчук, трагически погибла в Берлине в марте 2008 года, женаты с 1975 года.

Научная деятельность

М. К. Рыклиным разработаны вопросы речевой культуры, коллективной телесности, деконструктивной и шизоаналитической парадигмы в российской и европейской философии. Изучая вопросы о том, какие следствия можно извлечь из «ножниц Бахтина» (резкого разведения высказывания и предложения, лингвистических и языковых фактов) в русской философской культуре, а также о том, что такое сознание, субъект с точки зрения этих неметафизических концепций, Рыклин пришёл, что сознание здесь оказывается в полной зависимости от «знакового идеологического содержания», вне которого остается лишь «голый физиологический акт» (М. М. Бахтин). Исследуя отношение панречевых концепций в местной традиции к метафизике, М. К. Рыклин пришёл к выводу, что они отрицают метафизику в её основаниях: субъект, автор высказывания в философских диалогах Бахтина, умирает в то же самое мгновение, где рождается субъект рефлексивной философии, фундирующий культуру ещё до языка. М. К. Рыклин из этих соображений вывел следующее: подчинённость визуального измерения речевому в отечественной традиции, а также невозможность прямого диалога с европейским трансцендентализмом и с его современным критиками (в лице деконструкции и пр.).[1]

Переводческая и редакционная деятельность

Перевёл на русский язык «Золотую ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзэра (М., 1980, 1983, 1986), а также «Структурной антропологии» (М., 1980) Клода Леви-Стросса и сокращённый перевод «Анти-Эдипа» Жиля Делёза и Феликса Гваттари (М., 1990). Составитель, автор предисловия и комментариев к книге «Маркиз де Сад и XX век» (М., 1992)[1].

Редактор и один из авторов книги «Современная структуралистская идеология» (М., 1984)[1].

В 2006 году в переводе на немецкий вышла его книга Mit dem Recht des Stärkeren. Russische Kultur in Zeiten der «gelenkten Demokratie». Эта книга получила награду Leipziger Buchpreis zur Europäischen Verständigung.

Награды

Научные труды

Монографии

  • Рыклин М. К. Террорологики. — Тарту: Эйдос, 1992.
  • Рыклин М. К. Жак Деррида в Москве. — М.: Ад Маргинем, 1993 (частичный перевод на французский — 1995).
  • Рыклин М. К. Искусство как препятствие. — М.: Ад Маргинем, 1997.
  • Рыклин М. К. Деконструкция и деструкция. — М.: Логос, 2002 (перевод на немецкий — 2006, готовится перевод на корейский язык).
  • Рыклин М. К. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие. — М.: Логос, 2002 //нем. издание: Räume des Jubels: Totalitärismus und Differenz. — Fr.-Main: Suhrkamp, 2003.// готовятся итальянский и испанский переводы).
  • Рыклин М. К. Немая граница, на немецком языке. — Диафан: Берлин, 2003.
  • Рыклин М. К. Время диагноза. — М.: Логос, 2003 (перевод на сербский — 2006).
  • Рыклин М. К. Свастика, крест, звезда. Произведение искусства в эпоху управляемой демократии. — М.: Логос, 2006 (перевод на немецкий — 2006).
  • Рыклин М. К. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора. — М., 2008.
  • Рыклин М. К. Коммунизм как религия. Интеллектуалы и Октябрьская революция. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 136 с.

Статьи

на русском языке
  • Рыклин М. К. Власть знаков: опыт политической семиологии // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. — М., 1986;
  • Рыклин М. К. Власть и политика литературы // Власть: очерки современной политической философии Запада. — М., 1989;
  • Рыклин М. К. На путях к шизоанализу культуры: литературные стратегии маргинализма // Философия и современные философско-исторические концепции. — М., 1990;
  • Рыклин М. К. Две Москвы. «Московский дневник» 70 лет спустя // Беньямин В. Московский дневник / Пер. с нем. и прим. С. Ромашко; общ. ред. и послесл. М. Рыклина; предисл. Г. Шолема. — М.: Ad Marginem, 1997. — 224 с. — (Философия по краям). — ISBN 5-88059-029-1;
  • Рыклин М. К. Предисловие. // Беньямин В. Франц Кафка. — М.: Ad Marginem, 2000;
  • Рыклин М. К. Предисловие. В кн.: Переписка К. Ясперса и М. Хайдеггера. — М.: Ad Marginem, 2000;
  • Рыклин М. К. Философия во множественном числе // VOX. — № 1. — 2006;
  • Рыклин М. К. Дар Мераба // Мераб Мамардашвили. «Быть философом — это судьба». — М.: Прогресс-Традиция, 2011;
  • Рыклин М. К. «Оборваны корни…» Поэзия в жизни Анны Альчук // Анна Альчук. Собрание стихотворений. М.: НЛО, 2011;
  • Рыклин М. К. Евреи, это кто? // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 114;
  • Рыклин М. К. Апроприация апроприаторов («Чайка» Игоря Макаревича) // сборник The Chekhov Project. Oslo, Oivind Johansen, 2013 (Проект художников И. Макаревича, Ю. Ващенко и О. Васильева при участии Э. Булатова, В. Некрасова, Б. Гройса, М. и В. Тупицыных, Э. Люси-Смита, А Боровского, О. Туркиной);
  • Рыклин М. К. Суггестия слов («Чайка» Игоря Макаревича 20 лет спустя) // сборник The Chekhov Ptoject. Oslo, Oivind Johansen, 2013 (Проект художников И. Макаревича, Ю. Ващенко и О. Васильева при участии Э. Булатова, В. Некрасова, Б Гройса, М. и В. Тупицыных, Э. Люси-Смита, А Боровского, О. Туркиной);
  • Рыклин М. К. Непреодоленная история (на русском и немецком языках) // XV Potsdamer Begegnungen. Die Zukunftswirkung der Vergangenheit, Berlin, Deutsch-Russisches Forum, 2013.
на других языках
  • Ryklin M. K. Das Wunder des Verpfeifens // Le monde diplomatique. 2013, n. 3;
  • Ryklin M. K. Russische Exzesse. Metarmorphosen des Luxus — Von den Zaren zu den Oligarchen // Lettre International, N. 100, Früjahr 2013;
  • Ryklin M. K. Nicht Erkaltende // Lettre International, N101, Sommer 2013;
  • Ryklin M. K. Being there. Über das Dort-Gewesen-Sein // Weltraum. Die Kunst und ein Traum. Space. About a Dream, Wien, Kunsthalle, 2011, SS. 97—103 (каталог выставки на немецком и английском языке);
  • Ryklin M. K. Russlands Neue Adel // Lettre International, 92, Frühjahr 2011;
  • Ryklin M. K. Sieg, Gott und Stalin // Lettre International, 93, Sommer 2011;
  • Ryklin M. K. Russlands trübe Aussichten // Lettre International, 94, Herbst 2011.

Публицистика

Интервью

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Алексеев, 2002.
    • Рыклин, Михаил Кузьмич. Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Строса: критика неоруссоизма в структурной антропологии: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03. — Москва, 1977. — 171 с.
    • Рыклин, Михаил Кузьмич. Генезис противопоставления природы и культуры в работах Клода Леви-Строса: критика неоруссоизма в структурной антропологии: автореф. дис. … канд. филос. наук: (09.00.03) / АН СССР. Ин-т философии. — Москва: [б. и.], 1977. — 23 с.
  2. В секторе в разные годы работали // Институт философии РАН
  3. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Майков В. «Воплощение революционных идеалов не меняет природу этого мира». Философ Михаил Рыклин о личной истории террора, Шаламове и двадцатых годах // Горький Медиа, 07.11.2017 (копия)

Литература

Ссылки