Русские князья Великого княжества Литовского

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сравнение: символы Рюриковичей и Гедиминовы «Колюмны». По С.А. Колтырину.

Князья и основатели Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского происходили из знатных русских родов, а затем стали родоначальниками многих аристократических фамилий России и Европы. Сам основатель Литовского королевства Миндовг и его потомки Гедиминовичи, вероятнее всего, происходили из русской знати[1].

Основатель

Сведения исторических источников о происхождении первого «короля» Литвы Миндовга крайне скудны и ограничиваются «Ливонской рифмованной хроникой», «Великой хроникой о Польше, Руси и их соседях», «Хроникой Быховца» и «Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси», а упоминаниями в русских летописях[1].

Наиболее достоверным можно считать упоминание в Ливонской рифмованной хронике (XIII в.), которая сообщает, что отец Миндовга «was ein kunic groß» (был великим (или большим) королем), не называя его имени. Учитывая серьёзное отношение к титулованию в средневековой Европе, которую представлял ливонский хронист, можно утверждать, что отец Миндовга имел достаточно высокий статус, который никак нельзя связать со средой восточно-прибалтийских народов того времени: они находились на стадии родоплеменного развития и имели своих вождей, но князьями как руководителями государства они не являлись. Поэтому нет данных об исторических деятелях литовского, жемайтского и т. п. происхождения, которые имели бы признанный королевский (или великокняжеский) статус в рассматриваемый период[1]. Однако титул отца Миндовга «великий король» вполне соответствует признанному статусу русской знати в то же время[1].

Непосредственные данные о происхождении Миндовга содержатся в Воскресенской летописи (XVI в., составлена на основе сводов XV в.). и Западнорусских летописях XVI в. (ПСРЛ XVII: 593). В них говорится, что Миндовг является выходцем из рода русских полоцких князей, будучи сыном князя Мовкольда и внуком Ростислава Рогволодовича (ПСРЛ VII: 165). Вероятно, оба этих источника базируются на одном более раннем[1].

Русская знать в формировании централизованных государств

По мнению историков, переселение русов на земли восточных славян и других восточноевропейских племен носило, очевидно, массовый характер: «И избрашася 3 браты с роды своими и пояша по собе (взяли с собой — прим.) всю Русь» (ПСРЛ, Т.1, 2001: 20). Примечательно, что в летописи русы отождествляются как с варягами (вероятно, выходцами из южнобалтийского региона), так и с полянами (выходцами из Иллирии). Прибывшие из разных регионов[2] группы русов должны были иметь свою элиту, претендовавшую на власть. Летописи донесли до нас целый ряд вождей русов, не являвшихся, по всей видимости, близкими родственниками по мужской линии: Рюрик с братьями, Олег (по Татищеву — шурин Рюрика), Аскольд и Дир, Рогволод. Имеет место возможность существования престолонаследия по женской линии: так, Игорю наследовала его жена Ольга. С. М. Соловьев считал, что муж старшей сестры в вопросе престолонаследия имел преимущества перед своими младшими шурьями[3] и, соответственно, его дети тоже могли претендовать на власть, не будучи потомками по мужской линии основателя правящего рода. Таким образом, существует немалая вероятность происхождения русских князей не от одного общего предка по мужской линии (условного Рюрика)[1].

Версию о русском происхождении Гедиминовичей (и Миндовга как их предполагаемого предка) подтверждают данные геральдики. Родовой герб Гедиминовичей — так называемые Колюмны или столпы Гедимина, впервые появившиеся на монетах Великого княжества Литовского и Русского в XIV в. имеет много общего с символикой Рюриковичей, отражённой на Сребренике кн. Владимира Святославича (Х в.), печати кн. Ярослава Владимировича (XI в.)[4]. Для правомерного использования родового символа должны были быть основания, так как такие знаки имели строгую систему наследования. И самое весомое — общие корни Гедиминовичей и представителей правившего на Руси «рода русского»[1].

Сам Гедимин, «rex Letwinorum et Ruthenorum» (король Литвы и Руси), вспоминая своих пращуров, называет Миндовга «predecessor», то есть предком. Это не противоречит сведениям русских летописей, так как предок может быть и не прямым[1].

Письменно-литературным и официальным языком ВКЛиР до XVI вв. был «руски езыкъ», «руский языкъ»[5]. Именно русским языком владела и пользовалась для ведения официальной документации государства правящая верхушка княжества[1]. Основой законов государства стала «Русская правда» Ярослава Мудрого[6].

Ягайло-Яков

Великий князь литовский Ягайло (в православном крещении Яков), заключивший с Польшей Кревскую унию на условиях, с которых началось превращение ВКЛ в провинцию Польского королевства в обмен на корону, в таких исторических источниках, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», относится к литве. Братья-ольгердовичи — князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский — названы в них «храбрыми литовцами»[6].

Однако это определение не следует трактовать как этническое. Ведь принадлежность самого великого князя Гедимина — дискуссионный вопрос, а его супруга Ева (Евна) Ивановна Полоцкая была русской. Соответственно, один из их старших сыновей (в последующем великий князь Литовский и Русский Ольгерд) был по матери русским. Затем он женился последовательно на витебской княжне Марии Ярославне и тверской княжне Ульяне Александровне, что обеспечило 18 сыновьям и дочерям великого князя Литовского и Русского доминирование (три четверти) русской крови[6].

Ольгерд конкурировал с Московским княжеством за право объединения русских земель, в чем имел поддержку старшего сына от Марии Ярославны, Андрея Ольгердовича. Однако свой престол великий князь передал в 1377 г. младшему сыну Ягайле, от Ульяны Александровны[6].

То, что Ягайло не в состоянии подняться на уровень общерусских интересов, проявила Куликовская битва. В XIV веке во всех русских землях «злы татарове» воспринимались как абсолютное зло. Когда великий князь Московский Дмитрий Иванович бросил вызов Орде в лице Мамая, то ольгердовичи Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский во главе западнорусской кованой рати встали под знамёна Московского князя. Воеводой у великого князя Дмитрия Ивановича был еще один князь из ВКЛ — Дмитрий Боброк Волынец[6].

А Ягайло назвался союзником Мамая. Многовекторный Ягайло столь не спешил на соединение с Мамаем, что опоздал к началу сражения, избежав братоубийства[6].

Дмитрий Иванович не затаил зла на Ягайло: он предложил ему союз, который должна была скрепить свадьба западнорусского князя с дочерью московского князя Софьей. Однако вскоре Ягайло нарушил эту договорённость, пожертвовав интересами своего государства ради польской короны[6].

Городельский привилей

В 1405-10 годах великий князь литовский Витовт упразднил практически все удельные княжения в ВКЛ, и исконными русскими землями стали управлять не потомственные бояре, а великокняжеские наместники из шляхтичей-католиков[7].

В 1413 году, после заключения Городельской унии между Королевством Польским и ВКЛ, в соответствии с которой использовавшееся в Кревской унии понятие «втеление», т.е. примыкание, было заменено на «присоединение», в ВКЛ было введено польское административное деление с учреждением должностей виленского и трокского воевод и каштелянов. Русских земель это первоначально не касалось[8]. Этот договор существенно подорвал положение русской и литовской православной знати и оформил ряд преференций для католической аристократии, допущенной к участию в Сейме. Именно в эти годы 56 литовских княжеских родов православного вероисповедания из династии Гедиминовичей, а именно Голицыны, Куракины, Хованские, Трубецкие, Мстиславские, Волынские, Щенятевы, Патрикеевы и Булгаковы, были оттеснены от политической власти[9].

Заговор русских князей

Последняя попытка восстановить суверенитет Великого княжества Литовского и Русского была предпринята в 1481 году, когда среди западнорусской знати созрел заговор, предполагавший разрыв унии с Польшей, восстановление русской государственности на территории ВКЛиР, установление союзных отношений или подданство Великого князя Московского, государя всея Руси Ивана III. Возглавляли заговор русские князья из рода Гедиминовичей Михаил Олелькович, Иван Гольшанский и Федор Бельский. На свадьбе последнего в Кобрине заговорщики замышляли захватить фанатичного католика короля и великого князя Казимира IV[6].

Последовавшее из-за предательства литовских бояр Ходкевичей крушение заговора вызвало действия Польской Короны и римской курии с целью лишить Великое княжество даже эфемерной возможности обрести самостоятельность: в 1499 г. была заключена Краковско-Виленская, в 1501 г. — Мельницкая уния[6].

Персоналии

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Колтырин Сергей Анатольевич. О происхождении правителей великого княжества литовского и русского // Исторический формат. — 2016. — № 3 (7).
  2. Кузьмин, Аполлон Григорьевич. Начало Руси. — Москва: Вече, 2003. — С. 187—188, 198-199, 333-334. — 480 с. — ISBN 5-9533-0032-8.
  3. Соловьев С. М. История России с древнейших времён. Книга первая. Том I—V. Второе издание. СПб., 1896. — с. 282.
  4. Вяроукт-Шэлюта У. Калюмны // Вялшае Княства Летоускае. Энцыклапедыя у 3 т. Т. 2. Минск, 2005. — с. 21.
  5. Иванов Вяч. Вс. Славянские диалекты в соотношении с другими языками ВКЛ // XIII международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М., 2003. С. 258—288.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Сергеев Н.М. Литовско-Русское государство: от великодержавности к польской провинции // Постсоветский материк. — 2019. — № 4 (24).
  7. Спицын, Евгений Юрьевич. Тема 3. Русь и Литва во второй половине XIII-первой половине XV вв // Древняя и Средневековая Русь IX-XVII вв.. — Полный курс истории России. Книга I. — Москва: Концептуал. — С. 226-228. — 440 с. — ISBN 978-5-907079-57-1.
  8. Сергеев Н.М. Литовско-Русское государство: от великодержавности к польской провинции // Постсоветский материк. — 2019. — № 4 (24).
  9. Боричевский, И.П. Православие и русская народность в Литве. - Санкт-Петербург: типография Фишера, 1851. - 129 с.