Российский государственный университет социальных технологий

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Российский государственный университет социальных технологий
(РГУ СоцТех)
Международное название

Russian State University of Social

Technologies (RSU SocTech)
Прежние названия Московский институт-интернат для инвалидов
Московский государственный гуманитарный институт-интернат
Московский государственный социально-гуманитарный институт
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Год основания 1990
Тип государственный университет
ректор Игорь Васильевич Михалёв
Ректор Игорь Васильевич Михалёв
Метро Белокаменная
Кампус городской
Юридический адрес Москва, ул. Лосиноостровская, д. 49, стр. 2,
Сайт https://rgust.ru

Российский государственный университет социальных технологий (РГУ СоцТех) — высшее учебное заведение в Москве. Основан в 1990 году.

История

В начале 1988 года профессор Л. А. Саркисян, научный сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М. В. Ломоносова, сам являвшийся инвалидом с детства, предложил создать в Москве высшее учебное заведение — интернат для инвалидов-опорников[1].

В 1990 году высшее учебное заведение было основано как Московский институт-интернат для инвалидов с целью расширить социальную помощь лицам с нарушением опорно-двигательной системы  (англ.) и создания необходимые условий для их плодотворной жизнедеятельности[2][3][4].

В 1992 году начало работать подготовительное отделение, где учились 48 слушателей из которых 10 человек были инвалидами-колясочниками[1].

Обучение началось в 1993 году, когда было открыто сразу пять первых факультетов (иностранных языков; книгоиздания и редактирования; прикладной математики и информатики; экономический; юридический) и поступили 50 студентов, а в 1998 году состоялся первый выпуск составлявший 37 человек[2][3][1].

В 2002 году переименован в Московский государственный гуманитарный институт-интернат[3][5].

В 2001 году общее число обучающихся составило 220 человек, из которых 1 % — студенты не являющиеся инвалидами[3].

В 2005 году переименован в Московский государственный социально-гуманитарный институт[6].

К 2010 году в институте обучалось более 1200 студентов, из которых 600 являлись лицами с нарушением опорно-двигательной системы[2].

В 2011 году переименован в Московский государственный гуманитарно-экономический институт[1][7]. В том же году произошла реорганизация путём присоединения к институту Волгоградского государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и права, Калмыцкого государственного финансово-экономического колледжа и Челябинского профессионально-педагогического колледжа, ставших его филиалами[8].

Были созданы факультет заочного обучения и факультет социологии и психологии[9].

Эмблема Московского государственного гуманитарно-экономического университета

В 2014 году переименован в Московский государственный гуманитарно-экономический университет[10][11].

В 2015 году в университете было 7 факультетов, где обучение проводилось по 17 направлениям и 1 специальности, работали подготовительное отделение, центр дополнительного образования и по пяти направлениям аспирантура[12].

12 февраля 2024 года переименован в Российский государственный университет социальных технологий (РГУ СоцТех)[13][14].

Структура

  • Факультет социологии и журналистики
  • Факультет юриспруденции
  • Факультет экономики
  • Факультет психологии и педагогики
  • Факультет иностранных языков
  • Факультет цифровых технологий и кибербезопасности
  • Кафедра адаптивной и физической культуры

Образовательная деятельность

В университете для студентов с нарушениями опорно-двигательной системы создана безбарьерная среда. Руководство и администрация высшего учебного заведения проводит последовательную политику учёта особых потребностей студентов с инвалидностью как со стороны, так и в рамках учебных подразделений. А также существуют необходимые социоструктурные условия, где обучение проводится в малых группах по 7-15 человек, позволяя применять образовательные технологии с индивидуально-ориентированным подходом. Широко внедрены здоровьесберегающие технологии (спорт и адаптивная физическая культура), благодаря чему в группах проводится физкультурно-оздоровительная работа. Методическое обеспечение приспособлено к особым потребностям обучающихся. Для каждого инклюзивного студента установленная индивидуальная программа реабилитации (ИПР), охватывающая «триединый» образовательном процессе — обучение, воспитание и личностное развитие. На кафедрах и в научно-исследовательской лаборатории проводится плодотворная научно-исследовательская работа, оптимизирующая образовательный процесса для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. Также адаптации инклюзивный студентов способствует наличие людей с инвалидностью в профессорско-преподавательской и административной среде университета. Социокультурные условия включают методическую и психологическую адаптированность научно-педагогических кадров к работе со студентами-инвалидами, путём наставничества и проведения курсов повышения квалификации. Сглаживание коммуникативных барьеров происходит как в векторе «студент с инвалидностью – студент без инвалидности», так и обратном случае — «студент без инвалидности – студент с инвалидностью». При этом, благодаря примерно в равному соотношению этих двух групп, ни одна из них в МГГЭУ не преобладает, что позволяет естественным образом при каждодневном общении найти взаимопонимание. Кроме того, адаптированную работу проводит служба психологической поддержки. Посредством отлаженной культурно-массовой работы на одной сцене инклюзивные студенты выступают вместе с с обычными[15].

К 2011 году обучение по программам среднего и высшего образования велось на пяти факультетах по 9 специальностям. В 2009 году была открыта аспирантура по пяти специальностям[16].

В сентябре 2010 года вице-президент Эквадора Ленин Морено Гарсес во время официального визита подписал договор о развитии взаимного сотрудничества, направленного на для создания в Эквадоре специального центра обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. В том же учебном году были выделены квотируемые места для граждан-инвалидов четырёх иностранных государств[16].

Ректоры

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Байрамов, 2015, с. 14.
  2. 2,0 2,1 2,2 Байрамов, 2010, с. 5.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Байрамов, 2011, с. 7.
  4. Постановление Совета Министров от 11.10.1990 г. № 1011 «Об организации в г. Москве института-интерната для инвалидов»
  5. Приказ Министерства образования России от 04.06.2002 г. № 2089
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.07.2005 г. № 682
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.05.2011 г. № 1890
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.07.2011 г. № 2140 «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы „Московский государственный гуманитарно-экономический институт“, Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования „Волгоградский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и права“, Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования „Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж“ и Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования „Челябинского профессионально-педагогического колледжа“»
  9. Байрамов, 2015, с. 4.
  10. Байрамов, 2015, с. 14–15.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2014 года № 638 «О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы "Московский государственный гуманитарно-экономический институт"»
  12. Байрамов, 2015, с. 15.
  13. Приказ Министерства образования и высшего образования от 12.02.2024 № 96 «О переименовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения инклюзивного высшего образования „Московский государственный гуманитарно-экономический университет“», его филиалов и о внесении изменении в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения инклюзивного высшего образования „Московский государственный гуманитарно-экономический университет“»
  14. Этапы большого пути: из МГГЭУ – в «РГУ СоцТех» // Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 29.02.2024
  15. Байрамов, 2015, с. 15–16.
  16. 16,0 16,1 Байрамов, 2011, с. 8.

Литература

Ссылки