Рондирис, Димитрис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Димитрис Рондирис
Δημήτρης Ροντήρης
Д. Рондирис (слева) на приёме в честь Пирейского театра в Берлине в 1963 году.Д. Рондирис (слева) на приёме в честь Пирейского театра в Берлине в 1963 году.
Имя при рождении Димитриос
Профессия театральный режиссёр

Димитрис Рондирис (греч. Δημήτρης Ροντήρης; 1899, Пирей20 декабря 1981, Афины) — греческий театральный режиссёр, основатель Пирейского театра. «Первый современный греческий режиссёр, который систематически занялся сценическим представлением древней греческой драмы»[1].

Детство и молодость

Родился в 1899 году в Пирее. Некоторые источники подтверждают что он вырос в Пирее, но утверждают что он родился на близлежащем острове Порос. Первоначально поступил в Военное училище эвэлпидов, которое оставил через 2 года, перейдя на юридический факультет Афинского университета.

Начало театральной карьеры

Посвящение Рондириса в драматическое искусство началось в 1918 году в Школе Гетерии Греческого Театра (Σχολή της Εταιρείας Ελληνικού Θεάτρου), где его учителями были Э. Веакис и Ф. Политис. В роли актёра впервые выступил в 1919 году, сотрудничая с Театром Одеона (Θέατρο Ωδείου) и режиссёром Т. Иконому. В 1923 году вступил в труппу М. Котопули[2]. Его занятие режиссурой началось с постановки музыкальных драм М. Каломириса «Кольцо матери» (1928) и «Первосоздатель»(1930, часто переводится на русский как «Старший мастер»).

Вена – Берлин

В конце 1930 года, получив стипендию Афинской академии, Рондирис уехал в Вену, где посещал актёрский и режиссёрский семинар Макса Рейнхардта[3]. Одновременно, Рондирис учился в Венском университете(кафедра истории искусств) истории искусства и древнегреческой филологии и получил возможность присутствовать на репетициях в Бургтеатре и Венской опере. По завершении учёбы переехал в Берлин, где получил возможность наблюдать за репетициями Немецкого театра.

Возвращение в Грецию

Национальный театр

Рондирис вернулся в Грецию в 1933 году и связал своё имя с (повторным) «блестящим периодом (открытием)» Национального театр (до того именовался Королевским театром), сначала в качестве помощника режиссёра при Ф. Политисе (1933), а затем режиссёром (декабрь 1934). Его постановка Электры Софокла и Гамлета Шекспира с труппой Национального театра в Англии и Германии в 1939 году, вызвала самые восторженные отзывы театральных критиков.

У истоков возрождения древнегреческой драмы

Одеон Герода Аттика

К работам древнегреческих драматургов греческий театр диаспоры и возрождённого греческого государства обращался на всём протяжении XIX и начала XX веков. Рондирис, будучи глубоко убеждённым, что естественной средой греческой трагедии были открытые древние греческие театры, поставил Электру Софокла в Одеоне Герода Аттика в 1936 году и в театре Эпидавра, вновь открыв таким образом, через тысячелетия, театр Поликлета для греческой аудитории[4]. Эта его инициатива была прервана войной.

После войны

Церемониальное водружение греческого флага на Афинском Акрополе 18 октября 1944 года

После освобождения Афин в октябре 1944 года и по поручению вернувшегося в страну премьер-министра Г. Папандреу, Рондирис подготовил церемониал водружения греческого флага на Афинский Акрополь[5]. Рондирис возглавил Национальный театр в период 1946-1950 годов[6]. Постановка им трилогии Эсхила Орестея в Одеоне Герода Аттика в 1949 году, где среди зрителей были руководители страны того периода, была сочтена критиками как выдающееся художественное достижение. В 1950 году он создал труппу «Греческая сцена», которая просуществовала до 1952 года. Рондирис вновь возглавил Национальный театр в период 1953-1955 годов. В период 1946 -1955 годов и в качестве главного режиссёра Национального театра, Рондирис поставил пьесы Мольера, К. Гольдони, Ф. Шиллера, до 11 пьес Шекспира и многие работы древнегреческих авторов и современных греческих драматургов.

Театральный Фестиваль Эпидавра

Театр Эпидавра

С 1954 года Рондирис открыл Фестиваль древней греческой драмы Эпидавра, постановкой трагедии Еврипида Ипполит (официально Фестиваль был открыт в следующем, 1955 году, трагедией Гекуба Еврипида, в постановке А. Минотиса). Фестиваль стал ежегодным, проходит в летние месяцы, и продолжается по сегодняшний день.

Пирейский театр

Муниципальный театр Пирея

В 1957 году, после того как мэрия Пирея предоставила Рондирису здание Муниципального театра Пирея, Рондирис создал «Пирейский театр»

Вновь к древней греческой драме

Располагая своей сценой и театром, с 1959 года Рондирис душой и телом посвятил себя древней драме. Свою личную позицию в вопросе возрождения древней драмы в современную эпоху он выразил следующим образом:

Мы стараемся быть очень простыми в нашей работе, потому что древние (греки) были просты. Мы стремимся выразить суть древней драмы в простой форме, отвечающей духу греческой трагедии»

Следуя этой своей позиции, он старался избегать академической статичности хора и ввёл элементы современного греческого фольклора. Возглавляя Пирейский театр он совершил 19 турне в 40 странах Европы, Северной и Южной Америки и Азии, знакомя международную аудиторию с древнегреческой драмой. (В 1963 году Пирейский театр представил «Орестею» в СССР[7]). В ходе этих турне и на международных фестивалях Рондирис и его Пирейский театр дал до 750 представлений, получив всемирное признание и ряд наград. Последнее турне Пирейского театра состоялось в рамках культурной декады Олимпиады в Мексике в 1968 году, где Пирейский театр представил «Ипполита» (22, 24, 31 октября), «Орестею» (25, 26 октября) и «Ифигению в Авлиде» Еврипида (28, 29 октября).

Последние годы

В начале 70- х годов Рондирис оставил режиссуру и уединился. Димитрис Рондирис умер в Афинах 20 декабря 1981.

Актёры о Д. Рондирисе

Рондирис был режиссёром, который оставил свои эстетические и актёрские взгляды в греческом театре XX века. Актёры работавшие с ним пишут, что он был «великим театральным учителем». С середины 30-х годов, «когда взошла звезда молодого тогда режиссёра» Национального театра, и до конца 60-х годов, Рондирис представил более 150 работ классического, нео-классического и новейшего репертуара, в которых сотрудничал с такими актёрами, как Э. Веакис, М. Котопули, Г. Глинόс, М. Мират, А. Минотис, К. Паксину, Э. Пападаки, В. Манолиду, М. Катракис, М. Арони, Д. Хорн, А. Папатанасиу и др[1].

Мелина Меркури писала о своём учителе[8]:

Димитрис Рондирис был гением. Он был также величайшим режиссёром греческой трагедии. Его учение Орестии в Одеоне Ирода Аттика было самым большим театральным опытом моей жизни. Быть его учеником было равносильно прозелетизму в новую религию. Его ученики становились его рабами. Он был гением. Смотреть другое представление в другом театре – являлось изменой. Разговор о кинематографе являлся идеальным предательством. Он был и актёром гигантом. Когда обсуждение какой либо роли достигало кульминации, он неожиданно начинал играть эту роль. Ему тогда было сорок лет, но одним поворотом тела и взглядом он мог превратиться в короля Лира, в следующий момент Горацием, в другой Офелией.

Память

В 2016 году, дочь Рондириса, Костула, передала архив режиссёра муниципалитету Пирея. В свою очередь, муниципалитет дал центральной сцене Муниципального театра Пирея имя «Сцена Димитриса Рондириса»[9].

Литература

  • Χρυσόθεμις Σταματοπούλου-Βασιλάκου, «Ο Δημήτρης Ροντήρης στο Δημοτικό Θέατρο Πειραιά: 1957 - 1959». Στο: Ο Πειραιάς και το Δημοτικό Θέατρο: Πρακτικά Διεθνούς Επιστημονικής Συνάντησης, Πανεπιστήμιο Πειραιά, 13 Απριλίου 2003. Επιμ. Νίκος Αξαρλής, Κατερίνα Μπρεντάνου. Πειραιάς: Τσαμαντάκης, 2008, σσ. 46-53.
  • Δημήτρης Ροντήρης, Σελίδες αυτοβιογραφίας, εκδ. Καστανιώτης, Αθήνα, 1999

Внешние ссылки

Примечания