Богородице-Рождественский монастырь (Владимир)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монастырь
Богородице-Рождественский монастырь
Постройки 1990-х годовПостройки 1990-х годов
Страна  Россия
Город Владимир
Конфессия Православие
Епархия Владимирская
Тип мужской
Основатель Всеволод Большое Гнездо
Первое упоминание 1191 год
Основные даты
  • 1920Закрытие монастыря
  • 1991Возрождение монастыря
Здания
 • Собор Рождества Пресвятой Богородицы
 • Собор Рождества Христова
 • Колокольня с храмом Александра Невского
 • Храм Иоанна Предтечи
Настоятель Митрополит Тихон, священноархимандрит
Наместник Игумен Кирилл (Сурков)
Статус Герб ОКН
Состояние Действующий
Сайт monastery.vladimir.ru
Координаты: 56°07′54″ с. ш. 40°24′49″ в. д.HGЯO

Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — мужской монастырь Владимирской епархии, расположенный в городе Владимире. До основания Троице-Сергиевой обители — главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Из монастыря происходит Лаврентьевская летопись.

История

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192): «тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне». При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие сёла и угодья. Руководство Рождественским монастырём осуществляли игумены (до 1230 года) при том, что игумены Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами.

С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времён царя Иоанна Васильевича Грозного значилась первой в числе русских монастырей. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенёсшие первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.

XIII—XV века

В 1214 году Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 года на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящён во епископа Суздальского митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.

В 1230 году, по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский первый архимандрит Кирилл посвящён во епископа Ростовского.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесён из Владимира в Москву, то великие князья из уважения к предку своему князю Александру Невскому делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так, Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании писал: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру себе в поминанье»; Иоанн Иоаннович в духовной 1356 года писал: «село Павловское дал есмь св. Александру в прок себе в память»; сын его Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь великий дал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть». В его же духовной грамоте 1379 года сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы».

В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящён митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима.

XVI—XVII века

В 1517 году по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.

В 1566 году архимандрит Иоаким участвовал в Московском церковном соборе и был порукою по князе Михаиле Воротынском, а также был на Соборе 1580 года (о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами). В 1584 году архимандрит Герман был на Соборе об оставлении вотчин при монастырях. В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на Соборе и подписал грамоту о венчании на царство Бориса Годунова.

Надвратный храм Святого Иоанна Предтечи

Современные музыковеды считают архимандрита Исайю (Лукошко) одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем её «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Фёдоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня (2 июля1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. 28 сентября (8 октября1645 года архимандрит Иона присутствовал на венчании на царство Алексея Михайловича.

В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных, и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе соборян.

В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие святого Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

XVIII век

Здание архиерейского дома

14 (25) июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в Санкт-Петербург мощей святого князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами Святейшего синода.

Ещё в 1561 году, по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю, и Владимирский Рождественский был поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 года поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов и наконец в зависимости от Святейшего синода в числе ставропигиальных.

Колокольня Богородице-Рождественского монастыря 1654 года. Фото 1880-х годов

В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре были 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семёна Коровина, оберкоменданта Андрея Боркова и коменданта Андрея Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что «Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря».

16 (27) июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из Синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею город Суздаль. До учреждения в 1764 году штатов монастырь имел 7899 душ крестьян, и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор (Онисимов) переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство, и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося Святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остаётся «праздным», представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, перед путешествием императора Павла I в Казань, из Святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени архиереи Владимирские имели постоянное пребывание в монастыре.

Монастырь Рождественский, где была кафедра епископская, близ собора стоит на месте прекраснейшем, высоком, на берегах реки Клязьмы; зала в нём прелестнейшая, проспектом. Впрочем, строения в том монастыре немного и окружностию не велик; ограда каменная небольшая и башень мы не приметили. Удивило нас, что монастырь был из первейших, а строения в нём немного[1]

XIX—XXI века

Обновлённый собор от Артлебена (1864) и старая шатровая колокольня 1654 года

24 августа (5 сентября1858 года император Александр II осматривал в монастыре храм Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился восстановить его в древнем виде. На восстановление храма император пожертвовал 40 тысяч рублей, столько же дали частные лица, 10 тысяч рублей — Святейший синод[2]. В 1859 году архитектор-реставратор Николай Артлебен совместно с Дмитрием Корицким распорядились убрать ветхие части храма домонгольского времени и возвести новые[3]. Древний храм был отреставрирован к 1861 году[2]. Павел Раппопорт и Николай Воронин, однако, говоря о работе Артлебена, слово «реставрация» упоминали исключительно в кавычках. Так, Раппопорт писал: «После двух пожаров в начале XVIII в. собор стоял в запустении вплоть до середины XIX в., когда была исполнена его „реставрация“, заключавшаяся в том, что здание полностью разобрали, а на его месте построили довольно точную модель»[4]. Со слов Воронина, «Собор Всеволода 1192 г. был разрушен до подошвы включительно, и на его месте было сооружено совершенно новое здание в весьма академичном и сухом „владимиро-суздальском“ стиле, представлявшее, однако, очень точную модель древнего памятника»[5]. Воронин называл перестройку собора также «варварским мероприятием»[6].

Пётр Барановский приветствовал проект Артлебена как первый в России пример научной реставрации памятника архитектуры[2]. В 1924 году он специально приезжал во Владимир, чтобы не допустить сноса храма.

Мемориальная доска на монастырской стене по Большой Московской улице

С июля 1918 года[7] по 1991 год на территории монастыря размещались отделы ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ), следственный изолятор. «Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г.»[2] Во время сталинских репрессий на территории монастырского сада осуществлялись захоронения репрессированных, о чём свидетельствуют мемориальная доска, установленная на стене монастыря по Большой Московской улице.

Возрождение монастыря

В 1991 году во время празднования 800-летия основания обители положено начало её возрождению. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1991 года, был совершён крестный ход из Успенского собора в обитель, который возглавил епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). На месте уничтоженного собора был освящён памятный крест. С 21 сентября 1992 года в обители возобновилось богослужение (совершались на переносном престоле).

В 1993 году, после передачи Церкви всего комплекса монастыря, епископ Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь».

В 1994 году после восстановления был освящён храм Рождества Христова. В сентябре 1995 года посетивший монастырь патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Строительству нового собора предшествовали археологические раскопки, проведённые в 1995—1999 годах. В 1999 году начались работы по строительству, а в 2004 году собор был освящён.

К 2004 году в келейных корпусах монастыря располагались епархиальное управление и Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария[8][2].

Открыты монастырские подворья: храм Покрова на Нерли, в 1,5 км от посёлка Боголюбово (2012); храм Живоначальной Троицы в селе Заястребье, в Судогодском районе Владимирской области (2015); Богородице-Рождественское подворье в урочище Медуши, в Ковровском районе Владимирской области[9].

Настоятели

Примечания

  1. Платон. Путевые записки преосвященного митрополита Платона Московского и Калужского в Ярославль, Кострому и Владимир // Русский вестник. — 1841. — Т. 3. — С. 502—522.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Маштафаров А. В., Тимофеева Т. П. Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 69—76. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Артлебен Н. А., Корицкий Д. А. Пояснительная записка к проекту возобновления в древнем виде ц. Рождества Пресвятой Богородицы при Владимирском архиерейском доме // Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. — М., 1962. — Т. 2. — С. 475—480.
  4. Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII веков. — Л., 1982. — С. 54.
  5. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1961. — Т. 1. — С. 380.
  6. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1961. — Т. 1. — С. 550.
  7. Тимофеева, 1999.
  8. История Богородице-Рождественнского монастыря в XX веке на сайте монастыря.
  9. Подворья монастыря на сайте монастыря.
  10. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. — СПб., 1877. — С. 661.
  11. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года (Журнал № 84) на сайте Московского патриархата.

Литература