Робокоп (фильм, 1987)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Робот-полицейский (фильм)»)
Робокоп
Постер фильма
Жанр Боевик, научно-фантастический фильм, супергеройский фильм[1][2][3]
Режиссёр Пол Верховен
Продюсер Арни Шмидт
Автор
сценария
В главных
ролях
Оператор Йост Вакано
Композитор Бэзил Поледурис
Кинокомпания Orion Pictures
Прокат Orion Pictures
Длительность 102 мин
Бюджет $ 13,6 млн[4]
Сборы $ 53,4 млн[5]
Страна  США
Язык английский
Год 1987
Следующий фильм Робокоп 2
Ссылки
Кинопоиск ID 7410
IMDb ID 0093870

«Робокоп» (англ. «RoboCop») — американский научно-фантастический боевик режиссёра Пола Верховена 1987 года по сценарию Эдварда Ноймайера. Главные роли исполнили Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Ронни Кокс и Кертвуд Смит. Фильм получил пять премий «Сатурн», две номинации и одну премию «Оскар», и ещё ряд наград[6], и впоследствии дал начало развитию одноимённой франшизы.

Действие кинокартины происходит в охваченном преступностью Детройте в ближайшем будущем. Сюжет повествует о полицейском Алексе Мёрфи, погибшем в ходе выполнения задания и впоследствии возрождённом инженерами корпорации Omni Consumer Products в виде киборга, получившего имя Робокоп. Изначально не подозревая о своём прошлом, Робокоп проводит жестокую кампанию против преступников города, в то время как его начинают беспокоить фрагменты воспоминаний из человеческой жизни.

Бюджет фильма составил около $13,6 млн долларов, сборы в прокате — $53,4 млн долларов. Коммерческий успех и последующая высокая популярность фильма привела к созданию нескольких сиквелов, сейчас франшиза насчитывает 4 полнометражных фильма, несколько мультсериалов и телесериалов, комиксов, видеоигр и пр. Слоган фильма гласит: «Part man. Part machine. All cop. The future of law enforcement.» («Частично человек. Частично машина. Целиком полицейский. Будущее охраны правопорядка».)

Словенский культуролог Славой Жижек в одной из своих публикаций отметил, что фильм имеет мощный философский подтекст[7].

Сюжет

Недалёкое будущее. Фильм начинается с репортажа о локальном ядерном конфликте в Южной Африке и учений по применению оружия в рамках СОИ.

В Детройте, штат Мичиган, преступность и насилие уже давно захватили город. Всё это происходит на фоне сильнейшего финансового кризиса. В сложившихся непростых условиях городское правительство заключает контракт с могущественной корпорацией «Omni Consumer Products» (OCP), которая обязуется наладить работу полиции и муниципальной инфраструктуры. Но на самом деле OCP жаждет заменить Детройт современной корпоративной утопией под названием Дельта-Сити, «город будущего», полностью подконтрольный OCP. И чтобы начать этот строительный проект, OCP первым делом нужно покончить с преступностью в городе. При этом правление корпорации понимает, что эту задачу невозможно возложить на недоукомплектованное полицейское управление и недовольных своим положением полицейских.

На встрече руководства OCP вице-президент Дик Джонс представляет разработанное им новое средство охраны правопорядка: робота ED-209, который по мнению OCP должен покончить с преступностью в Детройте. Однако демонстрация срывается — робот внезапно выходит из-под контроля, на глазах у всех расстреливая из крупнокалиберных пулемётов младшего руководителя Кинни. Боб Мортон, другой молодой руководитель, использует инцидент, предлагая свою программу «RoboCop» непосредственно главе OCP, «Старику», и последний принимает её. В завистливом Джонсе просыпается ненависть к Мортону, а тот, в свою очередь, вместе с другим руководителем, Дональдом Джонсоном, начинает поиски добровольца для проекта.

В это время полицейский Алекс Мёрфи, недавно переведённый в Западное Управление, и его новая напарница Энн Льюис догоняют банду Кларенса Боддикера (причастного к убийству 30 полицейских) после неудавшегося ограбления банка. На заброшенном сталелитейном заводе Мёрфи оказывается взят в плен бандитами, а затем расстрелян ими же из дробовиков и убит Боддикером выстрелом в голову из пистолета. Медики пытаются спасти жизнь полицейского, однако после нескольких разрядов дефибриллятора констатируют смерть. Согласно договору полиции с OCP, тело Мёрфи становится собственностью корпорации.

Команда Боба Мортона, возглавляемая доктором Мэри Лазарус, в рамках программы «RoboCop» восстанавливает объявленного мёртвым Мёрфи в виде киборга. Он получает усиленный титановый корпус и кевларовые протезы, способные проламывать бетонные стены. По сути, всё, что осталось от Алекса — его лицо, скрытое шлемом, мозг и некоторые внутренние органы. На презентации своего проекта Мортон нарекает его «Робокопом». У него есть три основные директивы, написанные самим Мортоном: «Служить обществу, Защищать невиновных и Соблюдать закон». Есть также Директива № 4, но она остаётся засекреченной.

На стрельбище Робокоп показывает феноменальные результаты, что только усиливает недовольство полицейских, считающих, что корпорация готовится заменить живых копов на машины. Далее Робокоп патрулирует город и оказывается чрезвычайно эффективным в поимке бандитов. Робокоп становится основой политики OCP по улучшению города, а Боба Мортона повышают до вице-президента корпорации. Мортон встречается с Диком, который открыто высказывает недовольство выскочкой, который «пошёл против Старика» и нарушил планы Джонса по контракту на поставки ED-209 полиции и армии.

Директивы Робокопа

  1. служить обществу
  2. защищать невиновных
  3. соблюдать закон
  4. засекречена

Тем временем успешный проект неожиданно начинает давать сбои — к Робокопу постепенно начинают возвращаться воспоминания о его прошлой жизни, а после и последние его воспоминания о банде Кларенса Боддикера. А затем он узнаёт своего убийцу в арестованном грабителе. Он отправляется в свой старый дом в районе Примроуз-Лэйн. Но дом уже продан и заброшен, вещей нет. К Мёрфи возвращаются воспоминания: о сыне Джеймсе и жене Эллен, которую он любил всем сердцем. В ярости Алекс Мёрфи, вернувший всю свою память и чувствуя боль от того, кем он стал, даёт клятву самому себе, что найдет тех, кто лишил его жизни во всех смыслах слова — банду Кларенса Боддикера. Вскоре на дискотеке он ловит ещё одного бандита. В тот же вечер Боб Мортон погибает — Боддикер проникает в его дом и стреляет ему в обе ноги из пистолета с глушителем, предварительно выгнав из дома двух девушек лёгкого поведения, с которыми развлекался Боб, а после оставляет гранату с часовым механизмом и видео-обращение Дика Джонса, который «вычёркивает Боба из списка живых». Раздаётся страшный взрыв.

Собственное расследование Робокопа приносит результаты. Он выходит на Боддикера и совершает самостоятельный рейд на завод по очистке кокаина. После длительной перестрелки киборг убивает почти всю банду, хватает главаря и жестоко избивает его. Под давлением Мёрфи Кларенс вынужден признаться, что все это время работал на Дика Джонса. От слепой мести Боддикера спасает Директива № 3. Робокоп приводит своего убийцу в полицейский участок, где уже все офицеры говорят о грядущей забастовке, несмотря на весомые доводы сержанта о том, что без копов на улицах Детройт захлестнёт хаос.

Робокоп направляется в небоскреб OCP, чтобы поговорить с Джонсом, которого уже успел предупредить Боддикер. Прибывший Робокоп говорит вице-президенту корпорации, что собирается арестовать его за пособничество. Джонс уже протягивает руки для ареста, но внезапно в корпусе Робокопа происходит замыкание, и он падает на колени. Как оказывается, Дик запрограммировал в киборга ту самую «секретную» Директиву № 4, которая в грубом определении звучит как «Никогда не выступать против сотрудников OCP». Джонс признаётся Робокопу, что это он поручил Боддикеру убить Мортона и натравливает на него ED-209. Для верности Джонс вызывает спецназовцев, чтобы те помогли ему уничтожить Робокопа; тот подвергается массированному обстрелу со стороны спецназа. Тяжело раненого Робокопа спасает бывшая напарница Алекса Мёрфи, Энн Льюис. В новостях рассказывают о начавшейся забастовке полицейских и различных мнениях общества о ней. Предприниматели возмущены, что их оставляют без защиты, простые люди скептически отсылают на переизбыток свободы.

Льюис привозит Робокопа на тот самый заброшенный сталелитейный завод, где его убили, когда он был живым человеком. После она возвращается из полицейского участка, который опустел в преддверии грядущей забастовки, прихватив оттуда пистолет Робокопа, шуруповёрт и немного органической пасты, своего рода «питания» для органических частей киборга. При помощи шуруповёрта Робокоп снимает свой шлем. Голова киборга сохранила остатки лица Алекса Мёрфи. На его вопрос о семье Льюис говорит, что после похорон они переехали, чтобы начать всё сначала. Мёрфи с сожалением понимает, что всё, что у него когда-то было, теперь не более чем просто воспоминания. В это же время забастовка полиции приносит в Детройт хаос и беспорядки. Бандиты Боддикера, заполучив при посредничестве Джонса оружие — крупнокалиберные снайперские винтовки с разрывными пулями, свободно гуляют по улицам, громя и грабя всё вокруг. Их целью становится убийство Робокопа. Прибывшие на завод бандиты пытаются убить киборга, но тщетно. В жестокой мясорубке обоим полицейским удаётся уничтожить всю банду и убить самого Боддикера. В результате Робокоп повреждён, а Льюис тяжело ранена, но киборг подбодряет напарницу, говоря, что её «починят».

Затем Робокоп прибывает в небоскрёб OCP, где в это время Дик Джонс продолжает на заседании руководства OCP упорно доказывать, что программа «Робокоп» себя не оправдала, а ED-209 может хорошо себя зарекомендовать на его месте. Робокоп поднимается в зал заседания, перед этим уничтожив двумя выстрелами из трофейной винтовки ED-209, охранявшего вход в здание, где открыто обвиняет Джонса в пособничестве Кларенсу Боддикеру и организации убийства Боба Мортона. Руководители изумлены такими откровениями и требуют доказательств, после чего Робокоп показывает записанное на видео признание Джонса в том, что ему пришлось убить Мортона, потому что он допустил ошибку. Джонс, поняв, что разоблачён, берёт «Старика» в заложники и требует немедленно предоставить ему вертолёт для побега из Детройта. Директива № 4 не позволяет Робокопу действовать против Джонса, но «Старик» кричит, что Дик уволен, и это приводит к автоматическому отключению Директивы. Обретя тем самым полную свободу действий, Робокоп убивает Дика Джонса, и тот выпадает из окна. Довольный «Старик» хвалит Робокопа за хорошую работу и спрашивает его имя — уходя, тот отвечает «Мёрфи».

В ролях

Актёр Роль
Питер Уэллер Алекс Мёрфи / Робокоп офицер полиции Алекс Мёрфи / Робокоп
Нэнси Аллен Энн Льюис офицер полиции Энн Льюис напарник Алекса Мёрфи
Ронни Кокс Ричард «Дик» Джонс вице-президент OCP Ричард «Дик» Джонс
Кертвуд Смит Кларенс Боддикер Кларенс Боддикер
Мигель Феррер Роберт «Боб» Мортон руководитель программы "Robocop" Роберт «Боб» Мортон
Дан О'Херлихи Кол Хаген глава корпорации ОСР Кол Хаген «Старик»
Пол МакКрейн Эмиль Антоновски Эмиль Антоновски
Рэй Уайз Нэш Леон Нэш Леон
Йанг, Калвин[англ.] Стив Минь Стив Минь
Гойнс, Джесси[англ.] Джо Кокс Джо Кокс
Де Ки, Роберт[англ.] Уоррен Рид сержант Уоррен Рид
Перри, Фелтон[англ.] Дональд Джонсон Дональд Джонсон
Билл Фармер Джастин Баллард-Уоткинс Джастин Баллард-Уоткинс (впервые на экране)

Оригинальные идеи и создание сюжета фильма

Эдвард Ноймайер работал на съёмках фильма «Бегущий по лезвию» в качестве простого ассистента. Находясь под большим впечатлением от увиденного там, он задумал идею фильма про мир будущего, в котором правят корпорации, главным героем которого был андроид-полицейский, который первоначально был создан могущественной корпорацией, владеющей Детройтом, как хладнокровный страж порядка, но по ходу развития сюжета в электронном сознании робота постепенно стало возникать сострадание и способность к критическому мышлению, таким образом первой идеей для сценария являлась альтернатива фильму Ридли Скотта[8].

Первоначально Робокоп во многом напоминал Человека-машину из комиксов Marvel. Детройт как место действия был выбран не из-за своей криминогенной и заброшенной обстановки: Ноймайер считал, что Детройт это как символ американской промышленности, а Робокоп — его детище, подобно красивому автомобилю. Ноймайер хотел изобразить Детройт будущего подобно городу из «Бегущего по лезвию», так как для Детройта такой индустриально-футуристический ландшафт был гораздо актуальней, чем для Лос-Анджелеса, а самая первая сцена для сценария, которая возникла у него в голове, представляла собой Робокопа, выходящего из голубого Спиннера, машина в итоге всё же появится в мультсериале «Робокоп» 1988 года. Но Эдварду нужна была помощь: за пару лет он сумел написать лишь 40 страниц, но полноценного сценария не получалось. В 1984 году он, работая редактором на Universal Pictures, повстречал начинающего оператора и режиссёра Майкла Майнера, который в то время придумывал и снимал клипы для групп, играющих в жанре хард-рок и металл. В следующем видео Майкл хотел задействовать робота и рассказал об этом Эду, тот понял, что это их творческая судьба[9]. Пригласив Майнера на обед, он выложил ему весь свой материал. Майнеру очень понравилась вселенная, придуманная его новым знакомым, но он считал, что персонаж должен быть кем-то вроде Тони Старка, служащего в полиции, он сообщил, что незадолго до того, как они встретились, сам хотел сделать фильм, который будет сочетать в себе основные идеи Железного Человека и Капитана Америки, но в полицейском сеттинге. Он назвал рукопись «SuperCop», но сюжет ничего особенного не представлял, поэтому актуально будет поместить этого героя в мрачное будущее Ноймайера и продолжить работу над сценарием вместе. Благодаря этому в сюжете появилась актуальная тема коммерциализации искусственных органов и механических протезов[10].

Майкл Майнер также развил в сценарии тему краха Детройта в соотношении с реальностью и тем, что может произойти с городом в ближайшем будущем. Он придумал разделить город на Дельта Сити — центральную его часть для богатых и Старый Детройт — оставшиеся окраины для бедных, в которых всё по-прежнему очень плохо. В итоге в полной мере эту идею удалось реализовать лишь в сериале «Робокоп» 1994 года.

Когда Пол Верховен пришёл на проект, он изменил две вещи в сценарии: появилась любовная линия между Мёрфи и Льюис, а Боддикер и Джонс оказались в одной связке. Данная версия истории являлась уже третьим вариантом сценария, но, прочитав, Верховен понял, что столь близкие отношения киборга с напарницей будут выглядеть слишком неправдоподобно и глупо, поэтому был написан четвёртый вариант, в котором из нововведений были только повязанные Джонс и Боддикер, а между Робокопом и Льюис вновь не было никаких любовных чувств и интимных сцен.

Саундтрек

Главная тема из кинофильма была написана Базилем Поледурисом, который использовал и синтезируемую, и оркестровую музыку как зеркало к теме человека против машины. Музыкальная тема фильма основана на музыке из фильма «Невеста Франкенштейна» 1935 года. Музыка из кинофильма доступна на компакт-дисках и была переиздана несколько раз.

В сцене из фильма, когда Робокоп арестовывает Нэша Леона в ночном клубе, была исполнена песня «Show Me Your Spine» группы PTP. PTP был недолгим проектом, состоящим из членов группы «Ministry» и «Skinny Puppy». Однако эта песня долгое время не была доступна в официальном релизе и могла быть услышана только в фильме. В конечном счёте она была выпущена лишь в 2004 году на альбоме «Side Trax».

Возрастной рейтинг

В 1987 году полностью готовый фильм «Робокоп» получил рейтинг Х, в наше время NC-17 (детям до 18 лет просмотр запрещён), что ставило под сомнение прокатные ожидания Orion Pictures. В итоге Пол Верховен был вынужден перемонтировать часть фильма, сократив количество крови и насилия в нескольких эпизодах. В частности для широкого проката были вырезаны особо жестокие моменты из сцены расстрела Алекса Мёрфи, а в сценах с показом новостей были добавлены юмористические кадры, чтобы отвлечь зрителя от насилия. После нескольких попыток «Робокоп» получил рейтинг R (детям до 17 лет обязательно присутствие родителей), и 17 июля 1987 года в США состоялась премьера картины.

Награды и номинации

BAFTA, 1989 год
Номинации (2)

  • Лучшие визуальные эффекты
  • Лучший грим

Оскар, 1988 год
Победитель (1):

  • Награда за особые достижения — «за монтаж звуковых эффектов»

Номинации (2):

  • Лучший звук
  • Лучший монтаж

Сатурн, 1988 год

  • Победитель (5): лучший режиссёр (Пол Верховен), лучший сценарий, лучшие спецэффекты, лучший научно — фантастический фильм, лучший грим
  • Номинации (3): лучший актёр (Питер Уэллер), лучшая актриса (Нэнси Аллен), лучшие костюмы

Съёмки

Далласская ратуша послужила местом съёмок, как здание корпорации ОСР
  • Съёмки проводились в период с августа по октябрь 1986 года. Фильм снимали в Далласе, Детройте, и в ряде городов штата Пенсильвания. Многие городские сцены сняты в центре Далласа, что обусловлено футуристическим видом зданий. В качестве здания корпорации ОСР было снято здание мэрии Далласа, которому художники по спецэффектам «нарастили» этажность[11][12][13]. Сцены на заброшенном металлургическом заводе снимали в городе Monessen[англ.], в штате Пенсильвания. Вид полицейского участка изнутри снимали в здании Sons of Hermann[англ.], которое также находится в Далласе[14].

Различия между фильмом и сценарием

Из-за того, что в силу разных причин съёмки проходили медленно, многие важные сцены так и не были сняты. Главным образом из сценария была полностью выброшена сюжетная линия о том, как во время забастовки полиции мародёры во главе с панком по имени Айк Бэндер грабят магазины, они, в частности, издеваются над владельцем одного из них, прострелив ему ногу и подвесив кверху ногами. На эту улицу вскоре и приезжают Робокоп с офицером Льюис, они разгоняют мародёров и обезвреживают Бендера с его сообщниками. Собравшись ехать дальше наводить порядок, они видят, как к ним на машинах приближается банда Боддикера, которая обнаружила Робокопа по навигатору. Дальше следует большая перестрелка со взрывами и погоня до закрытого металлургического завода, на котором и произойдёт финальная схватка. Здесь надо также отметить, что в сценарии фигурируют три места в Старом Детройте (заброшенные городские окраины), это брошенные складские помещения, где погиб Мёрфи, индустриальные развалины, где Робокоп снимает шлем, и закрытый металлургический завод, в фильме же эти три локации слились в одну — в металлургический завод[15].

Ремейк фильма и новое продолжение

В 2012 году компания MGM начала работу над ремейком «Робокопа». Новую версию фильма срежиссировал бразильский кинорежиссёр Жозе Падилья — победитель Берлинского кинофестиваля 2007, известный по фильмам «Элитный отряд» и «Элитный отряд 2». На роль Алекса Мёрфи/Робокопа был утверждён Юэль Киннаман.

Фильм вышел на экраны в мире 30 января 2014 года[16] и получил смешанные отзывы критиков.

В январе 2018 года было объявлено, что оригинальный автор «Робокопа» Эдвард Ноймайер заявил, что пишет сценарий к продолжению классического фильма 1987 года, который будет игнорировать как продолжения, так и ремейк 2014 года[17]. В июле 2018 года было подтверждено, что новый фильм под названием «Возвращение Робокопа» будет режиссировать Нил Бломкамп и Джастин Роудс, переписывающие оригинальный сценарий Ноймайера и Майкла Майнера[18]. Однако Питер Уэллер отказался возвращаться на роль Робокопа[19].

В 2020 компания MGM начала работу над созданием сериала-приквела. Главным героем должен стать Дик Джонс[20].

Примечания

  1. 10 Superhero Movies That Expertly Blend Genres
  2. 50 Greatest Superhero Movies of All Time – Rolling Stone
  3. The 85 Best Superhero Movies of All Time, Ranked by Tomatometer << Rotten Tomatoes – Movie and TV News
  4. AFI Catalog  (Дата обращения: 19 августа 2022)
  5. box office data  (Дата обращения: 19 августа 2022)
  6. RoboCop — Awards. IMDB. Дата обращения: 18 июля 2018.
  7. Žižek, Slavoj. Looking Awry: an Introduction to Jacques Lacan through Popular Culture (англ.). — The MIT Press, 1992. — P. 22. — ISBN 978-0-262-74015-9.
  8. Starlog Magazine Issue 127.
  9. Simon Abrams. RoboCop: The Oral History (англ.). esquire.com. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 21 августа 2020 года.
  10. Inside Robocop. Дата обращения: 23 ноября 2019.
  11. 8-Bit Guy (пер. Шварценпух). Когда камеры работали на дискетах (по теме статьи - с 9:24) (7 января 2017). Дата обращения: 18 июля 2018.
  12. Robocop Visits City Hall (англ.). TexasPopCulture.blogspot.com (17 марта 2013). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  13. A Look At RoboCop’s Dallas Shooting Locations, Shot in 1986 to Current Day 2012. (англ.). DallasFilmCommission.com (17 марта 2013). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 16 июня 2020 года.
  14. Места проведения съёмок фильма Архивная копия от 24 ноября 2010 на Wayback Machine (англ.)
  15. RoboCop script (англ.). RoboCop Wiki. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 12 августа 2020 года.
  16. Новый «Робокоп»: съёмки начнутся в первом квартале 2012. Дата обращения: 5 декабря 2011. Архивировано 20 января 2012 года.
  17. K.F. Cumberbatch. BIFF 2018 INTERVIEW: ED NEUMEIER. Zeitgeist Magazine (10 января 2018). Дата обращения: 23 января 2018. Архивировано 23 января 2018 года.
  18. Mike Fleming Jr. Neill Blomkamp To Direct New ‘RoboCop’ For MGM; Justin Rhodes Rewriting Sequel Script By Creators Ed Neumeier & Michael Miner. Deadline.com. Penske Business Media (11 июля 2018). Дата обращения: 11 июля 2018. Архивировано 9 ноября 2020 года.
  19. Питер Уэллер отказался вернуться в продолжении «РобоКопа». Film.ru (22 ноября 2018). Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 9 марта 2021 года.
  20. RoboCop Prequel Series Centered on Young Dick Jones in Development (англ.) ?. CBR (9 сентября 2020). Дата обращения: 11 октября 2020. Архивировано 11 сентября 2020 года.

Литература

Ссылки