Религия Уильяма Шекспира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уильям Шекспир (Национальная портретная галерея) на знаменитом Чандоском портрете.

Знания о религии Уильяма Шекспира очень важны для понимания этого человека и его работ, в которых исследователи находят множество как протестантских, так и католических аллюзий, а некоторые видят в его пьесах отсылки к современной ему напряжённой религиозной ситуации[1]. Эта тема является предметом частых научных споров. Не существует прямых доказательств принадлежности Уильяма Шекспира к одной из религий; однако существуют накопившиеся за многие годы спекуляции, и различные теории выдвигают свои тезисы. В основном они базируются на косвенной информации, извлечённой из исторических документов, и анализе опубликованных работ Шекспира. Некоторые данные свидетельствуют о том, что родственники Шекспира были католиками, и сам он был тайным католиком. Хотя существуют разногласия по поводу этого факта, число учёных, поддерживающих старую консенсусную версию о том, что Шекспир был членом англиканской церкви, уменьшается[2][3][4][5].

В связи с нехваткой прямых доказательств единство мнений по этому поводу не достигнуто. Один учёный выразил это так: «Нельзя говорить о полном консенсусе среди шекспироведов по этому вопросу, но нежелание некоторых допустить возможность католичества в семье Шекспира находит всё меньше поддержки»[6].

Семья Шекспира

В 1559 году, за 5 лет до рождения Шекспира, Елизаветинское религиозное постановление окончательно разорвало связь церкви Англии с римской католической церковью. В последующие годы против католиков принимались меры, направленные на усиление английской церкви, и изданные законы запретили проведение не только католической мессы, но и любых обрядов, не указанных в Book of Common Prayer.[7] При жизни Шекспира была распространена практика тихого сопротивления новым реформам[8]. Некоторые исследователи, используя литературные и исторические свидетельства, утверждают, что Шекспир принадлежал к числу сопротивляющихся[9].

Некоторые учёные считают, что существует достаточно доказательств того, что члены семьи Шекспира были католиками. Наиболее серьёзным доказательством этого факта является духовное завещание отца поэта Джона Шекспира. Завещание было найдено в XVIII веке между балками дома, которым когда-то владел Джон Шекспир, и описано известным учёным Эдмондом Мэлоуном. Сначала Мэлоун думал, что это действительно завещание отца Шекспира, но потом засомневался в подлинности, и решил, что это подделка[10]. Хотя оригинал не сохранился, до наших дней дошёл текст, сообщённый Мэлоуном, который распространился по Англии, а затем был переведён на итальянский язык[11].

Примечания

  1. Schoenbaum, Samuel. William Shakespeare : a compact documentary life = 1977. — New York: Oxford University Press, 1987. — P. 61. — ISBN 0-19-505161-0.
  2. Doherty Fenty, Kathleen. «The Bard of Rome? Shakespeare and the Catholic Question» Архивная копия от 5 марта 2012 на Wayback Machine America Magazine[англ.], September 14, 2009. Проверено 2011-11-03.
  3. Sams, Eric, The Real Shakespeare, pp. 11-13, Yale University Press, 1998
  4. Pearce, Joseph. The Quest for Shakespeare: The Bard of Avon and the Church of Rome. — Fort Collins, CO: Ignatius Press, 2008. — P. 30-38. — ISBN 978-1-58617-224-4.
  5. Miola, Robert S. Early modern Catholicism. Oxford University Press, 2007. p. 352, ISBN 0-19-925985-2, ISBN 978-0-19-925985-4
  6. Shell, Alison. «Why Didn’t Shakespeare Write Religious Verse?», in Kozuka, Takashi and J. R. Mulryne (eds.), Shakespeare, Marlowe, Jonson Архивная копия от 20 августа 2020 на Wayback Machine. Ashgate Publishing[англ.], Ltd., 2006. p.86. ISBN 0-7546-5442-7, ISBN 978-0-7546-5442-1
  7. Greenblatt, Stephen. Will in the World: How Shakespeare Became Shakespeare. — London: Jonathan Cape, 2004. — P. 100. — ISBN 0-224-06276X.
  8. The Shakespeares and ‘the Old Faith’ (1946) by John Henry de Groot; Die Verborgene Existenz Des William Shakespeare: Dichter Und Rebell Im Katholischen Untergrund (2001) by Hildegard Hammerschmidt-Hummel; Shadowplay: The Hidden Beliefs and Coded Politics of William Shakespeare (2005) by Clare Asquith.
  9. Wilson, Richard. Shakespeare and the Jesuits: New connections supporting the theory of the lost Catholic years in Lancashire (англ.) // Times Literary Supplement. — 1997. — P. 11-13.
  10. Цитата по Шоенбауму (1977) "Моя гипотеза об авторстве этого документа, конечно же, была ошибочна".
  11. Holden, Anthony. William Shakespeare: The Man Behind the Genius Архивная копия от 15 декабря 2007 на Wayback Machine Little, Brown (2000).

Литература