Рейс 175 United Airlines 11 сентября 2001 года

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 175 United Airlines
Схема полёта рейса 175Схема полёта рейса 175
Общие сведения
Дата 11 сентября 2001 года
Время 09:03 EST
Характер CFIT (столкновение с Южной башней ВТЦ)
Причина Террористический акт,
угон самолёта
Место Соединённые Штаты Америки Всемирный торговый центр (Нью-Йорк, США)
Координаты 40°42′38″ с. ш. 74°00′47″ з. д.HGЯO
Погибшие около 965 (65 в самолёте + 612 в Южной башне ВТЦ + около 288 на земле)
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 1 год и 9 месяцев до теракта/катастрофыРазбившийся самолёт за 1 год и 9 месяцев до теракта/катастрофы
Модель Boeing 767-222
Авиакомпания Соединённые Штаты Америки United Airlines
Пункт вылета Соединённые Штаты Америки Логан, Бостон (Массачусетс)
Пункт назначения Соединённые Штаты Америки Лос-Анджелес (Калифорния)
Рейс UAL175
Бортовой номер N612UA
Дата выпуска 27 января 1983 года (первый полёт)
Пассажиры 56 (включая 5 угонщиков)
Экипаж 9
Погибшие 65 (все, включая 5 угонщиков)

Рейс 175 United Airlines 11 сентября 2001 года — пассажирский авиарейс, который оказался захвачен в процессе совершения терактов 11 сентября 2001 года. Он стал вторым самолётом, задействованным в теракте. Авиалайнер Boeing 767-222 авиакомпании United Airlines выполнял ежедневный утренний внутренний рейс UAL175 по маршруту БостонЛос-Анджелес, когда был захвачен террористами. Самолёт атаковал Южную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке. В результате катастрофы погибли все 65 человек на борту самолёта и около 900 человек, находившихся в башне и рядом с ней.

Примерно через 33 минуты после взлёта угонщики ранили одну из стюардесс, ворвались в кабину пилотов и убили командира и второго пилота. Марван Аш-Шеххи, угонщик и обученный пилот, взял управление самолётом. В отличие от рейса American Airlines-011, на котором был отключён транспондер, транспондер у рейса United Airlines-175 работал; самолёт отклонился от заданной траектории полёта и через 4 минуты (в 08:51 EST) авиадиспетчеры, заметив эти изменения, сделали несколько неудачных попыток связаться с лайнером. 2 пассажира и 1 бортпроводник на борту сделали телефонные звонки из самолёта и предоставили информацию об угонщиках и ситуации на борту.

Самолёт протаранил Южную башню ВТЦ в 09:03 EST. Угон рейса UAL175 был согласован с угоном рейса AAL11, который 17 минутами ранее (в 08:46 EST) протаранил Северную башню ВТЦ. Таран Южной башни рейсом 175 был единственной катастрофой самолёта, которую видели в прямом эфире по всему миру. Именно после катастрофы рейса 175 мир осознал, что таран обоими самолётами башен ВТЦ произошёл преднамеренно. Таран и последовавший пожар, охвативший Южную башню, привели к её обрушению через 56 минут после катастрофы (в 09:59 EST), в результате чего погибли свыше 900 человек. Во время восстановительных работ на территории ВТЦ спасателями были найдены обломки самолёта и останки пассажиров рейса 175, но многие другие фрагменты тел так и не были идентифицированы.

Угонщики

Марван Аш-Шеххи

На борту самолёта находились пять угонщиков:

13 августа 2001 года Марван Аш-Шеххи приобрёл 2 четырёхдюймовых карманных ножа в магазине «Sports Authority[англ.]» в Бойнтон Бич (Флорида)[англ.]; в то же время Банихаммад купил ножи в «Wal-Mart», а Хамза Аль-Гамди купил многофункциональный инструмент «Leatherman»[1][2].

В начале сентября того же года группы угонщиков рейса 175 прибыли в Бостон из Флориды. Братья Аль-Гамди приехали вместе 7 сентября и поселились в отеле «Charles Hotel» в Кембридже (Массачусетс). На следующий день они переехали в отель «Days Inn[англ.]» в Бостоне. Файез Банихаммад вылетел из Флориды в Бостон вместе с Мохандом Аш-Шехри 8 сентября и они поселились в гостинице «Мильнер» в Бостоне. Марван Аш-Шеххи прибыл в Бостон 9 сентября и тоже остановился в гостинице «Мильнер», где жил в одной комнате с Мухаммедом Аттой[3].

Самолёт

Американский флаг, установленный в настоящее время над терминалом C19 в аэропорту Логан, откуда в свой последний полёт отправился рейс 175

В тот день рейс UAL175 совершал Boeing 767-222 (регистрационный номер N612UA, заводской 21873, серийный 041). Первый полёт совершил 27 января 1983 года, 23 февраля того же года был передан авиакомпании United Airlines. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4D. На день теракта/катастрофы совершил 17 569 циклов «взлёт-посадка» и налетал 66 647 часов[4][5][6].

Самолёт мог вместить 168 пассажиров (10 в первом классе, 32 в бизнес-классе и 126 в эконом-классе), но в то утро на борту находились только 56 пассажиров и 9 членов экипажа; коэффициент загрузки[англ.] составил 33%, что значительно ниже среднего коэффициента загрузки в 49%, который наблюдался в течение трёх месяцев, предшествовавших 11 сентября[7].

Экипаж и пассажиры

Состав экипажа рейса UAL175 был таким:

В салоне самолёта работали 7 бортпроводников:

  • Роберт Дж. Фангман (англ. Robert J. Fangman), 33 года.
  • Эми Н. Джаррет (англ. Amy N. Jarret), 28 лет.
  • Катрин Л. Лабори (англ. Kathryn L. LaBorie), 44 года.
  • Альфред Ж. Маршан (англ. Alfred G. Marchand), 44 года.
  • Эми Р. Кинг (англ. Amy R. King), 29 лет.
  • Майкл К. Тарроу (англ. Michael C. Tarrow), 38 лет.
  • Алиша Н. Тайтус (англ. Alicia N. Titus), 28 лет[8].
Гражданство[* 1] Пассажиры Экипаж Всего
 США 43 9 52
 Германия 3 0 3
 Саудовская Аравия 3 0 3
 ОАЭ 2 0 2
 Канада 1 0 1
 Сальвадор 1 0 1
 Индонезия 1 0 1
 Израиль 1 0 1
 Великобритания 1 0 1
Всего 56 9 65

Исключая угонщиков, на борту рейса 175 среди пассажиров были 35 мужчин, 12 женщин и трое детей в возрасте до 5 лет[9].

Хронология событий

Посадка на рейс 175

Хамза Аль-Гамди и Ахмед Аль-Гамди выписались из отеля и вызвали такси в Международный аэропорт Логан[10]. Они прибыли в Терминал С аэропорта Логан в 06:20[* 2], Ахмед Аль-Гамди имел при себе 2 сумки. Угонщики указали, что они хотели купить билеты, хотя они уже имели при себе бумажные билеты. Они с трудом отвечали на стандартные вопросы офицера безопасности, поэтому офицер повторил вопросы очень медленно, и они дали правильные ответы[2][11]. Пилот-угонщик Марван Аш-Шеххи сдал свою сумку на проверку в 06:45, а другие террористы (Файез Банихаммад и Моханд Аш-Шехри) прошли проверку в 06:53 (Банихаммад сдал на проверку две сумки)[2]. Ни один из угонщиков не был выбран для дополнительной проверки со стороны «Computer Assisted Passenger Prescreening System (CAPPS)»[12].

Все 5 захватчиков заняли свои места на борту рейса 175 между 07:23 и 07:28. Банихаммад сел первым и занял место 2А в бизнес-классе, соседнее место (2В) занял Моханд Аш-Шехри. В 07:27 Марван Аш-Шеххи и Ахмед Аль-Гамди заняли места 6C и 9D соответственно (также в бизнес-классе). Через минуту (в 07:28) Хамза Аль-Гамди занял место 9С (тоже в бизнес-классе)[2][12].

Лайнер должен был вылететь в Лос-Анджелес в 08:00, 51 пассажир и 5 угонщиков произвели посадку через выход №19 терминала C. Рейс UAL175 отъехал от терминала в 07:58 и в 08:14 вылетел из Бостона с ВПП №9[2][13] через 15 минут после вылета рейса AAL11. В 08:33 самолёт достиг эшелона FL340 (10 350 метров), с которого начинается обслуживание салона. В 08:37 авиадиспетчер спросил пилотов рейса 175, видят ли они рейс AAL11; пилоты ответили, что рейс 011 находится на высоте 9600 метров, и авиадиспетчер приказал рейсу 175 повернуть, чтобы избежать столкновения[14]. Пилоты также сообщили авиадиспетчеру, что слышали странную фразу в эфире: Похоже, кто-то включил микрофон и велел всем оставаться на своих местах; это было последнее радиосообщение с борта рейса UAL175[15].

Захват

Захват рейса 175 произошёл между 08:42 и 08:46[2]. Согласно «Flight 175: As the World Watched»[англ.], Файез Банихаммад и Моханд Аш-Шехри убили обоих пилотов, братья Аль-Гамди согнали всех пассажиров и бортпроводников в хвостовую часть самолёта, а Марван Аш-Шеххи взял управление самолётом. В 08:47 сигнал транспондера рейса 175 изменился, затем второй раз в течение одной минуты, и лайнер начал отклоняться от назначенного курса[13][16]. Но диспетчер, отвечающий за полёт, заметил это в 08:51[2]. В отличие от рейса AAL11, на котором транспондер был отключён, рейс UAL175 продолжал передавать соответствующие сигналы[16] и в 08:51 изменил высоту. В течение следующих трёх минут авиадиспетчер сделал 5 безуспешных попыток связаться с рейсом 175, а также стал следить за перемещением других самолётов в непосредственной близости от рейса 175[2].

Угроза столкновения с другими рейсами

Вскоре после угона рейс 175 чуть не столкнулся в воздухе с рейсом DL2315 авиакомпании Delta Air Lines (летел из Хартфорда в Тампу), они разошлись на расстоянии около 100 метров. Авиадиспетчер Дэвид Боттиглиа (англ. David Bottiglia) отчаянно давал команды пилотам рейса 2315 для осуществления уклонения. Боттиглиа был первым человеком в центре управления воздушным движением, который понял, что рейс 175 был захвачен, после того как он дал ему команду осуществить поворот. Рейс 175 не ответил, а ускорился и направился к рейсу 2315. Авиадиспетчер дал команду пилотам рейса 2315: Предпринимайте любые необходимые меры для уклонения. У нас есть самолёт, о котором мы не знаем, что он делает. Он опасен для всех[17][18]. За несколько минут до того, как рейс 175 протаранил Южную башню ВТЦ, он едва избежал столкновения с рейсом YX7 авиакомпании Midwest Express Airlines (летел из Милуоки в Нью-Йорк)[19].

В 08:55 руководитель центра УВД в Нью-Йорке был уведомлён о том, что рейс UAL175 захвачен, и Дэвид Боттиглиа, следивший за полётом рейса 175, отметил, что как минимум два самолёта захвачены[2]. К 08:58 самолёт направился к Нью-Йорку и начал снижение с высоты 9500 метров над Нью-Джерси. С того времени (примерно в 08:58, когда Аль-Шеххи завершил окончательный поворот в сторону Нью-Йорка и до момента тарана) лайнер постоянно снижался, спустившись на 8000 метров вниз всего за 5 минут 4 секунды (в среднем более 1500 м/мин)[16]. Авиадиспетчер центра УВД в Нью-Йорке Дэвид Боттиглиа сообщил, что он и его коллеги измеряли скорость снижения самолёта, и в самом конце она составила более 3000 метров в минуту. Это совершенно неслыханно для коммерческого авиалайнера[18].

Телефонные звонки

Бортпроводник Роберт Дж. Фангман и два пассажира (Питер Хансон (англ. Peter Hanson) и Брайан Д. Суини (англ. Brian D. Sweeney)) осуществили телефонные звонки с борта рейса 175 с использованием телефонов, установленных в хвосте самолёта. Записи автоответчика также показывают, что пассажир Гарнет Бейли[англ.] (англ. Garnet Bailey) сделал 4 попытки позвонить по телефону, пытаясь связаться со своей женой[20][21].

Бортпроводник Роберт Дж. Фангман дозвонился в офис United Airlines в Сан-Франциско в 08:52 и поговорил с Марком Поликастро (англ. Marc Policastro). Он сообщил ему об угоне и сказал, что террористы управляют самолётом, оба пилота мертвы и одна стюардесса получила ножевое ранение[13]. Через 1 минуту и 15 секунд звонок Фангмана был отключён[20]. Поликастро сделал несколько попыток связаться с кабиной самолёта, используя ACARS, но безуспешно[2].

Пассажир Брайан Д. Суини пытался дозвониться жене Джулии (англ. Julie Sweeney) в 08:58, но в итоге оставил ей сообщение на автоответчике, сказав, что самолёт был угнан. Затем он позвонил родителям в 09:00 утра и поговорил со своей мамой Луизой (англ. Louise Sweeney). Он рассказал ей о захвате и сказал, что пассажиры рассматривают возможность штурма кабины пилотов и взятия управления лайнером под свой контроль (точно так же, как пассажиры рейса United Airlines-093, который ещё не был захвачен)[13].

В 08:52 пассажир Питер Хансон позвонил своему отцу Ли Хансону (англ. Lee Hanson) в Истон, рассказав ему о захвате самолёта. Он с семьёй летел на этом рейсе в 19 ряду на местах C, D и Е, однако позвонил отцу с места 30E. Хансон летел с женой Сью (англ. Sue Hanson) и 2-летней дочерью Кристиной (англ. Christine Hanson), которая раньше никогда не летала на самолёте. Стараясь не паниковать, Хансон сказал, что угонщики ворвались в кабину, стюардесса получила ножевое ранение и, возможно, кто-то ещё в передней части самолёта был убит. Также он сообщил, что самолёт делает резкие манёвры. Хансон попросил своего отца, чтобы он связался с United Airlines, но тот не смог им дозвониться и позвонил в полицию[22][23].

В 09:00 Питер Хансон сделал второй звонок своему отцу[18]:

Стало хуже, отец. Стюардесса получила ножевое ранение. У них есть ножи и спрей. Они сказали, что у них есть бомба. В самолёте становится всё хуже. Самолёт делает резкие манёвры. Я не думаю, что самолётом управляет пилот. Я думаю, что мы снижаемся. Я думаю, что они намерены отправиться в Чикаго или куда-то и врезаться в здание. Не волнуйся, папа. Если это произойдёт, это будет очень быстро… Боже мой… боже мой, боже мой.

Перед тем как звонок внезапно оборвался, Ли Хансон услышал, как закричала женщина. Через мгновение самолёт врезался в Южную башню ВТЦ[18].

Катастрофа

Рейс UAL175 врезается в Южную башню ВТЦ
Диаграмма, показывающая падение обломков рейсов 011 и 175 после таранов

В 09:01 (за две минуты до столкновения), когда рейс UAL175 продолжил снижение над Нижним Манхэттеном, центр в Нью-Йорке предупредил другой близлежащий центр УВД о низколетящем самолёте, о котором они следили во время полёта над Нью-Джерси, а затем над Статен-Айленд и Нью-Йоркской бухтой в его последние минуты (рейс 175 летел с юго-запада, по-видимому держа курс на Эмпайр-стейт-билдинг, но затем повернул направо и затем налево, прямо на Южную башню ВТЦ)[16].

В 09:03:02 EST рейс UAL175 (под управлением Марвана Аш-Шеххи) на скорости около 950 км/ч врезался в южный фасад Южной башни Всемирного торгового центра (WTC 2)[24]. Имея на борту 38 000 литров авиатоплива, лайнер нанёс удар в сектор между 77-м и 85-м этажами[16][25]. Все 56 пассажиров и 9 членов экипажа на борту самолёта погибли. Самым молодым пассажиром рейса 175 была 2-летняя Кристин Хансон из Гротона, а самым старшим — 80-летняя Дороти Деараухо (англ. Dorothy DeAraujo) из Лонг-Бич. Около 900 человек погибли в Южной башне ВТЦ от взрыва, пожара и обрушения башни (612 из них погибли сразу или попали в ловушку на расположенных выше этажах).

По словам очевидцев и авторов видеозаписей, самолёт накренился, чтобы выполнить левый поворот в последние минуты, так как он, возможно, в противном случае мог врезаться в другое здание или просто задеть другое здание левым крылом. Лайнер с грохотом накренился влево и те, кто сидел по левому борту, имели чёткое представление о приближении к башням ВТЦ, одна из которых уже горела, до последнего момента полёта[18].

Катастрофа была снята на видео с нескольких ракурсов в прямом телеэфире и на любительские камеры, в то время как около 100 фотокамер сняли самолёт за мгновения до катастрофы[26]. Видеозапись катастрофы была много раз показана в выпусках новостей в день теракта и в последующие дни, но затем крупные новостные агентства наложили ограничения на использование данного материала[27].

После того как самолёт протаранил Южную башню ВТЦ, обломки самолёта, стойки шасси и фюзеляж вылетели с северной стороны башни и упали на крышу здания «Park Place» между Вест-Бродвей и Черч-стрит в 180 метрах к северу от бывшего ВТЦ, пробив её до уровня 45-47 этажей. Части самолёта уничтожили три балки перекрытий, а также серьёзно подорвали внутреннюю структуру Южной башни[24][28][29][30].

Чрезвычайная ситуация

В отличие от Северной башни, на начальном этапе одна из трёх пожарных лестниц уцелела после столкновения рейса 175 с Южной башней; это объясняется тем, что самолёт врезался в небоскрёб не прямо, а под углом (в отличие от рейса 011, врезавшегося в Северную башню прямо). Но только 18 человек воспользовались данной лестницей, миновав зону поражения и покинув Южную башню до того, как она обрушилась. Один из них, Стэнли Праймнат (англ. Stanley Praimnath), был на 81-м этаже, и его офис пострадал от столкновения. Он был свидетелем того, как рейс 175 приближался к нему[18] и в итоге оказался под завалами в своём кабинете (часть правого крыла лайнера разрушила его офис), но смог выбраться. В Северной башне выше зоны удара никто не выжил[31]. Некоторые люди выше зоны удара последовали наверх, к крыше, в надежде на эвакуацию вертолётами, но двери на крышу оказались заперты. Густой дым и жар также помешали спасательным вертолётам совершить посадку. В 09:59:04 EST, через 56 минут после тарана, Южная Башня обрушилась.

Последствия

Обломки рейса 175 на крыше ВТЦ 5
Панель S-2 на Южном бассейне Национального мемориала и музея 11 сентября (одна из трёх, на которых написан список пассажиров и членов экипажа рейса UAL175)

Оба бортовых самописца рейса 175 (также, как и самописцы рейса 011) так и не были найдены. Некоторые из обломков самолёта были обнаружены неподалёку, в том числе стойка шасси была найдена на крыше здания на углу Уэст-Бродвей и Парк-Плэйс, один из двигателей был найден на углу Чёрч и Мюррей-стрит, а часть фюзеляжа упала на крышу ВТЦ 5.

Во время поисковой операции небольшие фрагменты тел были определены как принадлежащие пассажирам рейса 175, в том числе 15-сантиметровый кусок кости Питера Хансона[32] и небольшие фрагменты кости Лизы Фрост (англ. Lisa Frost)[33]. В 2008 году останки пассажирки рейса 175 Алоны Аврахам (англ. Alona Avraham) был идентифицированы с помощью образцов ДНК[34]. Останки многих других, находившихся на борту рейса 175, не были найдены[35].

Вскоре после 11 сентября номер рейса для полётов по тому же маршруту был изменён с UAL175 на UAL1525 «из уважения к тем, кто погиб в результате нападения»[36]. С тех пор авиакомпания United Airlines изменила номера и перенесла время всех рейсов Бостон—Лос-Анджелес и ни один из утренних рейсов больше не взлетает в 08:00 утра[37]. Этот рейс в настоящее время переименован в рейс UAL1596/1717 (по состоянию на июнь 2012 года) и осуществляется самолётами Boeing 737-800 и -900.

В мае 2011 года появилось сообщение, что United Airlines восстановила номера рейсов UAL175 и UAL93, что вызвало протест со стороны некоторых средств массовой информации и профсоюза пилотов United Airlines[38][39][40]. В руководстве авиакомпании заявили, что восстановление данных номеров было ошибкой (это произошло случайно) и данные номера рейсов никогда не будут восстановлены[39].

На Национальном мемориале 11 сентября имена погибших на борту рейса 175 внесены в Южный бассейн и находятся на панелях S2—S4[41].

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Гражданство всех пяти угонщиков не указано
  2. Здесь и далее указано Североамериканское восточное время — EST

Источники

  1. Federal Bureau of Investigation. Hijackers' Timeline (PDF) (недоступная ссылка) 218. NEFA Foundation (4 февраля 2008). Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано 26 августа 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Staff Monograph on the "Four Flights and Civil Aviation Security" (PDF) (недоступная ссылка) 17–26. National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States (September 2005). Дата обращения: 14 августа 2008. Архивировано 22 апреля 2006 года.
  3. Federal Bureau of Investigation. Hijackers' Timeline (PDF) (недоступная ссылка) 261–274. NEFA Foundation (4 февраля 2008). Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано 26 августа 2012 года.
  4. United Airlines N612UA (Boeing 767 - MSN 21873). Дата обращения: 27 сентября 2020. Архивировано 5 октября 2019 года.
  5. N612UA UNITED AIRLINES BOEING 767-200. Дата обращения: 27 сентября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.
  6. Brief of Accident (PDF). National Transportation Safety Board (7 марта 2006). Дата обращения: 17 июня 2008. Архивировано 21 июня 2006 года.
  7. Staff Report – «We Have Some Planes»: The Four Flights — a Chronology (PDF) (недоступная ссылка). National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States. Дата обращения: 17 июня 2008. Архивировано 22 апреля 2006 года.
  8. United Airlines Flight 175, CNN. Архивировано 17 мая 2008 года. Дата обращения 17 июня 2008.
  9. Flight 175 Victim List. Дата обращения: 9 июня 2012. Архивировано 26 августа 2012 года.
  10. Federal Bureau of Investigation. Hijackers' Timeline (PDF) (недоступная ссылка) 288. NEFA Foundation (4 февраля 2008). Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано 26 августа 2012 года.
  11. Federal Bureau of Investigation. Interview with Gail Jawahir (PDF). Intelfiles (21 сентября 2001). Дата обращения: 23 октября 2008. Архивировано 26 августа 2012 года.
  12. 12,0 12,1 We Have Some Planes 2. National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States (July 2004). Дата обращения: 1 июля 2011. Архивировано 26 августа 2012 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 We Have Some Planes 7. National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States (July 2004). Дата обращения: 1 июля 2011. Архивировано 26 августа 2012 года.
  14. Ellison, Michael. 'We have planes. Stay quiet' – Then silence, The Guardian (17 октября 2001). Архивировано 26 января 2008 года. Дата обращения 18 апреля 2007.
  15. Wald, Matthew L., Kevin Sack. A Nation Challenged: The Tapes; 'We Have Some Planes,' Hijacker Said on Sept. 11, The New York Times (16 октября 2001). Архивировано 21 сентября 2017 года. Дата обращения 17 июня 2008.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Flight Path Study – United Airlines Flight 175 (PDF). National Transportation Safety Board (19 февраля 2002). Дата обращения: 18 апреля 2007. Архивировано 7 октября 2006 года.
  17. Report: hijacked plane nearly hit flight from Bradley (недоступная ссылка). SouthCoastToday.com (12 сентября 2002). Дата обращения: 18 апреля 2007. Архивировано 26 августа 2012 года.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 Flight 175: As the World Watched (TLC documentary). The Learning Channel (December 2005). Дата обращения: 10 июня 2012. Архивировано 26 августа 2012 года.
  19. Spencer, Lynn. Touching History: The Untold Story of the Drama That Unfolded in the Skies Over America on 9/11 (англ.). — Simon and Schuster, 2008. — P. 74—76. — ISBN 1-4165-5925-6.
  20. 20,0 20,1 Exhibit #P200018, United States v. Zacarias Moussaoui. United States District Court, Eastern District of Virginia. Дата обращения: 1 июля 2011. Архивировано 26 августа 2012 года.
  21. The Four Flights – Staff Statement No. 4 (PDF). 9/11 Commission. Дата обращения: 1 июля 2011. Архивировано 26 августа 2012 года.
  22. National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States. Chapter 1 // 9-11 Commission Report (неопр.). — Government Printing Office, 2004.
  23. Serrano, Richard A.. Moussaoui Jury Hears the Panic From 9/11, Los Angeles Times (11 апреля 2006). Архивировано 25 декабря 2018 года. Дата обращения 24 октября 2008.
  24. 24,0 24,1 National Transportation and Safety Board. Radar Data Impact Speed Study (PDF) (недоступная ссылка) 2. NTSB (7 февраля 2002). Дата обращения: 29 декабря 2010. Архивировано 26 августа 2012 года.
  25. NIST NCSTAR 1–5: Reconstruction of the Fires in the World Trade Center Towers (PDF). National Institute of Standards and Technology (October 2005). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 26 августа 2012 года.
  26. Boxer, Sarah. One Camera, Then Thousands, Indelibly Etching a Day of Loss, The New York Times (11 сентября 2002). Архивировано 11 сентября 2021 года. Дата обращения 17 ноября 2008.
  27. Bauder, David. The violent images of 9–11 will return to television screens, but to what extent?, Boston Globe / Associate Press (21 августа 2002). Архивировано 8 февраля 2009 года. Дата обращения 10 ноября 2008.
  28. Structural Engineers Association of New York, Noah Klersfeld, Guy Nordenson and Associates, LZA Technology. World Trade Center emergency damage assessment of buildings: Structural Engineers Association of New York inspections of September and October 2001 (англ.). — Structural Engineers Association of New York, 2003. — Vol. 1.
  29. World Trade Center emergency damage … (неопр.). — 2008.
  30. World Trade Center building … (неопр.).
  31. Dwyer, Jim 102 Minutes: Last Words at the Trade Center; Fighting to Live as the Towers Die. The New York Times (26 мая 2002). Дата обращения: 23 мая 2008. Архивировано 14 ноября 2013 года.
  32. Gordon, Greg. Moussaoui jurors hear 9/11 victims' final calls, Star Tribune (11 апреля 2006).
  33. Radcliffe, Jim. Her parents now have the 9/11 victim's cremated remains with them in Orange County, Orange County Register (20 мая 2005).
  34. September 11 victim laid to rest. Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  35. Vogel, Charity. Adding to Grief; Families of Many Victims of the World Trade Center Attack Deal With the Prospect of Never Having Their Remains Identified, Buffalo News (21 августа 2003).
  36. Logan Airport bears memory of its fateful role with silence, Boston Globe (12 сентября 2002). Архивировано 12 марта 2007 года. Дата обращения 18 апреля 2007.
  37. United Airlines Worldwide Timetable (недоступная ссылка) 16. Дата обращения: 18 сентября 2007. Архивировано 26 августа 2012 года.
  38. Unions slam United for mistakenly reinstating 9/11 flight numbers (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 июля 2012. Архивировано 4 января 2014 года.
  39. 39,0 39,1 Flight Number Flub: United/Continental Accidentally Reinstates Flights 93 and 175. Дата обращения: 1 июля 2012. Архивировано 19 декабря 2014 года.
  40. Bad Mistake: United Revives Sept. 11 Flight Numbers. Дата обращения: 1 июля 2012. Архивировано 18 января 2012 года.
  41. About: The Memorial Names Layout Архивная копия от 27 июля 2013 на Wayback Machine. Memorial Guide: National 9/11 Memorial. Retrieved December 11, 2011.

Ссылки