Резьбовое соединение тип С

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кинокамера Bolex с креплением объективов C-mount
Объектив 12 mm f/1,2 с креплением C-mount и переходник с C-mount на CS-mount

C-mount — стандарт резьбового крепления объективов, обычно применяемый на узкоплёночных 16-мм кинокамерах, камерах видеонаблюдения и приставках для микросъёмки тринокулярных микроскопов.

Название «C», возможно, происходит от Ciné (кино), общего обозначения в Европе и США киноформатов 8-мм, 9,5-мм, 16-мм и Супер-8, для которых первоначально предназначалось это крепление.

На хвостовиках объективов стандарта C-mount есть резьба, которая соответствует внутренней резьбе в камере. Диаметр резьбы составляет 1 дюйм (25,4 мм), шаг резьбы 32 витка на дюйм. По стандарту унифицированной резьбы ANSI (Американский национальный институт стандартов) B1.1 обозначается как «1-32 UN 2A». Рабочий отрезок составляет 17,526 миллиметров (0,6900 дюймов).

Объективы стандарта C-mount используются для различных форматов, самый большой из которых в 4 раза больше самого маленького. Большая доля объективов C-mount предназначено для 8-мм и 16-мм кинокамер и видеокамер формата 1/3, 1/2, 2/3 дюйма и 1 дюйм, которым соответствует круг изображения примерно от 5 до 17 мм в диаметре. Некоторые производители выпустили объективы для формата 4/3 дюйма (1,3 дюйма), но такие изделия очень дороги.

Это не просто разница форматов. Например, для формата 4/3 дюйма объектив с фокусным расстоянием 12 мм будет широкоугольным и будет иметь конструкцию по системе ретрофокуса. Для формата 2/3 дюйма фокусное расстояние 12 мм считается нормальным и объектив можно построить на простой и светосильной схеме двойного объектива Гаусса. Для формата 1/3 дюйма 12-мм объектив будет уже длиннофокусным и должен иметь соответствующую конструкцию.

Некоторые телевизионные объективы не имеют приспособлений для наводки на резкость или изменения диафрагмы и, таким образом, не могут корректно работать на других камерах. Некоторые ТВ-объективы имеют части, которые выдаются далеко в камеру так, что могут зацепить фотографический затвор или подъёмное зеркало видоискателя.

Хотя объективы C-mount имеют слишком короткий рабочий отрезок, чтобы использоваться на малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратах, их можно использовать на цифровых беззеркальных фотоаппаратах со сменной оптикой. Одна из таких систем — Микро 4:3, которую используют фирмы Olympus и Panasonic. Однако большинство объективов C-mount дают слишком малую площадь изображения для такой матрицы (диагональ составляет примерно 22 мм). Углы кадра затемняются, происходит так называемое виньетирование.[1]

Существует разновидность крепления CS-mount с рабочим отрезком 12,50 мм (0,492 дюйма). Объективы CS-mount предназначены для форматов малого размера, от 1/2 дюйма и меньше.

На выпускавшихся в СССР 16-мм кинокамерах «Киев-16Э», «Альфа» и «Альфа-полуавтомат» (Киевский завод автоматики им. Г. И. Петровского) использовались съёмные объективы с резьбовым креплением C-mount[2][3] (см. Любительские киносъёмочные аппараты СССР).


Сравнение с креплениями других производителей

Перейти к шаблону «Крепления фотографических объективов»  Сравнительная таблица наиболее распространённых креплений фотообъективов
Название Рабочий отрезок, мм Диаметр, мм Размер кадра Тип Годы производства
Mamiya RB[4] 112,0 ? 6×7 см байонет с замком на объективе ?
Mamiya RZ[4] 105,0 ? 6×7 см байонет с замком на объективе ?
Rolleiflex SL66[4] 102,8 ? 6×6 см байонет 1966—1992
Bronica[4] 101,7 57 6×6 см байонет с многозаходной резьбой ?
Pentax 67[4] 84,95[5] ? 6×7 см наружный и внутренний байонет ?
Bronica GS1 ? ? 6×7 см байонет 1983—2002
Байонет В 82,1[5] 60 6×6 см байонет с трёхзаходной резьбой С 1957 года
Kowa Six / Super 66 79 ? 6×6 см накидное кольцо 1968—1974
Hasselblad 500/2000[4] 74,9 ? 6×6 см байонет
Байонет Б[5] 74,0 60 6×6 см байонет с накидным кольцом С 1957 года
Rolleiflex SLX 74 75 6×6 см четырёхлепестковый байонет С 1976 года
Pentax 645[4] 70,87 ? 6×4,5 см байонет
Mamiya 645[4] 63,3 ? 6×4,5 см байонет С 1975 года
Leica Visoflex 62,5 ? 24×36 мм байонет 1935—1984
Hasselblad H[6][4] 61,63 ? 6×4,5 см байонет ?
Leica S ? ? 54×45 мм байонет С 2008 года
T2-mount[4] («М42×0,75») 55 42 24×36 мм резьба С 1962 года — современный вид T-mount
Topcon UV 55 ? 24×36 мм байонет c 1964 года
T-mount[4] («М37×0,75») 50,2 37 24×36 мм резьба 1957-1962
Praktina 50 ? 24×36 мм накидное кольцо c 1952 года
Icarex 48 ? 24×36 мм накидное кольцо 1966—1971
Байонет Contax N 48 ? 24×36 мм байонет с 2001
Байонет Ц (Зенит-4)[7] 47,58 47 24×36 мм Вариант байонета DKL 1964—1968
Байонет Leica R[4] 47,0[5] ? 24×36 мм байонет С 1964 года
Байонет Nikon F[8][4] 46,5[5] 44 24×36 мм трёхлепестковый байонет С 1959 года
Olympus OM[4] 46[5] ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет с замком на объективе 1972—2002
Contarex 46 ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет 1958—1966
Rolleiflex SL35 45,6 ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет ?
Байонет Contax-Yashica 45,5 48 24×36 мм трёхлепестковый байонет 1975—?
Байонет K[8][4] 45,5 48,5 24×36 мм трёхлепестковый байонет С 1976 года
Altix 45,5 наружный; 42,5 внутренний ? 24×36 мм накидное кольцо 1939—1959
Mamiya E/EF (ZE/CS) 45,5 49 24×36 мм байонет С 1980 года
Pentina 45,5 ? 24×36 мм накидное кольцо С 1960 года
M42×1[9][10] 45,5 42 24×36 мм резьба С 1948 года
M37×1 45,46 37 24×36 мм резьба c 1939
Зенит[7] 45,2 39 24×36 мм резьба 1953—1967
Exakta[4] 44,7[5] 38 24×36 мм Трёхлепестковый байонет
Байонет DKL[4] 44,7 47 24×36 мм Включает центральный затвор и привод регулировки диафрагмы С 1957 года
Байонет А (Minolta A / Sony α)[8] 44,50 49.7 24×36 мм трёхлепестковый байонет С 1986 года
Rolleiflex SL35[4] 44,46 24×36 мм байонет 1970—1998
Praktica B 44,40 48,5 24×36 мм байонет С 1980 года
M40×1 44 40 24×36 мм резьба 1938—1947
Canon EF 44 54 24×36 мм трёхлепестковый байонет С 1987 года
Canon EF-S 44 54 22,2×14,8 мм трёхлепестковый байонет С 2004 года
Байонет Sigma SA 44 44 24×36 мм байонет С 1992 года
Байонет Киев-Автомат 44,0[5] 41 24×36 мм байонет 1965—1985
Minolta SR/MC/MD[11] 43,50[5] ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет 1958—2001
Fujica X 43,5 ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет ?
Petriflex 43,5 ? 24×36 мм накидное кольцо С 1963 года
en:Rectaflex Rectaflex 43,4 ? 24×36 мм байонет 1947—1958
M41,2x1 42,05 41,2 24×36 мм резьба С 1947 года
Байонет Д[7] 42,0 40,5 24×36 мм накидное кольцо С 1965 года
Canon R 41,9 48 24×36 мм накидное кольцо 1959—1964
Canon FL 41,9 48 24×36 мм накидное кольцо 1964—1971
Canon FD[8] 41,9 48 24×36 мм накидное кольцо 1971—1990
Canon FDn 41,9 48 24×36 мм байонет 1978—1990
Байонет Miranda 41,5 44 24×36 мм четырёхлепестковый байонет с резьбой 44×1 1954-1974
Konica F[4] 40,5[5] 40 24×36 мм байонет 1960—1963
Konica AR 40,5 ? 24×36 мм байонет 1965—1988
Стандарт 4:3 38,67 50 17,3×13 мм байонет С 2003 года
Alpa[4] 37,8 48 24×36 мм байонет
Hasselblad XPan 34,27 ? 24×65 мм байонет c 1998 года
Байонет Contax-Киев RF 34,85 наружный[5]; 31,85 внутренний 49 наружный; 36 внутренний 24×36 мм наружный и внутренний байонет 1932—1985
Байонет Contax G 28,95 ? 24×36 мм байонет 1994—2005
Olympus Pen F 28,95 ? 24×18 мм байонет С 1963 года

}}

M39×1/28,8[9] 28,8 39 24×36 мм резьба 1932—1995
Нарцисс 28,8 24 14×21 мм резьба 1961—1965
Байонет Leica M[4] 27,8[5] ? 24×36 мм четырёхлепестковый байонет С 1954 года
M39×1/27,5 27,5 39 18×24 мм резьба 1967—1974
Байонет 110 27 ? 17×13 мм байонет С 1978 года
Байонет Fujifilm G 26,7 ? 32,9×43,8 мм байонет С 2017 года
Samsung NX[4] 25,5 42 23,4×15,6 мм байонет С 2010 года
Canon RF 20 54 24×36 мм байонет С 2018 года
Байонет L 20 51,6 24×36 мм байонет С 2014 года
Микро 4:3 (Micro Four Thirds)[4] 19,25 44 17,3×13 мм байонет С 2008 года
Canon EF-M 18 47 22,3×14,9 мм байонет С 2012 года
Байонет E (Sony NEX) 18 46,1 24×36 мм байонет С 2010 года
Fujifim X 17,7 40,6 23,6×15,6 мм байонет С 2012 года
Nikon 1 17 ? 13,2×8,8 мм байонет 2011—2018
Байонет Nikon Z 16 55 24×36 мм байонет С 2018 года
Pentax Q 9,2 ? 6,17×4,55 мм; 7,44×5,58 мм (Q7) байонет С 2011 и 2013 года
Samsung NX-M 7,3 ? 13,2×8,8 мм байонет ?
Перейти к шаблону «Крепления кинообъективов»  Сравнительная таблица наиболее распространённых креплений киносъёмочных и ТВ-объективов
Название Рабочий отрезок, мм Диаметр, мм Формат Конструкция Производство
Aaton Universal[4][12] 40 50 16-мм трёхлепестковый байонет с накидной гайкой с 1974 года
CA-1 (Eclair)[12][13] 48 45,85 16-мм/35-мм двухлепестковый байонет с 1947 года
Красногорский
байонет[12][14]
52 43 16-мм двух- или четырёхлепестковый байонет
Arri Standard[4][12] 52 41 16-мм/35-мм четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой с 1937 года
Байонет Arri 52 41 16-мм/35-мм байонет с 1965 года
Arri PL[4][12][13] 52 54 16-мм/35-мм четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой с 1982 года
Arri Maxi PL[4] 73,5 64 70-мм четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой
BNCR (Mitchell)[4][12][13] 61,468 68 35-мм четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой с 1967 года
ОСТ-19 (СССР)[15][16][12][13] 61 68 35-мм четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой
PV (Panavision)[4] 57,15 49,5 16-мм/35-мм четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой с 1972 года
Red One[12] 27,3 «Супер-35» байонет
Bolex[4][12] 23,22 16-мм байонет с накидной гайкой
B4 (HDTV 2/3)[4][17] 65,03 в стекле / 48,0 в воздухе[18] 2/3 дюйма трёхлепестковый байонет
1/2 Sony[17][12] 38 1/2 дюйма трёхлепестковый байонет
1/2 General[17][12] 35,74 1/2 дюйма трёхлепестковый байонет
М32×0,5 31 32 16-мм резьба М32×0,5 с 1966 года
C[19][17][13] 17,526 25,4 16-мм резьба с шагом 32 витка на дюйм с 1923 года
CS[17][12] 12,526 25,4 1/3 дюйма резьба с шагом 32 витка на дюйм
D[12][13] 12,29 15,88 8-мм резьба с шагом 32 витка на дюйм с 1965 года
S[12] ~5 12 Web-камеры резьба М12×0,5

См. также

Примечания

  1. Lawrenceripsher.com: Switar 26mm f/1.1 Review (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 апреля 2012. Архивировано 15 декабря 2009 года.
  2. Кинокамеры «Киев-16УЭ», «Киев-16У», «Киев-16Э». Дата обращения: 11 апреля 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  3. Кинокамеры «Альфа», «Альфа-полуавтомат». Дата обращения: 11 апреля 2012. Архивировано 1 мая 2016 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 4,22 4,23 4,24 4,25 4,26 4,27 4,28 4,29 4,30 Stephen H. Westin. Alphabetical List of Camera Mounts (англ.) (6 августа 2012). Дата обращения: 15 июня 2013.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 В. Гуцкин. Крепление сменных объективов // «Советское фото» : журнал. — 1981. — № 4. — С. 42. — ISSN 0371-4284.
  6. Image plane location (англ.). H System Digital Cameras. Hasselblad. Дата обращения: 15 июня 2013.
  7. 7,0 7,1 7,2 ГОСТ 10332-63 «Аппараты фотографические. Соединения объективов с камерами».
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 М. Д. Штыкан. Характеристики байонетов ведущих фотографических фирм Японии и их варианты, принятые в СССР и ГДР. Мировой технический уровень развития байонетов. Zenit Camera (1987). Дата обращения: 15 июня 2013.
  9. 9,0 9,1 ГОСТ 10332-72 «Фотоаппараты для 35-мм плёнки. Основные размеры резьбовых соединений объективов с фотоаппаратами».
  10. Резьбовые соединения объективов. Стандарты. Zenit Camera. Дата обращения: 17 июня 2013.
  11. Модификации байонета Minolta SR. Sony Club (22 февраля 2006). Дата обращения: 31 августа 2013.
  12. 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 12,11 12,12 12,13 Camera Lens Mounts (англ.). Film Cameras. The Film Centre. Дата обращения: 16 июня 2013.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 FLANGE FOCAL DISTANCE TABLE (англ.). Lens. The Greg's Sandbox. Дата обращения: 16 июня 2013.
  14. Б. Семёнов. «Красногорск» — камера универсальная // «Советское фото» : журнал. — 1970. — № 6. — С. 38, 39. — ISSN 0371-4284.
  15. Байонет ОСТ-18 использовался только в турельных вариантах киносъёмочного аппарата «Конвас-автомат» и не является стандартом
  16. Крепление ОСТ-19. Крепления кинообъективов. RafCamera (9 февраля 2011). Дата обращения: 16 июня 2013.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Free Tools, Utilities, and Helpful Information (англ.). Support. Image Labs International. Дата обращения: 15 июня 2013.
  18. Этот тип байонета используется, главным образом, в трёх- или четырёхматричных камерах и стандартный рабочий отрезок рассчитан с учётом коэффициента преломления стекла призм цветоделительной системы
  19. В разновидности крепления для видеокамер незначительно отличается рабочий отрезок

Ссылки