Перейти к содержанию

Bolex

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Bolex International S. A.швейцарская компания, специализирующаяся на выпуске узкоплёночных кинокамер Болекс. Наибольшую известность получили 16-мм кинокамеры, широко использовавшиеся в документальном и независимом кинематографе[1]. Аппаратура компании была характерна сочетанием профессиональных возможностей с любительскими форматами киноплёнки. Редкий в этом классе аппаратуры покадровый режим съёмки сделал «Болекс» популярным у аниматоров, а в киношколах камеры до сих пор используются студентами для обучения технике киносъёмки[2].

16-мм кинокамера Bolex H16 Reflex с вариообъективом
8-мм кинокамера Bolex B-8

Фирма основана в 1925 году в Женеве Шарлем Хачиусом и Жаком Богопольским (фр. Charles Haccius, Jacques Bogopolsky), по имени последнего из которых получила первоначальное название Bol. Акционерная компания не занималась самостоятельным выпуском кинотехники, размещая заказы у фирмы Longines, в 1929 году прекратившей производство камер двух первых моделей «A» и «B». В 1930 году, после банкротства, Bol была куплена фирмой Paillard & Cie, известной своими пишущими машинками Hermes, и выпускаемая кинотехника получила двойную маркировку Bolex-Paillard. Кроме киносъёмочных аппаратов под этим же названием продавались узкоплёночные кинопроекторы и большой выбор кинопринадлежностей.

Одним из самых известных стало семейство кинокамер Bolex H16 c пружинным приводом, базовая модель которого выпущена в 1935 году. Изначально камера предназначалась как для 16-мм киноплёнки, так и для 9,5-мм формата Pathé-Baby. Однако, идущая более десятилетия война форматов к тому моменту завершилась победой американского, и модель H9 под французскую плёнку 9,5-мм не нашла спроса[3]. В 1938 году выпущена 8-мм версия H8 для двойной киноплёнки 2×8-мм, имевшая не меньший успех, чем 16-миллиметровая. Одной из необычных для тех лет особенностью камер была автоматическая зарядка, облегчавшая пользование аппаратом для неопытных кинолюбителей. Револьверная головка на 3 сменных объектива имела оригинальную форму, и в среднем положении не выступала за пределы компактного корпуса. В модели Reflex (RX) 1956 года до этого метражный аппарат H16 получил систему сквозного визирования на основе светоделительной призмы, позволившую использовать только что появившиеся трансфокаторы[4].

В дополнение к пружинному приводу в 1963 году начал выпускаться приставной электродвигатель постоянного тока. В более современной модификации EBM Electric 1971 года электропривод с кварцевой стабилизацией стал основным и позволил вести синхронную съёмку по технологии пилот-тона[4]. Ещё одним успешным продуктом стали 8-мм кинокамеры карманного размера, сконструированные на основе знаменитой Filmo компании «Белл-Хауэлл». Профессиональное семейство Bolex 16 Pro с зеркальным обтюратором создавалось в 1966 году, как совместный проект с немецкой Arri. Однако, растущая конкуренция в сегменте любительских и лёгких кинокамер неуклонно снижала доходы компании, в конце концов проданной австрийской Eumig. После банкротства последней в 1981 году доля бизнеса выкуплена собственным менеджментом, получив возможность продолжить мелкосерийную сборку под заказ из оставшихся запасов деталей под брендом Bolex International S. A в городе Ивердон-ле-Бен[2].

Камеры Bolex высоко ценятся на вторичном рынке и до сих пор с успехом используются независимыми кинопроизводителями и студентами кинематографических ВУЗов. С 2012 до 2016 года с разрешения правообладателей бренд Bolex использован как часть названия американской компании Digital Bolex, выпускавшей ручные цифровые кинокамеры Bolex D16, оснащённые сенсором формата Супер-16[5].

Примечания

  1. Фотокинотехника, 1981, с. 40.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Albert Steeman. Classic Motion Picture Cameras (англ.). Encyclopedia of Cinematographers. Дата обращения: 17 мая 2020. Архивировано 10 мая 2020 года.
  3. Справочник кинооператора, 1979, с. 35.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Справочник кинооператора, 1979, с. 139.
  5. Chris Gates. The Digital Bolex D16 Brings Movie Magic Back: A Digital Camera for Film Lovers (англ.). Videomaker. Дата обращения: 22 мая 2020. Архивировано 17 апреля 2021 года.

Литература

  •  Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.