Резонёр
Резонёр (фр. raisonneur от фр. raisonner «рассуждать») — персонаж пьесы (театральное амплуа), который не принимает активного участия в развитии действия и призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций[1].
В театре
Появление роли резонёра относится ко временам театра Мольера. Примеры резонёра в пьесах Мольера:
- Кризальд в пьесе «Школа жён» (L’école des femmes, 1662);
- Клеант в пьесе «Тартюф» (Le Tartuffe, 1664) ;
- Филинт в пьесе «Мизантроп» (Le Misanthrope, 1666) ;
- Беральд в пьесе «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673).
Поскольку в XVII—XVIII вв. персонаж резонёра фигурировал довольно часто в репертуаре театра, это привело к появлению соответствующего амплуа актёра-резонёра.
В русском театре примером может служить:
- роль Сатина в пьесе Горького «На дне»;
- роль Стародума в пьесе «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
- роль Кулигина в пьесе «Гроза» А. Н. Островского;
- роль Чацкого в пьесе «Горе от ума».
В цирке
В цирке резонёром называют серьёзного собеседника клоуна, как правило, работающего в образе работника цирка. Часто в роли резонёра выступает шпрехшталмейстер.
В других областях
Неологизм в информатике «ризонер» (от англ. reasoner) — система логического вывода в семантических сетях.
См. также
Примечания
- ↑ «Литературная энциклопедия» . Дата обращения: 19 июля 2012. Архивировано 1 декабря 2012 года.
Литература
- Резонёр // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 320. — 509 с. — 300 000 экз.
- А. П. Варламова. Резонёр // Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев. СПб., 2005. Вып. 1. С. 187—188.