Распределенный образ жизни
Распределенный образ жизни — замкнутая система «материализованных связей», которая предполагает наличие нескольких альтернативных пространств для ведения хозяйственной деятельности и хранения результатов этой деятельности. Базовая цель распределенного образа жизни — обеспечение сохранности ресурсов перед внешней угрозой (чаще всего со стороны государства), путем распределения их в пространстве[1][2]. Основными элементами распределенного образа жизни являются квартира, дом, дача, огород, гараж, сарай, погреб, работная изба и т. п.
Изучение элементов распределенного образа жизни
Одним из первых элементы распределенного образа жизни попытался описать в середине 1990-х исследователь Владимир Вагин[3]. Он заметил, что владельцы частных домов, имевшие в своем распоряжении дом для жилья, приусадебный участок для выращивания овощей и фруктов, погреб для их хранения, гараж для хранения автомобиля, припасов или занятия промыслом, при осуществлении хозяйственных практик находятся в более выигрышном положении, нежели владельцы городской квартиры. При этом последние, в качестве «вынужденного ответа», стремятся завести себе дачу, сарай-стайку, гараж. Комбинацию этих объектов Владимир Вагин назвал «совокупным жильем»:
«Оно [совокупное жилье] с необходимостью объединяет территориально разобщенные компоненты. Таким образом, городская квартира является лишь частью жилого пространства городских семей. В символическое пространство городского домохозяйства вовлекаются, таким образом, садовые участки, места гаражных товариществ и отчасти дороги к этим „узлам совокупного жилья“»[3].
Фактически «совокупное жилье», служащее, по Вагину, для «самообеспечения и самообслуживания» домохозяйств, распределено в пространстве и именно между этими точками-узлами распределяется значительная часть жизни россиян.
Сам термин «распределенный образ жизни» введен социологом Симоном Кордонским, по мнению которого, распределенный образ жизни является «субститутом общества» в России, поскольку формирует определенную социальную структуру, и «на самом деле» (фактически) взаимодействует с административным рынком, в отличие от взаимодействия государства и общества «в реальности» (как это подается)[1].
По мнению ряда исследователей, формирование инфраструктуры распределенного образа жизни, продиктовано «мобилизационным характером российского общества» и связано с тем, что в отдельные моменты, когда государство не в состоянии качественно выполнить функции обеспечения населения, оно отдает эти функции на откуп населения[4][3]. При этом одной из проблем изучения данного феномена является отсутствие традиции и механизмов фиксации и памяти об истории элементов распределенного образа жизни[4].
Применение экономических индикаторов и критериев к феномену распределенного образа жизни, Симон Кордонский считает невозможным, поскольку экономика в данном случае — понятие из «реальности», а людям, живущим «на самом деле» распределенным образом жизни, «нужны гарантии выживания в их перманентном стремлении убежать от государства». Поэтому они готовы не считаться с издержками, «вкладывая в обеспечение этих гарантий свое время и деньги»[2].
«Распределив свою жизнь между городской квартирой и дачей, люди стали спокойнее относится к „реальности“, то есть к государству, его институтам и государственной службе. Они знают, что „на самом деле“ государство им уже не опасно, а с теми государственными людьми, которые имеют к ним претензии, всегда можно договориться, поторговавшись — естественно. Да и сами государственные люди, имеющие квартиры в городе и дачи в пригородах, живут точно так же, как и все другие и им всегда и все можно объяснить — но только если объяснение происходит „на самом деле“, а не „в реальности“»[1].
Распределенный образ жизни обладает также демографическим измерением: его функционирование интегрирует в единое целое «многопоколенческий тип семьи, распределенной по разным домам — дачам»[1]. Исследованию феномена «распределенного образа жизни» посвящен проект культуролога, профессора НИУ ВШЭ, эксперта Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Виталия Куренного «Распределенный образ жизни в российском моногороде»[5]. Подход Кордонского Куренной называет «эмансипаторно-либеральным». В дополнение к этому предлагается рассматривать распределенный образ жизни в рамках культурно-антропологического или культурно-смыслового подхода, не сводя его только к «рационально-экономическим мотивам»[6].
«Работа по формированию элементов совокупного жилья и деятельность в рамках структуры распределенного образа жизни является осмысленной формой жизни, наполненной смыслом жизненной практикой, позволяющей человеку реализовать субъективно-понятный смысл своего существования и собственных трудовых усилий, поддерживать коммуникацию, как с близкими людьми, так и в рамках различных ассоциативных связей. …Формирование распределенного образа жизни является ответом на запрос проживания осмысленной жизни, дефицит которой в российском обществе имеет драматический характер в силу жизненного опыта двух систем: опыта жизни в советском обществе, демагогически нацеленном на достижение разного рода утопических задач, и опыта жизни постсоветского периода»[6].
Среди тенденций последних лет, связанных с распределенным образом жизни, исследователь из Ульяновска Александр Павлов отмечает переход от распределенного к интегрированному жилью[7][8]. Активные городские жители, желающие заняться промыслом, стремятся приобрести частный дом в черте города или землю под индивидуальное жилое строительство. Дома таких людей сочетают в себе и жилье, и место работы, и место хранения:
«Основных поводов для выбора такой стратегии два — желание быть максимально независимым от государства (в том числе и от сферы ЖКХ, которую никто и не думает воспринимать как частный бизнес) и необходимость интеграции распределенного жилья для удобства ведения промыслов и выживания путем самообеспечения. Работную избу проще пристроить к собственному дому и спокойно работать, нежели ездить работать в гараж или на базу»[9].
Кроме того, ряд исследователей отмечают усиление реформаторские устремлений государства, расцениваемых, как «наведение порядка», и направленных на какой-либо элемент инфраструктуры распределенного образа жизни: выведение из тени гаражной экономики, дачная амнистия, гаражная амнистия и т. п. Из-за непонимания структуры феномена эти усилия не достигают своих результатов: «Все эти элементы формируют определенную целостность, по отдельности они могут исчезать, заменяться. Поэтому, например, в крупных городах удается сносить гаражи — просто их функции граждане переносят на свои дачные участки. Мало ли „ракушек“ стоит теперь на подмосковных огородах?»[10]. По мнению ряда экспертов, населению стоит дать возможность нормально эксплуатировать ту инфраструктуру, которая есть на данный момент[11][10].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Симон Кордонский / “В реальности” и “на самом деле” . www.ruthenia.ru. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Кордонский С.Г. Ресурсное государство: сборник статей. — М.: REGNUM, 2007. — 108 с.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Владимир Владимирович Вагин. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. — 1997. — Т. 6, вып. 4. — С. 53–88. — ISSN 1811-0398. Архивировано 11 апреля 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Роман Матвиенко: Распределенный образ жизни . УЛГРАД. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
- ↑ Распределенный образ жизни в российском моногороде — ХАМОВНИКИ . khamovniky.ru. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 Распределенный образ жизни (недоступная ссылка). mneti.org. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
- ↑ Сага о квадратном метре . ulgrad.ru. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
- ↑ Двухэтажная Россия . InLiberty. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
- ↑ Новые слободы: как место в пространстве становится равно статусу в государстве . УЛГРАД. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 15 октября 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 Афиша Город: Алло, гараж: как на самом деле выглядят общественные пространства в России – Архив . Афиша. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
- ↑ Территория автономии . lenta.ru. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.