Гаражная экономика

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Гаражная экономика — это разнообразная хозяйственная деятельность, сконцентрированная на территории гаражно-строительных кооперативов (ГСК)[1]. Часто под «гаражной экономикой» ошибочно понимают нелегальную, ненаблюдаемую, теневую экономику[2]. Если издержки на формальную легализацию (регистрация ООО или ИП) ниже, чем на деятельность без регистрации, гаражники официально регистрируют свою деятельность и действуют в формальном поле.

Реклама услуг гаражного мастера

История

В 1960-е годы в СССР начали возникать первые гаражно-строительные кооперативы. Постановление Совета министров РСФСР № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей — стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев»[3] разрешало организацию гаражно-строительных кооперативов по образу существовавших жилищных и дачных кооперативов. Граждане могли приобрести в постоянное пользование одно место в одном ГСК. В 1970—1980-е гг. благодаря появлению и распространению относительно доступных легковых автомобилей гаражно-строительные кооперативы стали появляться на окраинах многих советских городов. Тогда же начала возникать и гаражная экономика — отдельные члены кооперативов занимались оказанием услуг по ремонту автомобилей.

Пункт приёма металла

В 1980-е и 1990-е гг. благодаря появлению возможности строить гаражи не по типовым проектам, переходу права собственности на гараж от ГСК к гражданам-участникам кооператива, а также ослаблению контроля со стороны властей, на территориях гаражно-строительных кооперативов стало возможным осуществлять более разнообразную деятельность. Макроэкономическая обстановка — сокращение реальной заработной платы, рост безработицы — также стимулировал рост количества самозанятых, в том числе и в гаражной экономике[4][5].

Масштаб

Производственное ГСК

По результатам исследования «Гаражная экономика в российской провинции», проведённом в 2015—2016 годах[6], гаражная экономика присутствует во многих крупных городах России. Наибольшее количество «гаражников» присутствовало в Ульяновске (35 100 чел.), Тольятти (5460 чел.), Анапе (5205 чел.) и Набережных Челнах (2898 чел.)[7].

В Сочи и других курортных городах гаражи чаще всего переоборудуются в жилые помещения, либо для переселения владельцев туда и сдачи основного жилья в курортный период, либо наоборот, сдачи самого гаража[8][7].

Деятельность

Основными причинами, побуждающими людей к участию в гаражной экономике, являются потребность в деньгах для себя и семьи при невозможности найти подходящую работу, желание независимости и самореализации.

Как правило, гаражники работают в одиночку, реже встречаются формы артели и кооперации между несколькими гаражниками, распределённые мануфактуры. При необходимости в рабочей силе предпочитают привлекать родственников или подмастерьев, реже происходит наём посторонних.

Сбыт продукции и поиск клиентов осуществляется, как правило, посредством «сарафанного радио», дабы не привлекать внимания. Также используется Интернет: youtube-каналы[9], сайты бесплатных объявлений, профильные форумы и т. д.

Наиболее распространены следующие виды деятельности гаражной деятельности: • ремонт автомобилей, производство запасных частей, автосервис; • производство мебели и фурнитуры; • производство строительных материалов;

Жилой гараж-барак

• использование в качестве жилого помещения, предоставление в аренду.

Доход от некоторых видов деятельности (2015 год)[7]:

Вид деятельности Доход Примечания
Шиномонтаж 120-160 т.р. За 1 сезон
Автосервис 60-120 т.р. — провинция

90-300 т.р. — в Москве

На двоих работающих
Автоэлектрик 40-60 т.р. — провинция

70-100 т.р. — Москва

-
Мебель на заказ 25-40 т.р. В провинции, на одного рабочего
Автомойка 40-250 т.р. В провинции, на два поста
Производство бетонных блоков 20-40 т.р. На одного рабочего
Аренда жилого гаража 7-20 т.р./месяц Москва, Ханты-Мансийск
1000-5000/сутки Сочи и другие города юга РФ, в сезон

Регулирование

В настоящее время не существует единой политики в отношении гаражной экономики. Гаражно-строительные кооперативы, как юридические лица, подпадают только под действие ещё советского закона «О кооперации»[10]. В зависимости от региона и муниципалитета гаражникам может быть выгодно либо оставаться в тени, либо так или иначе легализироваться — например, через регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Некоторые города учитывают экономическую деятельность в ГСК в стратегиях развития малого бизнеса[11].

Юридические услуги

В июле 2016 года на экономическом совещании, на котором присутствовали министры, советники и региональные чиновники, Президент РФ Владимир Путин поручил найти способы решения проблемы теневой экономики и создать условия для малого бизнеса «не хуже, чем в гаражах»[2].

Бизнес-омбудсмен Борис Титов выдвигал предложения, направленные на легализацию части ненаблюдаемой экономики и, в частности, гаражной экономики, путём создания новой правовой формы бизнеса — «индивидуальный предприниматель без права найма работников». По оценкам Титова, это позволило бы увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России до 30 % к 2025 году. В 2015 году вклад этих видов бизнеса составлял 19,9 % по оценкам Росстата[12][13].

См. также

Примечания

  1. Сергей Селеев, Александр Павлов. Гаражники. — издание фонда поддержки социальных исследований "Хамовники". — Москва: Страна Оз, 2016. — С. 7. — 160 с. — ISBN 978-5-906139-07-8.
  2. 2,0 2,1 Bloomberg рассказал о желании Путина вывести из тени 30 млн россиян. РБК. Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  3. Постановление Совмина РСФСР от 24.09.1960 № 1475. www.libussr.ru. Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 15 мая 2018 года.
  4. «Наша реальность — это ответ на усилия государства» (рус.), InLiberty. Архивировано 28 сентября 2018 года. Дата обращения 27 сентября 2018.
  5. «Гаражная экономика» спасает россиян от нищеты и безработицы (рус.), Известия (19 апреля 2016). Архивировано 15 мая 2018 года. Дата обращения 15 мая 2018.
  6. Гаражная экономика в российской провинции. (недоступная ссылка). khamovniky.ru. Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 3 мая 2018 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 Если в шаблоне {{cite web}} задаётся параметр archiveurl=, должен задаваться и параметр archivedate=, и наоборот. Презентация итогов проекта "Гаражная экономика в российской провинции" (недоступная ссылка — история ). Фонд поддержки социальных исследований "Хамовники". Дата обращения: 2018-05-15 archiveurl= https://web.archive.org/web/20181024145622/http://khamovniky.ru/upload/iblock/152/152bea80dfe3ba9d015d2735f891def7.pdf. [ Архивировано] 24 октября 2018 года.
  8. Курортный гараж со всеми удобствами. Архивировано 25 января 2016 года. Дата обращения 15 мая 2018.
  9. Наиль Порошин. YouTube. Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 19 мая 2017 года.
  10. Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) "О кооперации в СССР" / КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 19 мая 2018 года.
  11. Прятки в особо крупных размерах // Журнал "Коммерсантъ Деньги". — 2016-05-16. — С. 15. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  12. Новикова, Инна. "Гаражная экономика" спасёт Россию? (рус.), Правда.Ру (26 июля 2016). Архивировано 27 мая 2018 года. Дата обращения 15 мая 2018.
  13. Ведомости. РБК узнал о предложениях Титова по обелению «гаражной экономики» (27 декабря 2017). Архивировано 27 мая 2018 года. Дата обращения 15 мая 2018.