Развлечение

Развлечения — деятельность, доставляющая удовольствие, позволяющая забыться, рассеяться, повеселиться[1].
Развлечения распространены во всём мире. Существуют свидетельства, что люди находили способы для развлечения на протяжении всей истории человечества. Огромное влияние на формирование и развитие отрасли развлечений оказали наука и технология[2].
История
В Древнем Риме было большое разнообразие развлечений — от простых домашних настольных игр и выхода в общественную баню (которая служила средством не только для поддержания гигиены, но и для рекреации) до просмотра театральных постановок или соревнований на арене[3].
Цари Ассирии и фараоны Египта любили проводить время за охотой. Спортивные развлечения, такие как борьба и бокс, были очень распространены в Древнем мире. Большими ценителями спорта были древние греки, проводившие Олимпийские игры. Атлеты, участвовавшие в соревнованиях были в большинстве своём любителями (профессиональный спорт с узкоспециализированными спортсменами сформировался в XX веке)[2].
Настольные игры, обычно изготовленные из камня, глины, костей, были распространены практически во всех древних цивилизациях. Часть традиционных настольных игр (например, шахматы, сёги, го и сянци) используются для проведения досуга и в настоящее время. Такие игры для детей, как игрушечный домик с мебелью и куколками или модели средств передвижения (корабликов и т.п.), также известны с древности[2].

Псалмы из Ветхого Завета, гимны Осирису и другим богам, «Илиада» и иные древние тексты свидетельствуют о том, что музыкальные развлечения — пение и игра на музыкальных инструментах — тоже повсеместно распространены с давних времён[2].
Ещё одним древним развлечением были массовые публичные зрелища с пиром и играми, которые вавилонские и древнеримские правители могли устраивать для народных масс, подчас разоряя государственную казну[2].
Влияние технологий
Начиная с древних времён, для создания средств развлечения использовались технологические инновации. Например, для греческих и римских спектаклей создавались платформы, в которых применялись передовые технологии — гидравлика, шарниры и т.д.[2]
С приходом индустриальной революции многие средства развлечения пошли в массовое производство и, перестав быть предметами роскоши, стали доступны широким слоям населения. Сокращение рабочих часов и дней привело к росту свободного времени у людей и, как следствие, к росту спроса на развлечения[2].

В XX-XXI веках благодаря технологическому развитию появилось много новых видов развлечений, не существовавших в древности:[2]
- радио,
- кино,
- телевидение,
- компьютерные игры,
- интернет с электронной почтой и чатами,
- виртуальная реальность.
Доступность компьютеров, мобильных телефонов, фото- и видеокамер, интернета дала толчок творческому самовыражению большого числа людей, которые стали вести блоги (публичные дневники) и влоги (видеоблоги), писать статьи и посты в соцсетях (что привело к децентрализации журналистики), публиковать для широкой аудитории свои фотографии, видео и аудиопроизведения[2].
Этические и психологические вопросы

Развитие развлекательных технологий, погружающих человека в «иную» реальность (например, объёмный звук, стереокино, виртуальная реальность и т.д.) и позволяющих «познавать мир», не выходя из дома и не соприкасаясь с окружающей средой, поднимает важные и неоднозначные этические и психологические вопросы о допустимости замены реального опыта на имитируемый. В частности, разнообразие форм развлечения может привести к появлению у человека как к зависимости от получения всё больших захватывающих впечатлений, так и к бегству от действительности[2]:
Многие люди, борющиеся с личными проблемами, ищут спасения и облегчения в мире фантазий, что делает их неспособными справиться со своими трудностями.
Различные реалити-шоу на телевидении и в интернете дают зрителям вуайеристские переживания. Сопереживая героям таких шоу и выражая им своё одобрение или неодобрение, люди ведут себя так же, как «император и толпа, которые определяли окончательную судьбу древних гладиаторов»[2].
Индустрия развлечений
Развлечения — международный, быстро меняющийся бизнес[4]. В середине 2000-х годов экономисты изучали следующие отрасли индустрии развлечений:[5]
- Телерадиовещание (телевидение, включая кабельное, и радио)
- Кино
- Игры (казино)
- Издательства (книги, журналы, газеты)
- Музыка (продажа записей, концерты)
- Культурные мероприятия (выставки, театры, клубы, etc.)
- Зрительские виды спорта
- Тематические парки
- Игрушки
- Видеоигры
В 2007 году общие потребительские расходы в мире на развлечения приближались к одному триллиону долларов США в год[6].
Примечания
- ↑ Развлечение // Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — 1-е изд.. — СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
- ↑ Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Cheek, 2022.
- ↑ Entertainment // World Eras (англ.). Encyclopedia.com (10 июня 2022). Дата обращения: 18 февраля 2025.
- ↑ Vogel, 2007, p. 493.
- ↑ Vogel, 2007, p. 9, 20.
- ↑ Vogel, 2007, p. xix.
Литература
- Cheek D. W. Entertainment // Encyclopedia of Science, Technology, and Ethics (англ.). Encyclopedia.com (10 января 2022). Дата обращения: 25 июня 2022.
- Vogel H. L. Entertainment Industry Economics: A Guide for Financial Analysis (англ.). — Cambridge University Press, 2007. — ISBN 9780521874854.
- Handbook of Research on the Impact of Culture and Society on the Entertainment Industry (англ.). — IGI Global, 2014. — ISBN 9781466661905.