Радуга (спускаемый аппарат)
Возвращаемая баллистическая капсула «Радуга» | |
---|---|
Заказчик | НПО «Энергия» |
Производитель | НПО «Энергия» |
Задачи | доставка груза с орбитальной станции на Землю |
Технические характеристики | |
Масса |
350 кг (без груза), масса возвращаемого груза – до 150 кг |
Размеры | длина -1470 мм |
Диаметр | 780 мм (максимальный) |
Возвращаемая баллистическая капсула «Радуга» — российский одноразовый космический аппарат для доставки груза с орбитальных станций на Землю. Разработана в НПО «Энергия» в 1990 году. ВБК доставлялись на орбитальную станцию «Мир» в грузовом отсеке транспортных грузовых кораблях «Прогресс М». После отстыковки корабля от станции на высоте 120 км ВБК с возвращаемым грузом автоматически выталкивалась из грузового отсека, совершала баллистическое торможение в атмосфере и на парашюте спускалась на Землю.
Всего за период с 1990 по 1994 год к орбитальной станции «Мир» было проведено девять запусков кораблей «Прогресс — М» с ВБК «Радуга», одна из них после возвращения не была найдена.
История
В советское время для возвращения отечественных полезных грузов с орбитальных станций использовались только пилотируемые космические корабли «Союз», но они не имели достаточных возможностей по объёму и грузоподъемности возвращаемого груза[1][2].
В январе 1989 года в НПО «Энергия» был разработан эскизный проект возвращаемой баллистической капсулы, а к концу 1990 года изготовлена первая капсула. В разработке эскизного проекта капсулы принимали участие проектные отделы НПО «Энергия» под руководством К. П. Феоктистова, В. А. Овсянникова, Л. И. Дульнева, Г. И. Казаринова, а также ведущие конструкторы Г. Г. Табаков и Е. П. Вяткин[3].
Внешне ВБК представляла собой цилиндр со сферическим носом и конусной «юбкой» сзади. Длина капсулы составляла 1470 мм, максимальный диаметр (по «юбке») — 780 мм. Масса капсулы без груза — 350 кг. ВБК способна была доставлять на Землю до 150 кг груза[1][4].
ВБК размещалась в грузовом отсеке ТКГ «Прогресс М». После стыковки корабля с космической станцией и разгрузки «Прогресса М» экипаж станции загружал возвращаемые грузы в капсулу. Затем ВБК переводилась космонавтами из транспортного положения в положение для отстрела. После отделения «Прогресса М» от станции и выдачи тормозного импульса, ВБК выталкивалась пружинами из грузового отсека корабля, совершала баллистическое торможение в атмосфере и приземлялась на парашюте с высоты 11-17 км со скоростью 8 м/с. Точность приземления вдоль по трассе составляла ± 125 км и боковой разброс ± 15 км. Ударные перегрузки при приземлении капсулы составляли до 100 g[1][4][5].
Во время седьмой космической экспедиции на станцию «Мир» была впервые испытана возвращаемая капсула для доставки на Землю результатов исследований на борту станции. При спуске 28 ноября 1990 года в капсуле находилось 26 кг фотопленки, отснятой на фотокомплексе «Природа-5». Остальной объём капсулы занимала телеметрическая аппаратура для регистрации параметров спуска[1][6].
В 1990—1994 годах было выведено на орбиту девять капсул, с помощью которых со станции «Мир» на Землю было доставлено более 500 кг материалов с результатами научных исследований и работ (фото- и киноматериалы, медицинские и биологические препараты, кристаллы, выращенные в условиях микрогравитации и др.). Одна капсула после возвращения 7 мая 1991 года не была найдена[3][5].
ВБК «Радуга» явилась на период конца 1990-х годов единственным средством доставки груза с орбиты на Землю[2].
Запуски грузовых кораблей «Прогресс М» с ВБК «Радуга» (1990—1994)
Запуски кораблей «Прогресс М» с ВБК «Радуга» | ||||
---|---|---|---|---|
№ | Грузовой корабль доставки | Дата запуска космического аппарата | Дата завершения полёта | Примечание |
1 | Прогресс М-5 | 27 сентября 1990 года | 28 ноября 1990 года | Первый запуск ВБК, на Землю доставлено 26 кг фотоплёнки, отснятой на фотокомплексе «Природа-5» |
2 | Прогресс М-7 | 19 марта 1991 года | 7 мая 1991 года | ВБК не была найдена после возвращения.
При подготовке капсулы к спуску экипажем ДОС были допущены ошибки, которые, привели к разрушению ВБК в атмосфере. |
3 | Прогресс М-9 | 20 августа 1991 года | 30 сентября 1991 года | |
4 | Прогресс М-10 | 17 октября 1991 года | 20 января 1992 года | |
5 | Прогресс М-14 | 15 августа 1992 года | 21 октября 1992 года | |
6 | Прогресс М-18 | 22 мая 1993 года | 4 июля 1993 года | |
7 | Прогресс М-19 | 10 августа 1993 года | 12 октября 1993 года | |
8 | Прогресс М-20 | 11 октября 1993 года | 21 ноября 1993 года | |
9 | Прогресс М-23 | 22 мая 1994 года | 2 июля 1994 года |
Варианты капсулы «Радуга»
Успешное выполнение программы возвращения полезных грузов со станции «Мир» с помощью возвращаемой баллистической капсулы «Радуга» привлекли к ней внимание зарубежных государств, где разрабатывались подобные проекты капсул «Карина» (Франция) и «Экспресс» (Германия). В НПО «Энергия» обратились сразу несколько западноевропейских фирм с предложением на базе возвращаемой капсулы «Радуга» спроектировать автономный малоразмерный космический аппарат для проведения ряда экспериментов с аппаратурой Японии и Германии. НПО «Энергия» принимала участие в 1992 году в конкурсе, проводимом Европейским космическим агентством по разработке возвращаемого орбитального малого аппарата. Однако организаторы конкурса отдали предпочтение проекту космического аппарата «Экспресс», разработанному конструкторским бюро «Салют» (с 1993 года вошло в Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева). Проведённый в 1995 году запуск аппарата «Экспресс» окончился неудачей[3].
НПО «Энергия» разработало несколько модификаций ВБК «Радуга» для выполнения различных технологических экспериментов в невесомости с последующим возвращением получаемых результатов этих исследований на Землю. Модифицированные ВБК, получившие название орбитальные малые аппараты (ОМА), должны были оснащаться приборно-агрегатными отсеками и выводиться на орбиту высотой 350—800 км ракетами-носителями «Космос-3М» и «Циклон»[4].
Размеры возвращаемых аппаратов ОМА, предназначенных для запусков РН «Космос-3М», были схожи с ВБК «Радуга». ОМА, разрабатывавшийся для запуска РН «Циклон», должен был иметь увеличенные почти вдвое размеры и массу. Капсулу планировалось оснастить двигателями мягкой посадки для снижения ударных перегрузок при приземлении до 20g. Космический аппарат планировалось выводить на круговую орбиту высотой 800 км[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Мировая пилотируемая космонавтика, 2005, с. 472.
- ↑ 2,0 2,1 Карфидов, 2021, с. 203.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Коллектив авторов. Станция «Мир» // Ракетно-космическая корпорация «Энергия» 1946—1996 / Главный редактор Семенов Ю. П.. — М.: РКК «Энергия», 1996.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Карфидов, 2021, с. 204.
- ↑ 5,0 5,1 Гудилин В. Е. Ракетно-космические системы (История. Развитие. Перспективы) / В. Е. Гудилин, Л. И. Слабкий.. — М., 1996.Архивная копия от 30 апреля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Развитие отечественных программ пилотируемых полетов . energia.ru. Дата обращения: 1 января 2025.
Ссылки
- И. Б. Афанасьев, Ю. М. Батурин, А. Г. Белозёрский и др. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. — Москва: «РТСофт», 2005. — 752 с. — ISBN 5-9900271-2-5.
- Карфидов В. Ю. Отряды космонавтов // Космонавтика. Краткий справочник в 6-ти томах . — Люберцы, 2021. — Т. 1. Космонавтика СССР / России. — 768 с.
- Легостаев В. П. и др. Возвращаемая баллистическая капсула «Радуга» НПО «Энергия». Сериал Ракетно-космическая техника. — М.: Машиностроение, ЦНТИ «Поиск», 1994.
- Московский международный авиационно-космический салон, «Афрус» ИПТК "Лагос, 1995, с. 194—195.