Радение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Раде́ние — форма коллективного богослужения у некоторых направлений духовных христиан (хлысты, скопцы, молокане-прыгуны и др.), характеризующаяся исполнением эмоциональных песнопений и ритуальных танцев, как правило, связанных с круговым движением, с целью приведения участников в экстатическое состояние.

Помимо применения в отношении упомянутых христианских течений, термин «радение» используется в религиоведческой литературе применительно к близким по содержанию ритуалам в других религиозных конфессиях, в частности, к ритуалу сама в суфизме[1][2].

Происхождение

Ясного представления о происхождении традиции проведения и техники радений на данный момент нет. Существует ряд гипотез:

Формы проведения

Радение хлыстов

Как правило, радения организовывались в ночь накануне некоторых праздников православной церкви, а также дат, отмечаемых сторонниками соответствующего религиозного направления (у скопцов — день наказания К. Селиванова 15 сентября, у хлыстов — знаменательные дни из жизни их основателей И. Суслова и Д. Филиппова). Собрания организовывались в особых помещениях, именовавшихся «Сионскою горницей», «Иерусалимом», «домом Давидовым». В ходе радения зачитывались отрывки из Библии и святоотеческой литературы, сказания из жизни основателей духовного христианства, исполнялись православные песнопения и сочиненные самими духовными христианами «распевцы» и «стихи», совершались моления перед иконами[17][18]. Участники одевались в специальную богослужебную одежду, включавшую в себя длинную белую рубаху и совершали особые ритуальные действия, выражавшиеся в синхронном передвижении по помещению.

У хлыстов и скопцов выделяются не менее восьми[19] способов радений:

  • «в одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» кружились на одном месте с ускорением;
  • «в схватку»: двое (обычно мужчина и женщина) обнимаются и начинают кружиться по всему пространству комнаты;
  • «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
  • «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
  • «круговое»: проводилось аналогично «одиночному», с той разницей, что в нем принимали участие все собравшиеся, выстроившись двумя кругами: круг мужчин кружился направо, а круг женщин налево;
  • «в расходку» («крестиком», «Петров крест»): 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, припрыгивая, крестообразно менялись местами;
  • «ткать цветы и ленточки» («экосеза»): три человека становятся напротив других трех и перебегают между друг другом с одной стороны на другую;
  • «уголышком»: в каждом углу комнаты становятся по одному, по два, по три человека и более; перебегают из одного угла в другой, немного постоят, потрясутся и бегут обратно.

У телешей

Согласно ряду утверждений, представители одной из разновидностей хлыстовства, телеши (от «телешиться» — раздеваться[20]), проводили радения обнажёнными[21][22].

В политике

«Почему мы сейчас должны пойти и взять на вооружение джазовскую музыку? Скажут, что это новшество. А как тогда называется этот танец?.. Свист или вист? Твист? Ну а что это?!! Говорят, есть секта — трясуны. Да-да, есть такая. Трясуны!!! Я знаю это по произведениям чекистов. Они этим занимаются. Я их (трясунов) не видел, но они (чекисты) мне докладывали, что это за секция... Говорят, там так танцуют!!! То есть до исступления, понимаете ли. Потом падают, понимаете ли. И это танец?!!».

Н. С. Хрущёв. Выступление на встрече с интеллигенцией в Доме приёмов ЦК КПСС 17 декабря 1962 года[23].

Примечания

  1. «В суфийскую практику Руми активно вводит сама — радения под музыку с пением и декламацией стихов, включавшие в себя танец как важный элемент психотехники» (с. 367); «Коллективные зикры отправлялись только громким голосом в ночь на пятницу (священный день у мусульман) или во время радений (сама)» (с. 371); «Другой формой коллективной психотехники были радения (сама), «блаженные слушания», то есть молитвенные собрания, предполагавшие распевание мистических стихов (например, Джалал ад-дина Руми)» (с. 372). Торчинов Е. А. «Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника». Санкт-Петербург, «Петербургское Востоковедение», 1997. ISBN 5-85803-078-5.
  2. «Формулу зикра, которую следовало хранить в тайне, мурид получал в устной форме от своего духовного наставника при посвящении, во время сеансов мистических радений (ас-сама‘ ) она чередовалась с текстом «слушания» (§ 1); «Мистические радения, или «слушание» (السماع ас-сама‘ ), — отличительная черта суфийской практики, «врата в экстаз» (§ 2); «Мистический экстаз, транс (الوجد ал-ваджд) — особое экстатическое состояние, вызываемое с помощью сеанса радения (ас-сама‘)» (§ 3); «Ад-Дарбанди (Райхан, 110б) признает, что ношение рубища должно ограничиваться исключительно рамками церемониального использования, а именно обряда мистических радений (ас-сама‘ ), а для всех остальных случаев «нет для хирки оснований ни в шари‘ате, ни в тарикате» (§ 7). Аликберов А. К. «Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.)» / А. К. Аликберов. Ответственный редактор С. М. Прозоров — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с: ил., карты. — (Культура народов Востока : Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). — ISBN 5-02-018190-0 (в пер.). Часть третья. Глава IX. «Суфийская практика».
  3. Щапов А. П. Умственное направление русского раскола. — Собр. сочинений: в 3 т. — СПб., 1906. — Т. 1.
  4. Попов С. Н. Русский гносис: общины христововеров // Теология и религиоведение: сб. науч. ст. — Барнаул, 2002. — Вып. 1.
  5. «Сектанты-хлысты на Южном Урале».. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  6. Д. В. Волков, «История христианства».. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 25 апреля 2016 года.
  7. Миссионерский отдел Одесской епархии. (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  8. Св. Григорий Богослов, «Слова (гомилии)», Слово 38.. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  9. Св. Амросий Медиоланский, «О покаянии две книги», книга 2, глава 6.. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  10. Св. Исаак Сирин, «Слова подвижнические. Слово 11».. Дата обращения: 4 августа 2016. Архивировано 11 августа 2016 года.
  11. «Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина».. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  12. «Мы предстали пред Богом прославлять Его». Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 18 апреля 2016 года.
  13. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Часть 1, Выпуск 1. Сергиев Посад, типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908 г. С. 135-136.
  14. 14,0 14,1 П. И. Мельников-Печерский, «Тайные секты».. Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.
  15. Karl Konrad Grass. Die russischen Sekten. 2 Bände. Hinrichs, Leipzig 1907–1914 (Nachdruck: Zentralantiquariat der DDR, Leipzig 1966). Band 1: Die Gottesleute oder Chlüsten nebst Skakunen, Maljowanzü, Panijaschkowzü u. a. 1907. Seite 304.
  16. Кондратьев А. В. Психотехники русских мистических сект. М.: Белые альвы, 2015. - 124 с. ISBN 978-5-91464-120-4
  17. «И встав, все перед святыми иконами молились двуперстным сложением с час». Чистович И. А., «Дело о богопротивных сборищах и действиях». М., 1887. С. 17.
  18. «Баканов, став пред иконами, совершил три поясных поклона <...> После обряда прощения, старший пророк корабля Баканова Василий Блаженный внес в «собор» дымящуюся ладаном ручную кадильницу, приняв которую, Баканов совершил троекратное каждение пред иконами <...> Совершив три земных поклона пред иконами и один с обычным «простите Христа ради» пред собранием, Василий махнул «крылом архангела» <...> Но вот Василий перекрестился к иконе и, оборотясь лицом к средине круга, пустился прыгать с одной стороны в другую <...> Пророк, получивший духа, стал лицом к иконам и, совершив трижды крестное знамение, обратился уже громким голосом к народу: «Христос воскрес из рая, о, живой Бог, Судия»! <...> После чего обратился к иконам и стал креститься <...>». Кальнев М. А., «На радении у хлыстов». Архивная копия от 16 февраля 2020 на Wayback Machine
  19. Кутепов К. В. «Секты хлыстов и скопцов». Казань, типография Императорского университета, 1882. — 576+2 с. — (Магистерская диссертация). С. 490-497.
  20. «Словарь русских народных говоров». Главный редактор Ф. П. Сорокалетов. М., Институт лингвистических исследований РАН, «Наука», 2011. ISBN 5020278947. Выпуск 44. ISBN 9785020382756. С. 9.
  21. С. В. Булгаков, «Справочник по ересям, сектам и расколам». Архивная копия от 26 сентября 2019 на Wayback Machine
  22. Хлысты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  23. «Как нам было страшно!». Дата обращения: 21 июля 2020. Архивировано 19 сентября 2020 года.

Литература

  • Берман А.Г. Мистические секты в Среднем Поволжье в XVIII-XX веке. Чебоксары, 2004.
  • Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
  • Панченко А.А. Хлыстовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002;
  • Панченко А.А. Сборник Василия Степанова // Отреченное чтение в России XVII -XVIII вв. С.467-518.
  • Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное: скопческий путь к искуплению. М., 2002.