Пять Ковшей Риса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чжан Даолин, первый небесный наставник

Пять Ковшей Риса (кит. упр. 五斗米道, пиньинь Wǔ Dǒu Mǐ Dào, палл. У доу ми дао) — даосская община на территории провинции Сычуань, которую организовал патриарх Чжан Даолин после 142 г., в дальнейшем выросла и стала именоваться Школой Небесных Наставников. Название произошло от вступительного взноса в общину — пяти доу (ковш, единица измерения) риса для новых адептов. Особенностью новой религии стал отказ от жертвоприношений пищи и животных.

История

В 142 году лично Лао-цзы встретился с Чжан Даолином на горе Хэмин, рассказав ему о смене эпох и наступлении новой эры Великого Мира. Лао-цзы объяснил ему, что по этой причине он обрёл следующее рождение, образовав «Истинное Одно, единосущное с [высшими] Силами» («Чжэнъи мэн вэй»). В результате этого Чжан Даолин и его последователи получают поддержку небесных сил, управляющих судьбами человечества.

Его школа получила название Пять Ковшей Риса, потому что он ввёл вступительный взнос из пяти ковшей риса, этот взнос соотносился с Великим Ковшом (Созвездием Большой Медведицы, обителью бессмертных). При патриархе Чжан Лу школа укрепилась в долине Ханьчжун современной провинции Шэньси, на пути к провинции Сычуань .

В 156 году Чжан Дао Лин передал своему сыну Чжан Хэну реликвии (свою печать, нефритовое зеркало, два меча и священные тексты) и отправился в край бессмертных. Школой стали управлять его сын Чжан Хэн и его внук Чжан Лу (кит. 张鲁).

За появлением школы последовало восстание Жёлтых повязок, организованное школой Тайпиндао в центральном и восточном Китае, это восстание было поддержано школой Пять Ковшей Риса. Правительство называло эти школы рисовыми бандитами.

Особенности школы

Школа Пяти Ковшей Риса была связана с местными верованиями малых племён древнего юго-восточного Китая. В этой традиции почитались Три Небесных Представителя — Небо, Земля и Вода, возникновение этого культа относится ко временам Фу Цзяня (правителя государства Ранняя Цинь народности ди) и Яо Чана (правителя государства Поздняя Цинь народности цян). В конце ханьского периода правления Цян и Ди стали интенсивно мигрировать на север, где по-видимому смогли детально ознакомиться с философскими доктринами даосизма и с Лао-цзы и учением о бессмертии.

Чжан Даолин, Чжан Хэн и Чжан Лу являются тремя наставниками школы. Чжан Лу, создавший в Ханьчжуне даосское теократическое государство, расширил школу, и возникшая Школа Небесных Наставников продолжила традицию.

Литература