Противостояние (игра)
Противостояние | |
---|---|
Разработчик | Наши игры |
Издатель |
ДОКА Mindscape Entertainment |
Серия | Противостояние |
Дата выпуска |
1996 1997 |
Жанр | тактика в реальном времени, варгейм |
Создатели | |
Продюсер | Виктор Винокуров |
Программист | Виктор Стрельцов |
Художник | Глеб Кузнецов, Юрий Елшин, Виктор Стрельцов |
Композитор | Игорь Ржевкин |
Технические данные | |
Платформа | MS-DOS |
Режим игры |
Однопользовательский, многопользовательский (с дополнением «Опалённый снег») |
Язык интерфейса | русский |
Носитель | компакт-диск |
Управление |
клавиатура, компьютерная мышь |
«Противостояние» — компьютерная игра в жанре тактической стратегии в реальном времени на тему Великой Отечественной войны. Разработана российской компанией «Наши игры» и выпущена издателем «ДОКА» в 1996 году для MS-DOS. За пределами России игра была выпущена компанией Mindscape в 1997 году на английском языке под названием Counter Action и на немецком языке под названием Ostfront.
«Противостояние» было хорошо встречено российской игровой прессой и стала лауреатом нескольких наград, включая победы в нескольких номинациях на фестивале компьютерной графики и анимации «Аниграф’97». За пределами России игра получила смешанные и негативные отзывы. Как российские, так и зарубежные критики сравнивали «Противостояние» с ближайшим конкурентом по жанру Close Combat и отмечали сходство с Command & Conquer. Игра стала большим коммерческим успехом и дала начало одноимённой серии.
Игровой процесс
«Противостояние» представляет собой тактическую стратегию в реальном времени[1] с перспективой вида сверху и повествует о битвах Великой Отечественной войны. Играть можно как за Красную армию, так и за вермахт. Игровой процесс состоит исключительно в боевых действиях, строительства и управления ресурсами не предусмотрено. Возможности расставить юнитов перед боем тоже не предоставляется, но в зависимости от условий миссии игрок может запрашивать подкрепление до 4 раз[2]. Запас снарядов у боевых единиц конечен, но при этом некоторые юниты обладают несколькими видами вооружения[3].
Боевые единицы в игре делятся на 8 условных групп: танки, пехота, артиллерия, гаубицы, транспорты, «Катюши», передвижные зенитки и легковые автомобили. Юниты можно объединять в группы либо содержащие единицы одного класса, либо состоящие из определённых комбинаций, таких как танки с пехотой или передвижные зенитки, транспорты и легковые автомобили. Юнитам и группам можно давать различные приказы, специфические для каждого рода войск[4]. Вся военная техника в игре воспроизводит реальное вооружение СССР и Германии времён Второй мировой войны[5].
Перед стартом каждого сценария игроку даётся описание текущей ситуации, задание, а также показывается карта с возможными путями нападения противника. Миссии в сценариях могут быть различными: оборона мостов и населённых пунктов, эвакуация или наступление. По мере продвижения в распоряжение игрока поступают новые боевые единицы[2].
Сюжет
Однопользовательская игра состоит из двух кампаний: за Третий рейх и за Советский Союз. Каждая из них содержит 14 сценариев для последовательного прохождения[2].
Кампания за СССР начинается с задания спасти генерала Кучумова, оказавшегося в непосредственной близости от линии фронта. За ней следует серия миссий, включающая оборону стратегических объектов, таких как заводы и орудия береговой артиллерии, освобождение занятого немцами Крыма и форсирование реки Днепр. Кампания заканчивается взятием села Внуковичи и восстановлением границы СССР[6].
Немецкая кампания начинается с успешного наступления Германии на СССР. Первые миссии сконцентрированы на уничтожении складов, заводов, нанесении упреждающих ударов, защите прибывшего бронепоезда с боеприпасами и столкновении с отступающими войсками Красной армии. Последующие миссии включают подавление сопротивления на юге Сталинграда и уничтожение конвоя с продовольствием, который пытается проникнуть в находящийся в блокаде Ленинград. Заключительной миссией кампании является уничтожение высшего командования Красной армии, находящегося в военном городке недалеко от Москвы[7].
Разработка и выпуск
Игра была создана группой разработчиков «Наши Игры» из Санкт-Петербурга. Продюсером Противостояния выступил Виктор Винокуров, автором основной программы был Виктор Стрельцов, графику создали Глеб Кузнецов, Юрий Елшин и Виктор Стрельцов. Музыкальное сопровождение было написано Игорем Ржевкиным[8]. Игровая графика была нарисована вручную, а межуровневые видеоролики выполнены в 3D[9]. Для создания трёхмерной графики использовалась программа 3D Studio[3].
Противостояние было анонсировано издателем «ДОКА Медиа» на выставке «Софтул» в 1996 году[9]. По заявлению директора программных разработок «ДОКА Медиа» Константина Шевчука, несколько других компаний пытались перекупить лицензию на игру у «Наших Игр», предлагая им больше денег, но разработчики приняли решение не менять издателя. В интервью журналу «PRO Игры» Шевчук выразил свою уверенность в том, что игра станет хитом в России[10].
Работа над «Противостоянием» была закончена в середине ноября 1996 года, и игра была выпущена в России в том же году в декабре[11][12][13][14]. За пределами России в странах Европы игра была издана компанией Mindscape в 1997 году[11][15] под названием Counter Action на английском языке[15] и Ostfront на немецком языке[16].
По заявлению компании «ДОКА Медиа», за 1997 год было продано 21 000 копий игры[17].
Дополнения
В мае 1997 года вышло официальное дополнение к «Противостоянию», получившее название «Противостояние: Опалённый снег». В дополнение вошли 14 новых одиночных миссий, действие которых происходит зимой, появились новые юниты и возможность захвата вражеской техники. Помимо этого, дополнение добавило в игру многопользовательский режим и 45 сетевых миссий[18][19].
В конце декабря 1997 года в продажу поступило специальное издание «Противостояния» под названием «Противостояние. Военная хроника». В него вошла оригинальная игра с дополнением «Опалённый снег». Помимо них в игру были добавлены 10 новых одиночных миссий, новые анимационные ролики и аудиотреки. В комплект с игрой вошли сувениры и плакат, а на диске были размещены дополнительные материалы[17].
Продолжение
Несмотря на то, что прямого сиквела «Противостояние» так и не получило, продолжение под названием «Противостояние 2» находилось в разработке в 1997 году. Эскизы боевой техники, созданные для второй части, были размещены на диске с «Противостоянием. Военной хроникой» в качестве дополнительных материалов[17]. В сентябре 1997 года руководитель направления игровых и мультимедийных продуктов компании «1C», которая являлась дистрибьютором оригинальной игры[20], Юрий Мирошников сказал в интервью изданию CRN/RE, что с «ДОКА Медиа» ведутся переговоры по поводу «Противостояния 2»[21].
В 1999 году бывшие сотрудники «Наших игр» основали студию Fireglow Games и в 2000 году выпустили первую игру из серии Sudden Strike. В России Sudden Strike и Sudden Strike 2 были изданы под названиями «Противостояние 3» и «Противостояние 4» компанией «Руссобит-М», которая владела правами на торговую марку «Противостояние». Позднее Fireglow Games сменили российского издателя, и последующие игры серии Sudden Strike издавались в России под своими оригинальными названиями. Компания «Руссобит-М» продолжила издавать игры в серии «Противостояние», созданные разными разработчиками[22][23].
Отзывы
Рецензии | |
---|---|
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
«Страна игр» | 8/10[24] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Joystiq | 60%[25] |
PC Gamer (UK) | 56%[15] |
Gen4 | [26] |
PC Player | 18%[16] |
Награды | |
Издание | Награда |
Магазин игрушек | Наш выбор[2] |
«Аниграф’97» | Приз зрительских симпатий[27] |
«Аниграф’97» | Лучшая анимация[27] |
«Аниграф’97» | Лучшая многопользовательская игра[27] |
Мнения критиков о «Противостоянии» разделились. Российские издания высоко оценили игру, назвав её одной из первых отечественных компьютерных стратегических игр мирового уровня[2][24]. Отзывы зарубежных журналистов разнились от сдержанных[15][25] до резко негативных[16].
«Противостояние» получило награду «Наш выбор» от российского журнала «Магазин игрушек». По мнению обозревателя журнала Виктора Кочурова, «„Противостояние“ — отлично сбалансированная игра, играбельность которой хороша в той же степени, что и техническое воплощение». В своей рецензии он сравнил игру с Close Combat, но отметил, что «Противостояние» намного проще и доступнее в освоении[2]. Сергей Лосев из «Страны игр» охарактеризовал «Противостояние» как «лучшую игру реального времени на историческую тематику». Из недостатков он отметил отсутствие многопользовательской игры и неудобное автоматическое прокручивание карты[24]. Обозреватель российского журнала «PRO игры» тоже назвал одним из главных минусов игры отсутствие мультиплеера, а также раскритиковал отсутствие разных моделей поведения боевых единиц и отсутствие у них какого-либо боевого порядка. Тем не менее, он отметил, что это компенсируется разнообразием родов войск и вооружений. В заключении своей рецензии он написал, что «для первого блина <…> „Наши игры“ проявили себя самым оптимальным образом»[3].
Рецензент британского журнала PC Gamer Стив Фарагер дал игре сдержанный отзыв. В своей статье он написал, что игровая механика идентична Command & Conquer, но при этом отсутствуют её самые приятные аспекты — управление ресурсами и мультиплеер. Он также отметил, что в сравнении с Close Combat, которая старалась максимально точно воспроизвести реальные события, «Противостояние» обходится с историческими фактами слишком вольно[15]. Боб Арктор из французского журнала Joystick назвал игру скучной, но при этом похвалил её оформление и спрайты[25]. Люк-Сантьяго Родригес из другого французского издания Gen4[фр.] заключил, что устаревший геймплей не может составить конкуренцию Close Combat[26]. Резко негативную рецензию на «Противостояние» написал Манфред Дуй из немецкого журнала PC Player[нем.]. Он раскритиковал скучный игровой процесс, инертное управление, глупый искусственный интеллект и однообразную зелёную цветовую гамму, в которой, по его мнению, сложно заметить юнитов[16].
Игра получила приз зрительских симпатий и была удостоена наград за лучшую анимацию и за лучшую многопользовательскую игру на фестивале компьютерной графики и анимации «Аниграф’97»[27].
Примечания
- ↑ Суховеев, Вадим. Стратегия: история не детских игр // Компьютер-Информ : газета. — 1997. — № 21.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Кочуров, Владимир. «Противостояние». Красное знамя над Рейхстагом // Game.EXE : журнал. — 1996. — Октябрь (№ 10). — С. 30—32.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Дан. Противостояние // Pro Игры : журнал. — 1996. — № 9—10. — С. 33.
- ↑ Руководство пользователя, 1998, pp. 16—21.
- ↑ Руководство пользователя, 1998, p. 2.
- ↑ Наши Игры, Противостояние. Изд. ДОКА Медиа. MS-DOS (2006). Уровень/зона: Кампания за СССР. (рус.)
- ↑ Наши Игры, Противостояние. Изд. ДОКА Медиа. MS-DOS (2006). Уровень/зона: Кампания за Германию. (рус.)
- ↑ Руководство пользователя, 1998, p. 34.
- ↑ 9,0 9,1 Российские новости№ 8. — С. 22. // Pro Игры : журнал. — 1996. —
- ↑ Перспективы компьютерного бизнеса в России — глазами «Эксперта» // Pro Игры : журнал. — 1996. — № 9—10. — С. 13—17.
- ↑ 11,0 11,1 Самойлов et al., 1997, p. 16.
- ↑ WWW сервер компании ДОКА! . ДОКА (1997). Дата обращения: 11 мая 2021.
- ↑ Российские новости // Pro Игры : журнал. — 1996. — № 9—10. — С. 31.
- ↑ Противостояние: Дополнительные миссии // Страна Игр : журнал. — 1997. — Март (№ 11). — С. 9. — ISSN 1609-1035.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Faragher, Steve. Counter Action [Review] (англ.) // PC Gamer. — 1997. — Vol. 45, no. 7. — P. 122. — ISSN 1351-3540.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 Duy, Manfred. Ostfront (нем.) // PC Player : журнал. — 1998. — Februar. — S. 173.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 ДОКА Медиа // Навигатор игрового мира : журнал. — 1998. — Январь (№ 9). — С. 9. — ISSN 1680-3264.
- ↑ Опалённый снег // Страна игр. — 1997. — Август (№ 15). — С. 110—113. — ISSN 1609-1035.
- ↑ Противостояние. Опалённый снег . 1С (1997). Дата обращения: 9 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
- ↑ DOC011-C Противостояние // Справочник по программным продуктам, распространяемым дилерами “1С” . — Москва: 1С, 1997. — С. 88—89. — 98 с.
- ↑ «Просто безумие какое-то...» // CRN/RE. — 1997. — 10 сентября (т. 27, № 16).
- ↑ Денис Давыдов. Превью игры Sudden Strike (недоступная ссылка). Absolute Games (1 июня 2000). Дата обращения: 9 февраля 2018. Архивировано 10 февраля 2018 года.
- ↑ Сергей Пименов. Возрождённый Sudden Strike и история серии . Zone of Games (29 августа 2016). Дата обращения: 12 мая 2021. Архивировано 12 мая 2021 года.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Лосев, Сергей. Противостояние // Страна игр. — 1997. — Февраль (№ 10). — С. 46—47. — ISSN 1609-1035.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 Arctor, Bob. Counter Action (фр.) // Joystick : журнал. — 1997. — No 84. — P. 123. — ISSN 1145-4806.
- ↑ 26,0 26,1 Rodriguez, Luc-Santiago. Counter-Action: La Contre Attaque (фр.) // Gen4 : журнал. — 1997. — Juin (no 101). — P. 208—209.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 27,3 Призы // Страна игр. — 1997. — Июль (№ 14). — С. 9. — ISSN 1609-1035.
Литература
- Противостояние Военная Хроника. Руководство пользователя . — Дока, 1998. — 38 с.
- Иван Самойлов et al. Clone & Conquer? История и перспективы жанра real-tile стратегии // Навигатор игрового мира : журнал. — 1997. — Сентябрь (№ 6). — С. 8—19. — ISSN 1680-3264.