Приморский парк (Лиепая)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Приморский парк
латыш. Jūrmalas parks
Аллея с видом на памятник погибшим морякамАллея с видом на памятник погибшим морякам
Координаты 56°30′17″ с. ш. 20°59′46″ в. д.HGЯO
Расположение
Страны  Латвия
Город Лиепая
Основная информация
Площадь 50 га
Приморский парк (Латвия)
Точка
Приморский парк
Приморский парк, Латвия

Примо́рский парк в Ли́епае (латыш. Jūrmalas parks) — крупнейший искусственно созданный парк на береговой полосе Балтийского моря, простирающийся от Южного мола до Юго-Западного жилого района города Лиепаи. Парк длиной в 3 километра занимает 50 гектаров, в нём произрастает 140 местных и интродуцированных видов деревьев.

Созданный в XIX веке, парк сегодня включает футбольные и баскетбольные поля, детскую игровую площадку, теннисный корт, концертный зал «Pūt, vējiņi!», летнее кафе и поле для мини-гольфа. В его создании использованы не только зелёные насаждения, но и малые формы архитектуры и фонтаны[1].

История создания

Портовый город Либау в первой половине XIX века быстро развивался: сообщение между южной и северной частями города улучшилось после постройки деревянного моста (1830) через Морской канал-гавань (ныне Торговый канал), защищённого от весеннего ледохода пятью деревянными ледоломами (1838)[2]. Ещё в конце XVIII века в городе были открыты серные источники для ванн, а в 1830 году Либау посетили 300 отдыхающих из-за границы. В 1834 году на морском побережье открылось частная купальня Мерби с холодными и горячими морскими ваннами[3].

19 августа 1840 года по решению правительства, поддержанного императором России Николаем I, началось строительство шоссе в столицу Курляндской губернии, Митаву. Историк Александр Вегнер (Alexander Wegner; 1863—1926) в книге «Geschichte der Stadt Libau» (1898) сообщил, что первые пять вёрст шоссе до Гробини были торжественно открыты 23 сентября 1841 года. В 1842 году у дороги появился павильон «в швейцарском стиле» с рестораном и концертным залом[2].

К югу от канала в 1843 году началось создание Городского парка: была вырыта дренажная канава и начата разбивка пешеходных дорожек. Ставший директором Департамента военной топографии генерал-майор Павел Алексеевич Тучков руководил созданием новой топографической карты запада империи, на которую 2 апреля 1845 года начали наносить окраину Либау, продолжив эту работу в следующее десятилетие[4][2].

После отмены крепостного права в Остзейском крае крестьянам с 1848 года разрешили перебираться в города, что вызвало рост численности населения города и жилищного строительства. Расширяя порт, необходимо было укрепить прибрежные дюны. Альдерман Большой гильдии Карл Готлиб Сигизмунд Улих (Carl Gottlieb Sigismund Ulich; 1798—1880) предложил развивать в городе грязелечение и курортные услуги для изысканной публики. В 1860 году Либау посетил наследник престола, великий князь Николай Александрович, открыв на берегу моря «Николаевское купальное заведение с горячими и холодными морскими ваннами». В 1862 году в порту побывал император Александр II с супругой и семьей[3][2].

На основе топографической съёмки, выполненной в 1868 году капитан-лейтенантом Шульцем, Гидрографический департамент Морского министерства в 1869 году издал «План города Либавы». В 1870 году «Николаевское заведение с горячими морскими ваннами» начало предлагать лечебные услуги: ванны и грязелечение[3]. На месте блуждающих дюн, заливных лугов и кустарников были посажены первые деревья и насаждения Купального парка (нем. Bade Anlagen)[2].

В 1875 году к востоку от шоссе был благоустроен Городской парк, а к западу у павильона устроен регулярный сад, где высадили естественные и экзотические насаждения с оригинальной листвой, имеющие цветовые контрасты. В композиции в стиле эклектики учитывался местный ландшафт — холмы и водные объекты. Равномерный ритм насаждений аллей голландских лип и конских каштанов украсил городские улицы, поддерживая связь между курортной зоной и зеленью площадей, скверов и приусадебных садов[2].

Здание Городского купального заведения, архитектор Пауль Макс Берчи.

Карл Улих в 1878 году был избран городским головой. По его инициативе архитектор Либавы (1871—1902) Пауль Макс Берчи (Paul Max Bertschy; 1840—1911) в 1902 году спроектировал и построил вместо устаревшей купальни монументальное здание Городского купального заведения в стиле эклектики, имевшее симметричный Т-образный план, украшенное колоннадой. Обращённый к парку фронтон украшает лестница, а боковые корпуса связывает галерея, выходящая на пешеходный променад к круглому Лебединому пруду, где на острове была построена ротонда[2].

В развитии прибрежных дач и вилл Либава опередила Ригу, где Межапарк начали застраивать лишь в 1902 году[3].

В 1899 году городской трамвай, курсирующий от железнодорожного вокзала в Новой Либаве, обеспечил удобное сообщение с курортом, который продолжал расширяться[2].

В мае 1903 года в конце Купальной улицы (ныне латыш. Peldu iela) для торжественной встречи прибывающего в Либаву императора Николая II был построен павильон, позднее превращённый в общественное кафе. Здание в 1906 году было сожжено, а на его месте в 1908 году отстроено новое, с добавлением окон и декоративных фасадных элементов в стиле модерн. В советское время Царский павильон стал кафе Banga, но в 1977 году он снова сгорел[2].

В 1908 году центральную площадку в начале дорожки на Дамский пляж украсили фонтан в стиле модерн и солнечные часы, которые после 1999 года снесли согласно «Концепции развития Приморского парка» архитектора Андриса Кокинса (Andris Kokins)[2].

В 1910—1911 году к проектированию парка был подключён главный рижский садовник Георг Куфальдт, освеживший композицию новыми чужеземными растениями. Вместе с известным цветоводом Симанисом Клеверсом (Sīmanis Klēvers; 1834—1922) и главным садовником города Оскаром Каттерфельдом (Oscar Katterfeld) Куфальдт сформировал необычный, дендрологически богатый ландшафтный парк, разделив его на функциональные зоны для прогулок с детьми, гимнастики и спокойного отдыха[2].

Реконструкции парка

В получившей независимость Латвийской республике город, получивший название Лиепая, начали преобразовывать в соответствии с новым генеральным планом, который разрабатывался с 1927 года в Техническом отделе Лиепайского городского совета. Частью генплана стал проект украшения Лиепайского кургауза (нем. Kurhaus, курортный холл) и окрестностей (латыш. Liepājas kūrmājas un apkārtnes izdaiļošanas projekts). В конце бульвара Курмаяс (латыш. Kūrmājas) планировалось построить новое здание кургауза[2].

В южной части парка Лиепайский спортивный союз рабочих разбил спортивную площадку для международных соревнований (ныне стадион спортобщества «Даугава»), в 1926—1928 годах обнесённую по периметру песчаными валами. В 1928 году возвели концертную эстраду по проекту архитектора Паула Кундзиньша (Pauls Kundziņš, 1888—1983), а в северной части обустроили на канале «Олимпия» место для купания.

Работами в парке руководил главный садовник Оскар Каттерфельд. Предположительно, его консультировал главный садовник Риги того периода, ученик Куфальдта Андрей Зейдакс. В саду объединили ландшафтные и геометрические формы, создав цветовые акценты яркими кустарниками и многолетними цветами на фоне просторной зелёной лужайки. Главный вход Городской спортивной площади был украшен альпинарием в стиле конструктивизма, где цветники, посыпанные гравийной крошкой площадки и пешеходные дорожки на низких прямоугольных террасах из камня образовали симметричную четырёхуровневую композицию[2].

В 1933 году был перестроен корпус купального заведения, а к павильону достроили террасы для обслуживания отдыхающих.

Здание курортного холла 28 марта 1937 года сгорело и больше не восстанавливалось. В 1937—1938 годах по береговой линии моря был насыпан 7-метровый вал для защиты парка от холодных морских ветров.

В Советской Латвии

Лиепая как важный промышленный и оборонный центр Латвийской ССР была подвергнута атаке авиации уже в первые часы Великой Отечественной войны. После ожесточённых боёв нацистские войска заняли город, разместив военную технику в Приморском парке, сильно пострадавшем от боевых действий[2].

В первые послевоенные годы город начал отстраиваться, в 1948 году были разработаны проекты благоустройства парков, бульваров и площадей. В 1949 году в конце Советского проспекта (ныне проспект Курмаяс) была спроектирована площадь с зелёными насаждениями. В Лиепайском леспромхозе создали питомник для подготовки саженцев, и в 1952 году город украсили клумбы, а также 19 100 деревьев и кустарников. Было решено расширить и благоустроить Приморский парк. Расчистке его северной части был посвящён Всесоюзный субботник в апреле 1956 года. С 5 октября по 1 ноября того же года в Лиепае прошли Дни лесов и садов, в ходе которых по замыслу главного архитектора Лиепаи Роберта Витолниекса (1907-?) началась разбивка парка Молодожёнов от Советского проспекта до рыболовецкой артели «Большевик»[2].

16 мая 1958 года в Лиепае открылся Парк культуры и отдыха. Первых отдыхающих принял санаторий «Лиепая» — второй по значимости морской курорт в Латвийской ССР после Юрмалы. Приморский парк продолжали расширять и застраивать: осенью закончилось строительство кинотеатра «Дзинтарс» («Янтарь»). В 1964 году к нему по проекту архитектора Петериса Милзарайса (Pēteris Milzarājs; род. 1935) была пристроена закрытая концертная эстрада «Pūt, vējiņi» («Вей, ветерок!», по названию одноимённой латышской песни) на 1200 зрителей. Главный архитектор Лиепаи (1988—1990) Агрис Паделис-Линс (Agris Padēlis-Līns; род. 1962) с помощью художницы И. Кауке (I. Ķauķe) разработал проект реконструкции концертной эстрады, значительно расширив её территорию[2].

В Латвийском государственном институте проектирования городского строительства («Латгипрогорстрой») были разработаны проект детальной планировки и эскиз застройки центра (1965, архитектор Ирена Рубауска (Irēna Rubauska; род. 1930)) и проект генерального плана Лиепаи (1966)[2].

Сильным штормом в 1967 году были повреждены насаждения Приморского парка, после чего их возобновляли в соответствии со специально разработанным дендрологическим проектом (1970), автором которого стал главный специалист института «Латкоммунпроект», дендролог, пейзажный архитектор Карлис Баронс (Kārlis Barons; 1912—1996) и дополнила в 1974 году архитектор Ирена Давидсоне (Irēna Dāvidsone)[2].

27 апреля 1977 года в конце Советского проспекта был открыт монумент в память о погибших рыбаках и моряках (архитектор Гунар Асарис, скульптор Альберт Терпиловский (Alberts Terpilovskis; 1922—2002))[2].

9 сентября 1989 года на пересечении улиц Улиха и Пелду, недалеко от парка, был открыт памятник поэтессе Мирдзе Кемпе (архитектор Ингуна Рибена (Ingūna Rībena; род. 1956), скульптор Лигита Улмане-Франкевича (Ligita Ulmane-Franckeviča; род. 1947))[2].

Примечания

  1. Парки, скверы и площади. Парки, скверы и площади. Городское самоуправление Лиепаи. Дата обращения: 9 сентября 2021. Архивировано 9 сентября 2021 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 Озола, Сильвия Роландовна. Реставрация исторических насаждений альпинария Приморского парка в городе Лиепая // Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф проблемы сохранения культурного наследия. XXI век : Сборник трудов научной конференции / П.В. Петров, А.С. Белоусов. — Санкт-Петербург: ГМЗ «Петергоф», 2019. — С. 181—195. — ISBN 978–5–91598–035–7. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Либа Меллер. Из истории Лиепаи: как город стал курортом. rus.lsm.lv. Латвийские общественные медиа (2 мая 2020). Дата обращения: 9 сентября 2021. Архивировано 9 сентября 2021 года.
  4. Ozola S. Greenery System in Liepaja: Creation and Transformation (латыш.) // Scientific Materials of the 9th International Conference Person. Color. Nature. Music. — Daugavpils: Art Teachers Union (NGO), Daugavpils Mark Rothko Art Centre and Faculty of Art of Šiauliai University (Lithuania), 2016. — L. 70–90.