Преследования христиан в Римской империи
Преследования христиан в Римской империи начались в I веке н. э. c описанных в Новом Завете гонений от иудеев[англ.] и продолжались с разной интенсивностью до 313 года, когда императором Константином Великим был издан Миланский эдикт и положение христиан стало легальным. Гонения, однако, возобновлялись при соправителе Константина Лицинии в 320–324 годах и при Юлиане Отступнике в 361–363 годах.[1]
Гонения оказали сильное влияние на развитие христианства, определив выбор канонических евангелий, оказав влияние на богословие и организационную структуру Церкви. Среди прочего, гонения сформировали культ святых и мучеников, способствовали быстрому распространению[англ.] новой религии, появлению апологетической литературы[англ.].
После осуждения арианства на Никейском соборе в 325 году и объявления в 380 году христианства государственной религией[англ.] Римской империи, преследования приняли форму наказания последователей христианских учений, признанных еретическими.
История
От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи. В первые два столетия христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи[2]. Их считали членами некоего «секретного общества», которые общаются с помощью тайных знаков и избегают приличного общества, поэтому в начале против христиан имели место общественная враждебность и гнев толпы, а не официальные действия. Первая известная попытка сформулировать официальную позицию была предпринята императорским легатом в провинции Вифиния и Понт Плинием Младшим, который в своём письме Траяну сообщил о том, что он получил большое количество анонимных доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора, фактически — официальный документ, рескрипт, сводящийся к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить[3], подтверждённый Адрианом в 125 году[4], задал направление имперской политики в отношении христиан на ближайшие десятилетия[5]. Однако практическим следствием рескрипта Траяна было то, что выявленных, сознавшихся и неотрёкшихся христиан подвергали пыткам и казням, как это было в 177 году в Лионе[англ.] и Вьене, когда вмешательство гражданских властей помешало толпе горожан вытащить христиан из их домов и забить до смерти. Обратившийся за решением императора проконсул получил от правившего в то время Марка Аврелия следующее решение — твёрдых в христианстве казнить, римских граждан мечом, прочих зверями, отступников отпустить[6].
Первоначальными убежищами первых христиан служили римские катакомбы. Они представляли собой узкие подземные ходы, точное происхождение которых не установлено, но существует предположение, что это были каменоломни, в которых римляне добывали многочисленные ресурсы для построек. Позднее появилось мнение, что на самом деле это были кладбища. Расширяясь всё больше и больше, катакомбы превратились в сеть коридоров и залов протяжённостью в восемьсот шестьдесят километров. Число захороненных там людей не поддаётся подсчёту[7].
Напротив имя факции должно давать тем, которые сговариваются ненавидеть людей добрых и честных, которые единогласно требуют крови людей невинных, прикрываясь для оправдания своей ненависти тем ложным мнением, что они, христиане, виновники всякого общественного бедствия, всякого народного несчастия. Если Тибр вошёл в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия; то тотчас кричат: христиан ко льву.
Для последователей традиционных римских культов христиане были слишком странны — не совсем варвары и не вполне римляне. Их религиозные практики являлись вызовом для традиционных устоев. Христиане отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа[англ.] и публично критиковали древние обычаи[8]. Иустин Философ сообщает о муже-язычнике, донёсшем на жену-христианку[9], Тертуллиан о детях, лишённых наследства после обращения в христианство. Традиционная римская религия была неразрывно связана с римским обществом, а христиане отвергали и то, и другое. По мнению Тацита, этим они выказывали «ненависть к роду людскому»[10]. Распространены были представления о христианах как о занимающихся чёрной магией (лат. maleficus)[11] для достижения своих целей, а также практикующих инцест и каннибализм[8][12].
Тем не менее, в первые два века христианской истории законов против христиан не принималось, а преследования проводились лишь по инициативе местных властей[4]. Так было в 111 году в Вифинии-Понте при Плинии Младшем, в Смирне в 156 году — мученичество Поликарпа Смирнского, первое, о котором есть относительно достоверные сведения[13], Сцилле близ Карфагена в 180 году по приказу проконсула[14] и т. д. Когда император Нерон казнил христиан после пожара 64 года, это было исключительно местным делом, не выходящим за границы Рима[15]. Эти ранние преследования были хотя и жестокими, но спорадическими, короткими, локальными, не представлявшими угрозы для христианской общины в целом, но, тем не менее, глубоко повлиявшими на мироощущение ранних христиан.
К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан[16]. Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи. Ориген, писавший об этом в 248 году, отмечал, что «в настоящее время, при значительном количестве вступающих в христианство, можно указать людей богатых, даже несколько высокопоставленных мужей, женщин, известных своей изысканностью и благородством»[17]. Одним из первых законов против христиан стал изданный в 202 году, как об этом сообщает «История августов», Септимием Севером указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство[16]. После затишья, продолжавшегося до убийства императора Александра Севера, целью Максимина (235—238) стали христианские лидеры[18], Деций (249—251) требовал всеобщего и явного отправления языческих обрядов[19]. Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу[20], в результате чего их лидеры подвергались пыткам и казням, как, например, в случае с епископом Рима Фабианом и епископом Антиохии Вавилой. Страдали и простые верующие, как, например, Пионий из Смирны и множество других, замученных при Деции.[21].
Гонения при Деции стали тяжёлым ударом для церкви. В Карфагене и Александрии происходили массовые отречения[22], а в Смирне к этому призывал местный епископ Евктемон. Поскольку церковь была преимущественно городской, было несложно выявить и уничтожить её иерархию. Эдикты Деция не сохранились и об их смысле можно судить только по косвенной информации[23]. Предполагается, что они были направлены против высшего духовенства и предписывали произвести всеобщее жертвоприношение. Первый эдикт Валериана, изданный в 257 году, предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений. К периоду действия первого эдикта относится мученичество папы Стефана I, казнённого в 257 году. В следующем году был принят более суровый закон, согласно которому духовных лиц за отказ повиноваться полагалось казнить, знатных мирян сенаторского и всаднического сословия — лишать достоинства и подвергать конфискации имущества, в случае упорства — казнить, их жён лишать имущества и ссылать, лиц, состоявших на императорской службе, — лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. В июне 251 года Деций погиб в битве, не доведя этот процесс до конца. В течение последующих шести лет преследований не было, что дало возможность церкви восстановиться. В 253 году престол занял друг Деция, Валериан, в начале производивший на современников впечатление друга христиан, несмотря на то, что в 254 году был подвергнут пыткам и вскоре умер теолог Ориген. Однако в 257 году он издал эдикт, осуждавший христиан на изгнание и каторжные работы, а затем ещё один, устанавливающий для них в качестве наказания смертную казнь[24]. Однако пленение и гибель императора в 260 году приостановили гонения, а сын и преемник Валериана, Галлиен (260—268), установил «мир всех церквей», продолжавшийся до правления Диоклетиана[25].
Периодизация
Христианская традиция, впервые зафиксированная Лактанцием в его трактате «О смертях преследователей», выделяет 10 гонений:
- При Нероне, начавшееся после Великого пожара в Риме в 64 году;
- При Домициане в 81 году;
- При Траяне в 99 году, о которых нам известно[англ.] из писем Плиния Младшего;
- При Марке Аврелии в 168 году;
- При Септимии Севере в 192 году;
- При Максимине в 235 году;
- Гонения на христиан при Деции в 250 году;
- При Валериане в 257 году;
- При Аврелиане в 272 году;
- Великое гонение Диоклетиана и Галерия с 303 по 313 год.
Причины гонений
Апологетическая традиция
Русский историк церкви А. П. Лебедев, основываясь преимущественно на трудах христианских апологетов, указывает три причины гонений на христиан в Римской империи:
- Государственные, в силу того, что «установившемуся веками взгляду языческой государственной власти касательно безусловного господства её во всех сферах человеческой деятельности противопоставлен был от христианства взгляд, в силу которого из-под эгиды этой власти отторгалась целая область человеческой деятельности — область религиозной жизни человека»[26].
- Религиозные, поскольку римское государство не могло допустить свободного распространения культа, отрицавшего одновременное соблюдение лат. ceremoniae Romanae, что являлось необходимым условием признания иноземных верований[27]. Также государство стремилось предохранить от порчи древние нравы. При этом, отмечает Лебедев, римское государство было чрезвычайно терпимо к самым экзотическим культам, объявляя их лат. religiones licitae, при условии, что они были традиционными религиями соответствующих народов[28].
- Общественные, поскольку христиане не считали для себя обязательным исполнять все те обязанности, которые предполагались обязательными в Римской империи. По словам Тертуллиана, «язычники и христиане чужды друг другу во всём»[29].
Альтернативный взгляд
Анализируя, «какое новое преступление совершили христиане, какая новая обида могла раздражить кроткое равнодушие древних и какие новые мотивы могли заставить римских монархов, всегда равнодушно относившихся к множеству религиозных форм …, подвергать строгим наказаниям тех из их подданных, которые приняли форму верования и культа, хотя и странную, но безобидную»[30], Э. Гиббон прежде всего отмечает, что основным мотивом могла быть нетипичная для античного мира претензия на исключительное обладание религиозным знанием[31]. Однако, поскольку аналогичный взгляд был свойственен и иудеям, английский историк уточняет далее, что существенным отличием было то, что иудеи были нация, а христиане секта, что, согласно римским представлениям, давало первым право держаться своего культа[32].
Из современных исследователей точку зрения о том, что основной причиной гонений была нетерпимость христиан, разделял Дж. де Сент-Круа.
См. также
Примечания
- ↑ Гонения На Христиан В Римской Империи . Дата обращения: 23 апреля 2021. Архивировано 23 апреля 2021 года.
- ↑ Frend, 2008, p. 503.
- ↑ Плиний Младший, X.96-97
- ↑ 4,0 4,1 Цацура, 2008.
- ↑ Frend, 2008, p. 508.
- ↑ Болотов, 1910, с. 99—101.
- ↑ П. П. Гнедич. История искусств / В. Е. Татаринов. — 1-е изд. — Эксимо, 2011. — С. 201. — 848 с. — ISBN 978-5-669-18653-2.
- ↑ 8,0 8,1 Болотов, 1910, с. 11.
- ↑ Болотов, 1910, с. 97—98.
- ↑ Тацит, Анналы, XV.44.6
- ↑ Frend, 2008, p. 504.
- ↑ Clark, 2004, p. 20.
- ↑ Болотов, 1910, с. 88—96.
- ↑ Болотов, 1910, с. 103.
- ↑ Frend, 2008, pp. 504—505.
- ↑ 16,0 16,1 Frend, 2008, p. 511.
- ↑ Ориген, Против Цельса, 3.9
- ↑ Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI.28
- ↑ Frend, 2008, p. 513.
- ↑ Князький, 2010, с. 86.
- ↑ Болотов, 1910, с. 122—126.
- ↑ Болотов, 1910, с. 118.
- ↑ Робертсон, 1890, с. 87.
- ↑ Болотов, 1910, с. 126—131.
- ↑ Болотов, 1910, с. 133—137.
- ↑ Лебедев, 2006, с. 26.
- ↑ Лебедев, 2006, с. 35.
- ↑ Лебедев, 2006, с. 40.
- ↑ Лебедев, 2006, с. 47.
- ↑ Гиббон, 2008, с. 102.
- ↑ Гиббон, 2008, с. 103.
- ↑ Гиббон, 2008, с. 106.
Литература
Источники
- Лактанций. О смертях преследователей / Перевод с латинского языка, комментарии, указатели и библиографический список В. М. Тюленева. — СПб.: Алетейя, 1998. — 279 с. — (Античное христианство. Источники.). — 1800 экз. — ISBN 5-89329-095-0.
Исследования
- на английском языке
- Clark G. Christianity and Roman Society. — Cambridge: Cambridge Univercity Press, 2004. — 137 p. — (Key Themes in Ancient History). — ISBN 978-0-511-26440-5.
- Frend W. H. C. Persecutions: genesis and legacy // The Cambridge History of Christianity. — Cambridge: Cambridge Univercity Press, 2008. — Т. I. — ISBN 0 521 -81239 -9.
- на русском языке
- Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви / Посмертное издание под ред. проф. А. Бриллиантова. — СПб., 1910. — Т. II. — 474 с.
- Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. — М.: Терра, 2008. — Т. II. — ISBN 798-5-275-01702-1.
- Князький И. О. Император Диоклетиан и закат античного мира. — СПб.: Алетейя, 2010. — 144 с. — (Античная библиотека. Исследования). — ISBN 978-5-91419-310-9.
- Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 352 с. — (Библиотека христианской мысли. Исследования). — ISBN 5-89740-139-7.
- Робертсон Дж. К. История христианской церкви / Пер. А. П. Лопухина. — СПб.: Изд-во И. Л. Тузова, 1890. — Т. 1. От апостольского века до разделения церквей. — 1083 с.
- Цацура Л. И. Христианство и Римская империя во II в. // У. К. Коршук Працы гістарычнага факультэта. БДУ: навук. зб.. — Мінск: БДУ, 2008. — Вып. 3. — С. 220—228.
Ссылки
- Васильев П. П. Гонения христиан в Римской империи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.