Миланский эдикт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Миланский эдикт
лат. Edictum Mediolanense
Принятие римские императоры Константин Великий и Лициний
Вступление в силу 313

Мила́нский эди́кт (лат. Edictum Mediolanense) — соглашение (эдикт), достигнутое в июне 313 года римскими императорами Константином и Лицинием при встрече в Медиолане (Милане). Провозглашало религиозную терпимость на территории Римской империи[1][2]. Считается переломным моментом на пути превращения христианства в официальную религию империи.

Предыстория

К началу IV века христианскую религию исповедовал каждый десятый житель Римской империи, то есть в общей сложности не менее 6 млн человек[3].

Миланский эдикт стал логическим продолжением Никомедийского эдикта[англ.], выпущенного императором Галерием 30 апреля 311 года. Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии государства и императора. При этом эдикт 311 года не давал христианам того, что они просили, в целом не сыграв той роли, которую ему на словах приписывал Галерий. В частности, христианам не были возвращены изъятые при Диоклетиане культовые сооружения (храмы, кладбища, памятники) и иное имущество. Не были также оговорены компенсации за уничтоженные памятники, храмы, драгоценности и др.

Миланский эдикт пошёл намного дальше. Он был направлен всем главам провинциальных администраций империи. Евсевий Кесарийский пишет: «…Константин и с ним Лициний, ещё не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный. Они послали его Максимину, который ещё правил на Востоке и заискивал перед ними»[4].

Содержание

Собственно сам эдикт до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смертях гонителей». Кроме текста на латинском, который приводит Лактанций, сохранился перевод на древнегреческом, сделанный с латинского до 325 года. Этот перевод Миланского эдикта приводит Евсевий Памфил в своей книге. Данные два текста, на латинском и на древнегреческом, отличаются по содержанию. В латинском тексте отсутствует вступительная часть:

В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривал компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам[5].

Традиционно считалось, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи. По более современному мнению, эта точка зрения не находит подтверждения как в сохранившихся пересказах эдикта, так и в обстоятельствах его составления[6]. Так, В. В. Болотов отмечает, что «эдикт дал свободу всему населению империи держаться своей религии, при этом не стеснил привилегии язычников и открыл возможность перехода не только в христианство, но и в другие, языческие культы»[7].

Примечания

  1. Миланский эдикт // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  2. Миланский эдикт // Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1949—1958.
  3. BBC Radio 4 - In Our Time, Early Christian Martyrdom. Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 8 июня 2022 года.
  4. Евсевий Памфил Церковная история. IX:9
  5. Евсевий Памфил Церковная история. X:5 Архивная копия от 4 марта 2018 на Wayback Machine
  6. Поснов М. Э. История Христианской Церкви Архивная копия от 4 августа 2016 на Wayback Machine.
  7. Воробьева Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. Омск, 2005. С. 110. ISBN 5-7779-0585-4

Ссылки