Пражский трамвай
Пражский трамвай | |||
---|---|---|---|
Описание | |||
Тип | Городской трамвай | ||
Страна | Чехия | ||
Расположение | Прага | ||
Дата открытия |
1875 (конка) 1891 (электрический трамвай) |
||
Эксплуатант | Пассажирский перевозчик Праги «Dopravní podnik hl. m. Prahy» | ||
Сайт | http://www.dpp.cz/ | ||
Маршрутная сеть | |||
Число маршрутов |
дневные: 25 ночные: 9 исторические: 2 всего: 36 |
||
Число остановок | 275 | ||
Длина сети | 142,7 км[1] | ||
Длина маршрутов | 556,7 км[2] | ||
Подвижной состав | |||
Число вагонов | 811 | ||
Число депо | 7+1 | ||
Технические данные | |||
Ширина колеи | 1435 мм | ||
Средняя скорость | 18,78 км/ч[3] | ||
|
Пражский трамвай — крупнейшая трамвайная сеть в Чешской Республике.
История линий
Конный трамвай
- Движение конно-рельсовой дороги открылось 23 сентября 1875 года по маршруту «Карлин — Национальный театр» (чеш. Karlín — Národní divadlo). Владельцем и управляющим дороги был бельгийский предприниматель Эдуард Оттлет. К театру эта дорога вела по проспекту Народни Тршида.
- В 1876 году дорога была продлена от театра через многосекционный мост к Смиховскому вокзалу.
- В 1882 году сеть конного трамвая была расширена до Жижкова и города Королевские Винограды.
- В 1883 году размер всей трассы достиг 19,43 километров. Сетью управляла Официальная Ассоциация Генеральной Дирекции Пражского Трамвая.
Электрический трамвай
Начало электрического трамвая в Праге — заслуга инженера Франтишека Кршижика.
- В 1891 году на Летне была открыта первая трасса электрического трамвая, ведущая от верхней конечной станции летенского фуникулёра, где находился павильон Земской юбилейной выставки, до места нынешней выставки на улице Овенецкой.
- В 1893 году линия была продлена до Губернаторской Виллы, примерно на 1,4 километра.
- 19 марта 1896 года Франтишк Кршижек открыл ещё одну трамвайную линию, которая вела от нынешнего района Флоренс к районам Либень и Высочаны. В отличие от первого, выставочного, трамвая, эта трасса была очень оживлённой. Она соединяла рабочие районы Праги с жилыми кварталами в центре.
- В 1897 году открывается новая Главачкова электрическая дорога. Трамваи следовали из Андела по маршруту Смихов — Коширже.
- В 1898 году открывается Виноградска электрическая дорога по маршруту Прага — Королевские Винограды. Его длина составляла 5,8 км, на маршруте находилось 17 станций.
Благодаря трассам между Анделом и Смиховом стало возможным обслуживать Коширже (тогда пригород). В результате было основано Транспортное предприятие Праги.
- В 1898 году пражская конка была выкуплена электрическими предприятиями. После этого началось строительство новых путей и перестройка конки на электрическую тягу. В 1905 году строительные работы завершились. Также был электрифицирован последний маршрут конки через Карлов мост. На нём был применён нижний токосъём (проект инженера Кршижека). Трамвайный маршрут через Карлов мост работал до 1908 года.
Во времена Первой мировой войны
В город приходило много санитарных поездов с фронта. Для перевозки раненых были приспособлены санитарные трамваи. Помимо перевозки раненых трамваи доставляли оружие, патроны и другие грузы. Подобные перевозки производились до 1918 года, когда Чехословакия подписала мирный договор.
Маршруты
Система пражского трамвая состоит из 142,7 км рельсового полотна, 38 маршрутов общей длиной 557,8 км из которых 26 дневных, 9 ночных и 3 музейных.[4]
Нумерация
1 – 26 - дневные, работают с 4:30 утра до 1:00 ночи
35, 36 – 37 - временные/компенсационные, вводятся на время закрытия определённых участков
40 – 49 - музейные
90 – 99 - ночные, работают с 1:00 ночи до 4:30 утра
Дневные
Данный список содержит официальную трассировку регулярных маршрутов, без учёта временных изменений. Действительны с июля 2022 года.
№ | Конечные станции | Примечание[5][6] |
---|---|---|
1 | Sídliště Petřiny — Sídliště Ďáblice | |
2 | Sídliště Petřiny — Nádraží Braník | |
3 | Březiněveská — Nádraží Braník — Levského | На участке Nádraží Braník — Levského работает только в часы пик по рабочим дням. |
4 | Sídliště Barrandov – Kubánské náměstí | Маршрут работает только в часы пик по рабочим дням. |
5 | Holyně – Vozovna Žižkov | |
6 | Vysočanská – Kubánské náměstí | |
7 | Radlická – Nové Strašnice | |
8 | Nádraží Podbaba — Starý Hloubětín | |
9 | Sídliště Řepy — Spojovací | |
10 | Sídliště Řepy — Spojovací | |
11 | Spořilov – Olšanské hřbitovy | |
12 | Sídliště Barrandov – Výstaviště | |
13 | Čechovo náměstí – Vozovna Žižkov | |
14 | Spořilov – Lehovec | |
15 | Kotlářka – Olšanské hřbitovy | |
16 | Sídliště Řepy – Kotlářka – Ústřední dílny DP | На участке Kotlařka — Sídliště Řepy работает только в часы пик по рабочим дням. |
17 | Levského – Kobylisy – Vozovna Kobylisy | После Kobylisy, к Vozovna Kobylysy, направляется только каждый второй вагон. |
18 | Nádraží Podbaba — Vozovna Pankrác | |
19 | Pankrác – Spojovací | |
20 | Divoká Šárka — Sídliště Barrandov | |
21 | Levského - Smíchovské nádraží | Маршрут работает только по рабочим дням с 5 до 20 часов. |
22 | Bílá Hora – Vypich – Zahradní Město – Nádraží Hostivař | На участках Bílá Hora — Vypich и Nádraží Strašnice — Nádraží Hostivař, следует каждый второй рейс. |
23 | Zvonařka— Malovanka | На маршруте работают музейные ретро-трамваи Tatra T2, Tatra T3, Tatra T6A5 |
24 | Náměstí Bratří Synků – Vozovna Kobylisy | Маршрут работает только по рабочим дням с 5 до 20 часов. |
25 | Bílá Hora – Lehovec | |
26 | Divoká Šárka — Nádraží Hostivař |
Интервал движения маршрутов 9, 17, 22: утром и вечером — приблизительно 4 минуты, днём — 5 минут, вечером — 10 минут, в выходные — от 7,5 до 10 минут.
Интервал движения маршрутов 1, 2, 3, 4, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 26: утром и вечером — 8 минут, днём — 10 минут, вечером — 20 минут, в выходные дни — от 15 до 20 минут.
Интервал движения маршрутов 5, 6, 7, 11: утром и вечером — 8 минут, днём — 10 минут, вечером — 10 минут, в выходные дни — от 7,5 до 10 минут.
Ночные
Трассы ночных трамваев не совпадают с дневными за исключением 2 маршрутов, отличающихся от дневных лишь небольшим отрезком пути в одном участке. Трамваи всех ночных маршрутов съезжаются в центре города на центральной пересадочной остановке Лазарска (чеш. Lazarská). На этой остановке пассажиры могут пересесть на нужный маршрут и добраться в любую точку города. Существует ещё несколько пунктов в городе, где ночью обеспечивается пересадка между двумя маршрутами.
Ночные трамваи выезжают из депо на линию приблизительно между 20:00 и 22:30, заканчивают свою работу утром между 5:00 и 6:00. Начинают они свою смену как дневные маршруты, постепенно замещая трамваи, заезжающие в депо, и потом работают с остатком дневных поездов, называемых здесь полуночными, приблизительно до 12 часов ночи. Тогда после приезда на конечную остановку водитель меняет маршрутные указатели на ночные (91—99), и с конечной выезжает уже в качестве ночного трамвая.
№ | Конечные станции | Примечание |
---|---|---|
91 | Divoká Šárka – Staré Strašnice | |
92 | Levského – Lehovec | |
93 | Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác | |
94 | Sídliště Barrandov – Lehovec | |
95 | Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP | |
96 | Sídliště Petřiny – Spořilov | |
97 | Bílá Hora – Nádraží Hostivař | |
98 | Sídliště Řepy – Spojovací | |
99 | Sídliště Řepy – Zahradní Město |
С 29 апреля 2017 года ночным маршрутам присвоены номера 91-99. Ранее использовались с 51 по 59 соответственно. (т. е. 51 стал 91, 52 — 92 и т. д.).[7]
Прочие
В Праге существует 3 музейных маршрута трамваев. Они работают с конца марта по конец октября.
№ | Конечные станции | Примечание |
---|---|---|
41 | Vozovna Střešovice — Výstaviště Holešovice | Работает по выходным дням, для проезда нужен специальный билет.
Ранее существовал под номером 91. |
42 | Dlabačov – Dlabačov | Окружной музейный маршрут.
Работает с четверга по воскресенье, для проезда нужен специальный билет. |
43 | Vozovna Střešovice - Hlavní nádraží | Работает по средам, специальный билет не требуется. |
Изменения в движении трамвая Праги
С 28.08.2016 года введены следующие изменения в маршрутной сети трамвая:
Маршруты 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 17, 22, 26 — без изменения трассы следования.
Маршрут 2 — новый маршрут, SÍDLIŠTĚ PETŘINY — Petřiny — Vojenská nemocnice — Vozovna Střešovice — Hradčanská — Malostranská — Staroměstská — Národní divadlo — Národní třída — Karlovo náměstí — Palackého nám. — Výtoň — Dvorce — NÁDRAŽÍ BRANÍK, в работе целый день, выпуск — только одиночные вагоны.
Маршрут 3 — изменяется интервал на стандартный, дополняется маршрутами 21 и 24.
Маршрут 4 — SÍDLIŠTĚ BARRANDOV — Smíchovské nádraží — Anděl — Karlovo náměstí — I. P. Pavlova — Náměstí Míru — ČECHOVO NÁMĚSTÍ.
Маршрут 5 — ÚSTŘEDNÍ DÍLNY DP — ČERNOKOSTELECKÁ — Vozovna Strašnice — Želivského — Flora — Olšanské náměstí — Hlavní nádraží — Václavské náměstí — Lazarská — Myslíkova — Jiráskovo nám. — Anděl — Smíchovské nádraží — SÍDLIŠTĚ BARRANDOV. Выпуск: в рабочие дни -системы, в выходные дни — одиночки. На участке ÚD DP — Černokostelecká, в вечернее время, едет каждый второй вагон. На участке Hlavní nádraží — Náměstí Republiky — Hradčanská заменён новым маршрутом 2. На участке Malostranská — Divoká Šárka заменён маршрутом 20.
Маршрут 6 — KUBÁNSKÉ NÁMĚSTÍ — Koh-i-noor — Otakarova — I. P. Pavlova — Karlovo náměstí — Václavské nám. — Masarykovo nádr. — Nám. Republiky — Strossmayerovo nám. — Výstaviště Holešovice — Nádraží Holešovice — Dělnická — PALMOVKA. Выпуск: в рабочие дни — системы, в выходные дни — одиночки. На участке Spořilov — Karlovo náměstí заменён маршрутом 14.
Маршрут 8 — в выходные также обслуживается системами.
Маршрут 11 — в вечернее время и в выходные вводится на участке Olšanské hřbitovy — Spojovací (следует каждый второй вагон).
Маршрут 12 — SÍDLIŠTĚ BARRANDOV — Smíchovské nádraží — Anděl — Újezd — Malostranská — Letenské náměstí — Strossmayerovo nám. — Vltavská — Dělnická — Nádraží Holešovice — VÝSTAVIŠTĚ HOLEŠOVICE.
Маршрут 14 — SPOŘILOV — Michelská — Náměstí Bratří Synků — Svatoplukova — Albertov — Karlovo náměstí — Václavské nám. — Masarykovo nádraží — Těšnov — Vltavská — Dělnická (T) — Maniny — Palmovka — NÁDRAŽÍ VYSOČANY/VYSOČANSKÁ. Выпуск: только системы. На участке Sídliště Barrandov — Myslíkova — Václavské náměstí — Jindřišská заменён маршрутом 5.
Маршрут 15 — новый маршрут, KOTLÁŘKA — Anděl — Újezd — Malostranská — Čechův most — Náměstí Republiky — Masarykovo nádraží — Hlavní nádraží — Olšanské náměstí — Flora — OLŠANSKÉ HŘBITOVY. Работает всю неделю. Выпуск: только одиночки.
Маршрут 18 — VOZOVNA PANKRÁC — Pražského povstání — Náměstí Bratří Synků — Albertov — Karlovo nám. — Národní třída — Národní divadlo — Staroměstská — Malostranská — Hradčanská — Vítězné nám. — NÁDRAŽÍ PODBABA. На участке Malostranská — Hradčanská — Sídliště Petřiny заменён маршрутом 2.
Маршрут 20 — SÍDLIŠTĚ BARRANDOV — Smíchovské nádraží — Anděl — Újezd — Malostranská — Hradčanská — Vítězné náměstí — Červený Vrch — DIVOKÁ ŠÁRKA. На участке Vítězné náměstí — Podbaba заменён маршрутом 18.
Маршрут 21 — новый маршрут, LEVSKÉHO/SÍDLIŠTĚ MODŘANY — Nádraží Modřany — Nádraží Braník — Výtoň — Palackého nám. — Anděl — KOTLÁŘKA. Маршрут работает только в часы-пик по рабочим дням. Выпуск: только одиночки.
Маршрут 22 — на участках Bílá Hora — Vypich и Nádraží Strašnice — Nádraží Hostivař, всю неделю, следует каждый второй вагон.
Маршрут 24 — KUBÁNSKÉ NÁMĚSTÍ — Otakarova — Svatoplukova — Albertov — Karlovo náměstí — Václavské náměstí — Masarykovo nádraží — Florenc — Invalidovna — Palmovka — Bulovka — KOBYLISY/BŘEZINĚVESKÁ. Маршрут работает в рабочие дни с 6 до 20 часов. На участке Ortenovo náměstí — Masarykovo nádraží — Karlovo náměstí заменён маршрутом 6.
Маршрут 25 — маршрут продлевается, BÍLÁ HORA — Vypich — Malovanka — Hradčanská — Vltavská — Maniny — Palmovka — Nádraží Libeň — Hloubětín — LEHOVEC.
Подвижной состав
Тип | Изображение | Модификация | Кол-во на февраль 2022 |
---|---|---|---|
Tatra T3 | Tatra T3SUCS | 15 | |
Tatra T3M | 5 | ||
Tatra T3M.2 | 18 | ||
Tatra T3R.P | 313 | ||
Tatra T3R.PV | 34 | ||
Tatra T3R.PLF | 42 | ||
Tatra KT8D5 | Tatra KT8D5R.N2P | 63 | |
Škoda 14T | Škoda 14T | 56 | |
Škoda 15T | Škoda 15T (15T0, 15T1, 15T1A, 15T2, 15T3, 15T3B, 15T4, 15T5, 15T6, 15T7) | 250 |
Трамвайные парки
На данный момент в Праге имеется 7 трамвайных парков для линейного подвижного состава и 1 парк для музейного и служебного ПС (Vozovna Střešovice).
Vozovna Hloubětín
- Всего — 102 ед.
Vozovna Kobylisy
- Всего — 163 ед.
Vozovna Motol
- Всего — 142 ед.
Vozovna Pankrác
- Всего — 92 ед.
Vozovna Strašnice
- Всего — 123 ед.
Vozovna Vokovice
- Всего — 95 ед.
Vozovna Žižkov
- Всего — 127 ед.
Центральные мастерские
- Всего — 22 ед.
Оплата проезда
В пражских трамваях (как и в остальном транспорте) нет кондукторов. В салоне трамваев и автобусов, а также при входе на станции метро, установлены терминалы для компостирования билетов. Билеты приобретаются в табачных киосках и в автоматах, расположенных по городу. Стоимость билетов зависит от времени поездки. Все билеты едины для всех видов транспорта.
На данный момент в Праге существуют следующие виды билетов (с 01.09.2011)[8]:
- 24 кроны — 30 минут (для детей и пенсионеров 12 крон)
- 32 кроны — 90 минут (для детей и пенсионеров 16 крон)
- 160 крон — 24 часа (для детей и пенсионеров 80 крон)
- 310 крон — 72 часа (3 дня)
Существуют также проездные билеты:
- 550 крон — месячный (студенческий 260 крон, пенсионный 250 крон)
- 720 крон — 90-дневный (только для студентов)
- 1480 крон — квартальный (студенческий 720 крон, пенсионный 660 крон)
- 2400 крон — 10-месячный (только подростковый и студенческий)
- 2450 крон — 5-месячный (подростковый/студенческий 1200 крон, пенсионный 1100 крон; начало срока активации ограничивается периодом с 15.08 пo 01.11)
- 4750 крон — 1 год
Обладателям квартальных, пятимесячных и годовых проездных допускается бесплатный провоз одного ребёнка возрастом до 15 лет, по субботам, воскресеньям и в дни государственных праздников.
Билеты, кроме проездных, необходимо закомпостировать сразу при входе в трамвай. Компостер печатает на билете дату и время начала срока его действия. Во время езды билеты могут быть проверены контролерами. Штраф за безбилетный проезд составляет 1500 крон, или 800 крон при оплате штрафа на месте или в течение 15 дней.
Технические особенности
Трасса пражского трамвая питалась и питается постоянным током под напряжением в 600 вольт. Положительный потенциал наведён на воздушный провод. То есть провод — это «+», а рельсы — «-».
Примечания
- ↑ DPP (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 ноября 2016. Архивировано 1 ноября 2016 года.
- ↑ https://www.dpp.cz/cs/data/Výroční%20zprávy/DPP_VYROCNI_ZPRAVA_2020.pdf
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокPrahaTram
не указан текст - ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 5 февраля 2022. Архивировано 5 февраля 2022 года.
- ↑ http://doprava.cx/praha.php#hist// Архивная копия от 28 февраля 2009 на Wayback Machine на 20.11.2009
- ↑ JR Portál — Přehled linek . Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 27 января 2010 года.
- ↑ Trvalé změny PID od 29. dubna 2017 . Дата обращения: 19 апреля 2017. Архивировано 19 апреля 2017 года.
- ↑ Jízdné na území Prahy Архивная копия от 19 января 2010 на Wayback Machine (чешск.) (по состоянию на 01.09.2011)
Ссылки
- Фотографии трамваев Праги и схемы маршрутов Архивная копия от 19 июля 2011 на Wayback Machine (рус.)