Перейти к содержанию

Порт (порт Древнего Рима)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Древний город
Порт
Модель Порта эпохи Траяна

Порт (лат. Portus, лат. Portus Augusti, лат. Portus Romae) — главный морской порт Рима в период империи, а также окружавший его город на Тирренском побережье Италии, рядом с устьем Тибра.

Предыстория

В республиканскую эпоху морским портом Рима служила Остия, расположенная в устье Тибра, в 30 км от столицы государства. Однако из-за расположения в устье возникал ряд трудностей: заиливание фарватеров, образование песчаных отмелей, постепенное отступление береговой линии в сторону моря[1]. Это, в свою очередь, затрудняло снабжение растущего Рима продовольствием. После очередного кризиса снабжения и вызванного им голода Клавдий задумал построить новый порт[2].

Порт Клавдия

Порт был заложен в 42 г. н. э. в 3 км к северу от Остии. Строительство завершилось при Нероне, который нарёк порт Portus Augusti. Гавань площадью около 200 гектаров была окружена двумя молами с севера и юга, между их оконечностями находился искусственный остров с маяком. Светоний так описывает труды Клавдия:

Гавань в Остии он построил, выведя в море валы слева и справа, а при входе поставив на глубоком месте волнолом: чтобы утвердить его, он затопил на этом месте тот корабль, на котором был из Египта привезён огромный обелиск, укрепил его множеством свай и на них возвёл высочайшую башню по образу александрийского Фароса, чтобы по ночам на её огонь держали путь корабли[3].

Гавань соединялась с Тибром двумя каналами, по которым груз с морских судов на более легких кораблях доставляли в Рим. Также эти каналы были призваны облегчить сброс воды из Тибра во время паводков, тем самым снижая риск наводнений в Риме. Наземная инфраструктура порта включала несколько крупных строений, акведук и Via Portuensis — дорогу, соединяющую порт с Римом[4][5].

Сестерций Нерона с изображением Portus Augusti

Порт Траяна

Однако гавань Клавдия-Нерона не давала достаточной защиты судам от непогоды: Тацит сообщает, что в 62 г. почти двести кораблей, стоявших в порту, были уничтожены штормом[6]. Вероятно, это было одной из причин того, что при Траяне, между 110 и 117 гг. н. э., порт был перестроен и дополнен внутренней шестиугольной гаванью (длина стороны — 358 м, максимальный диаметр — 715,5 м, площадь — 32 га)[7], которая была вырыта с южной стороны от гавани Клавдия и соединена с ней. Эту внутреннюю гавань окружали постройки разного назначения: главным образом склады (horrea), также административные здания, 3-этажная резиденция (т. н. «Императорский дворец», скорее всего, резиденция прокуратора порта) и, возможно, судостроительная верфь[4]. К востоку от гавани, предположительно, находился городской форум, храм Либера-отца (построен при Коммоде) и жилые дома[8].

Дальнейшая судьба

Порт достраивался и перестраивался на протяжении II и III вв. При этом он управлялся из Остии, где также квартировали обслуживавшие его рабочие. Лишь в начале IV в. при Константине I Порт был выделен в отдельный муниципий под названием Civitas Flavia Constantiniana Portuensis. В ту же эпоху Порт, окончательно обособившийся от Остии, был окружён оборонительной стеной. Порт оставался в эксплуатации до конца V в. К началу VI века гавань Клавдия заилилась, и порт был заброшен[4].

Описание

В настоящее время остатки Порта находятся в коммуне Фьюмичино, близ аэропорта Рима. Так же, как и Остия Антика, они отстоят на три километра от современной линии побережья. Сохранилась шестиугольная гавань Траяна (ныне озеро — Lago Traiana), проложенный им канал и развалины построек[4].Территория раскопок открыта для посещения[9].

Примечания

  1. Macmillan Dictionary of Archaeology. Edited by Ruth Whitehouse. Springer, 1983. P. 369 — Ostia
  2. Дион Кассий. Римская история. Книга 60.11. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 17 июля 2012 года.
  3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Клавдий. 20. Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Portus Project. University of Southhampton. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 11 апреля 2019 года.
  5. S. B. Platner. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. London: Oxford University Press, 1929
  6. Корнелий Тацит. Анналы. Книга XV.18. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 1 апреля 2019 года.
  7. Ostia. The harbour district: Portus. Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 28 июля 2019 года.
  8. G. Bevelacqua. l’ascesa della Civitas Flavia Constantiniana Portuensis tra liberalitas principis e munificentia privata. Acta XVI Congressus Internationalis Archaeologiae Christianae. Romae (22-28.9.2013), pp. 2155-2170
  9. Ministero dei beni e delle attività culturali e del turismo - Direzione Generale Archeologia (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2020. Архивировано 2 октября 2018 года.

Ссылки