Портрет старой женщины с Библией на коленях

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фердинанд Бол
Портрет старой женщины с Библией на коленях. 1651 год
Холст, масло. 129 × 101 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-763

«Портрет старой женщины с Библией на коленях» — картина нидерландского художника Фердинанда Бола из собрания Государственного Эрмитажа.

На тёмном фоне изображена пожилая женщина в фантастическом костюме пророчицы или сивиллы: она укутана в меховую мантию, скреплённая на груди большой металлической пряжкой с крупными драгоценными камнями, на голову наброшено чёрный вдовий платок. На коленях у женщины лежит раскрытая книга (по мнению искусствоведов — Библия), которую она придерживает рукой, между пальцами которой зажаты очки-пенсне. Слева на столе лежит большая книга в кожаном переплёте. В левом нижнем углу трудноразличимая подпись художника и дата (в четыре строки): FBol / 1651 / Out 81 / jaer — последние две строки в переводе с нидерландского языка означают «нам 81 год» и это свидетельствует, что картина является портретом конкретной женщины возрастом 81 год, имя которой неизвестно, а не абстрактной фигурой в «историческом» костюме[1].

Картина написана масляными красками на холсте с закруглённым верхом и имеет размеры 129 × 101 см. Предполагается, что первоначально она имела прямоугольный формат.

Хранитель нидерландской живописи в Эрмитаже И. А. Соколова высказывает гипотезу, что персонажу картины придан облик пророчицы Анны — согласно Евангелию от Луки, она была «вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37)[2].

Бытование картины в первые годы её существования неизвестно; в начале 1722 года она находилась в коллекции Генри Бентинка, герцога Портлендского, и в феврале была продана в Лондоне с аукциона. На этой распродаже её за 50 фунтов приобрёл Джон Ховард, являвшийся художественным агентом первого лорда казначейства Роберта Уолпола. После того как Уолпол стал премьер-министром Великобритании картина находилась в его официальной лондонской резиденции на Даунинг-стрит, 10 («в большой комнате над лестницей»), а позднее была перевезена в поместье Уолпола Хоутон-холл. В 1779 году его внук Джордж Уолпол при посредничестве Джеймса Кристи (основателя крупнейшего аукционного дома) продал большую часть собрания российской императрице Екатерине II для Эрмитажа[1].

В 1865 году Эрмитаж посетил директор Берлинской картинной галереи Г. Ф. Вааген; в своей книге об Эрмитаже он назвал картину превосходной и описал свои впечатления от картины: «следует восхищаться трудолюбием и мастерским исполнением»[3].

А. Н. Бенуа назвал картину «совершенным пастиччо под Рембрандта»[4]. По мнению Соколовой картина также «обнаруживает близость к прототипам Рембрандта», как пример она называет «Портрет матери Рембрандта в образе пророчицы» из собрания Рейксмюсеума в Амстердаме (1631 год; холст, масло; 60 × 48 см; инвентарный № SK-A-3066[5])[2].

В 1775 году было издано описание собрания Уолпола, для которого многие картины были гравированы Р. Ирломом, в том числе и «Портрет старой женщины». В 1779 году при покупке собрания Уолпола этот эстамп в числе прочих был подарен Екатерине II и ныне он по-прежнему находится в Эрмитаже (бумага, меццо-тинто; 47,3 × 32,3 см; инвентарный № ОГ-371880)[6].

Картина выставляется в зале 254 (зал Рембрандта) здания Нового Эрмитажа, в инвентарных описях Эрмитажа значится под № ГЭ-763[7].

Примечания

Литература

  • Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. — СПб., 1910.
  • Соколова И. А. Государственный Эрмитаж. Голландская живопись XVII—XVIII веков: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. — Т. 1: Алдеверелд — Винк. — 440 с. — ISBN 978-5-93572-345-1.
  • Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб.: Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.