Попов, Николай Евграфович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Евграфович Попов
Русский авиатор Попов Николай Евграфович

Николай Евграфович Попов (11 июня 1878, Москва — 30 декабря 1929, Канны, Франция) — русский воздухоплаватель и лётчик.

Биография

Родился в Москве, в Староконюшенном переулке (Арбат), в семье богатого купца суконщика, потомственного почетного гражданина Евграфа Александровича Попова, который перебрался в Москву из Иваново-Вознесенска, где сколотил весьма крупный по тем временам капитал. Семья Евграфа Александровича и Александры Васильевны Поповых, по купеческой мерке, считалась небольшой: всего семеро детей — три дочери и четыре сына. Младшим был Николай, который появился на свет 11 июня 1878 года.

Учёба

После окончания гимназии поступил в Московский сельскохозяйственный институт (бывшая Петровская земледельческая и лесная академия) на сельскохозяйственное отделение. Завершив обучение, получил звание ученого агронома и поехал работать в один из подмосковных уездов. Агрономическая наука даже в столичных губерниях была ещё в диковинку. Там столкнулся с поразительной рутиной, царившей тогда в русской деревне, с невежеством помещиков, не имевших понятия о современных методах ведения сельского хозяйства, с произволом управляющих, с забитостью крестьян. Попов ненадолго задержался в деревне. Он решил искать иное применение своим способностям. Искать в областях, весьма далеких от сельского хозяйства и записанной в его дипломе специальности.

Школа жизни

Ещё не расставшись до конца с агрономией, он стал все больше сил отдавать другой деятельности, которая не могла нравиться властям предержащим и настолько активно, что над ним нависла угроза ареста. Николай Евграфович предпочел добровольное изгнание и благодаря связям отца и его капиталам сумел вовремя скрыться из виду. Вскоре он объявился в Европе: Германия, Франция, Швейцария… Он переезжает из страны в страну, жадно впитывая все, что видит, слышит, узнаёт. В Швейцарии Попов увлекся альпинизмом — видом спорта, неизвестным ещё тогда в России. Под руководством опытных преподавателей он овладевал искусством хождения в горах, покорения горных высот. Там, в Швейцарских Альпах, он продолжал закалять свой характер, оттачивать мужество, силу воли и ловкость. Альпинизм — спорт смелых, и он как нельзя более импонировал Попову, уже тогда, в молодости, сумевшему оценить исключительное значение в новое время старой латинской максимы: «Здоровый дух в здоровом теле».

В Швейцарии, в Женеве, проходила Национальная промышленная выставка. Многое привлекло на ней Попова, но особенно заинтересовал его огромный аэростат. Желающие могли за несколько франков занять места в гондоле корзине, и воздушный шар, взмыв вверх, поднимал их на два три десятка метров к облакам. Ощущение высоты было ещё более острым, чем в горах. Дамам порою делалось дурно, даже некоторые мужчины бледнели, когда шар рвался ввысь, с трудом сдерживаемый тросами. Попов занимал место в гондоле несколько дней подряд. И даже сфотографировался в ней, рядом с другими «пассажирами» и служителями. Элегантно одетый молодой человек стоял у края гондолы с очень довольным и независимым видом. Эту фотографию он отправил родным в Москву. Скитания по Европе длились, однако, недолго. В них было слишком много праздности, а это не могло нравиться Попову, который по своей натуре был человеком исключительно деятельным.

Две войны

Так бунтарь, революционер, очутился в Южной Африке, среди буров, воевавших против Англии. Обе стороны, и англичане и буры, применяли новые виды оружия: магазинные винтовки, пулеметы, скорострельные пушки, которые требовали новых способов ведения войны: применение рассыпного строя, маневра, самоокапывание. Обе стороны применили также новые виды связи: гелиограф, полевой телеграф, световую сигнализацию и сигнализацию флажками, воздушные шары. Англо бурская война значительно отличалась от всех предыдущих и была первой войной XX века, которой уже в значительной мере присущи были характерные черты войн новейшего времени, войн нашего столетия. Несмотря на героическое и стойкое сопротивление, буры потерпели поражение, их независимые республики перестали существовать и превратились в английские колонии. Попов вернулся в Европу. Путь в Россию по прежнему был заказан, и он, чтобы не терять времени попусту, решил пополнить своё образование. Его привлекала политэкономия, и он стал посещать лекции сперва в Париже, затем в Цюрихе и Женеве.

Грянула русско японская война — война за господство над важными в стратегическом и экономическом отношении районами, за перераспределение сфер влияния на Дальнем Востоке. Как только до Попова дошла весть о нападении японцев на русскую тихоокеанскую эскадру и Порт Артур, Николай Евграфович немедленно устремился на родину, чтобы принять участие в военных действиях. Как только он пересек границу, его арестовали и препроводили в тюрьму. И тогда в дело вновь вмешались влиятельные друзья его отца, а также его собственные друзья и родственники. Просьба о зачислении в армию не была исполнена по причине его «неблагонадежности», и ему дозволили лишь отправиться в Маньчжурию в качестве военного корреспондента. Именно такое предложение поступило Попову из Петербурга от Алексея Алексеевича Суворина, издателя газет «Новое время» и «Русь». В качестве военного корреспондента газеты «Русь» побывал на фронтах Русско-японской войны и даже был тяжело ранен в бою с японцами под Ляояном, попал в госпиталь.

Воздухоплаватель

В госпитале, постепенно поправляясь, Попов «заболел» идеей путешествия к Северному полюсу. Выздоровев, он направился в Исландию для изучения корабельного дела и мореплавания, поступил матросом на рыболовную шхуну и долгое время плавал на ней в северных широтах. Узнав из газет о готовящейся экспедиции на полюс, Попов тут же устремился во Францию, чтобы предложить свои услуги инженеру Ваниману. При строительстве дирижабля Попов сперва работал слесарем, затем стал механиком. В этом амплуа он вылетел в составе команды «Америго-II» на полюс, на котором американский журналист У. Уэлмен пытался достичь Северного полюса. Однако старт с острова Шпицберген был неудачным.

Увлечение авиацией

Лётчики Н. Е. Попов и М. Н. Ефимов во время полётов во Франции, 1910 год

После этого Попов всерьёз увлёкся авиацией. В 1909 году он уехал во Францию, где стал работать механиком в авиашколе, созданной братьями Райт под Парижем, что позволяло ему проводить целые дни на аэродроме Жювизи под Парижем. Получив первые уроки лётного мастерства у шеф-пилота и первого ученика школы Райтов графа Шарля де Ламбера, француза, сына русского подданного, он 13 декабря 1909 года совершил свой первый самостоятельный вылет на аэроплане «Райт». Первый полёт длился недолго: из за неправильного движения рулями Попов опустился слишком резко и довольно сильно расшибся. Пострадал и аэроплан. Это, однако, не обескуражило Николая Евграфовича. Через месяц, оправившись от ран и ушибов, он вновь устремился в небо. А так как своего аппарата у него не было и после неудачного декабрьского дебюта в Жювизи там никто не хотел предоставить ему хотя бы ещё раз самолёт для тренировок, Попов сделал «ход конём». Он поступил на службу в… общество «Ариэль» и уехал в Канн, на, тамошний аэродром. Как служащему «Ариэля» и будущему «коммивояжеру» этого акционерного общества ему разрешили летать на «райтах», овладевать пилотским мастерством. «Здесь также не раз мне приходилось падать, — признается он несколько месяцев спустя, — расшибаться и ломать аппараты. Но я не унывал… Чинил поврежденные аппараты и снова предпринимал полёты. Таких падений было, кажется, около восемнадцати. И вот в результате я совершенно самостоятельно научился летать на труднейшем аппарате — биплане братьев Райт. Первый вполне удачный полёт он совершил почти перед самым началом авиационных состязаний в Канне.

На пике славы

Несмотря на отсутствие диплома пилота, принял участие в авиационных соревнованиях в Каннах 27 марта 1910 года, по итогам которых 28 марта 1910 года комиссар аэроклуба Франции выдал ему диплом пилота-авиатора за № 50[1]. Особенно удачным был полёт русского пилота в последний день состязаний. Целый день он вместе с механиками провозился с мотором и лишь за четверть часа до закрытия состязаний взлетел. С аэродрома пилот направил свой аэроплан в Канн. Заполнившие набережную горожане с удивлением и восхищением увидели в вечереющем небе аэроплан, от города направляющийся к морю. Позже об этом полёте над морем Попов рассказывал в Петербурге: „В день полета пришло известие о гибели Леблона. Все авиаторы отказались лететь, и я один в тот вечер поднялся. Публика, изможденная долгим ожиданием, встретила меня овациями… Закат солнца, который захватил меня в море, озарял мой аппарат в пурпурный цвет, создавая волшебную картину человека-птицы“. Впечатляющий полёт русского лётчика над морем к Леринским островам вошел в историю. Попов за него получил самый большой приз состязаний — 25 тысяч франков, а также приз города Канна. По количеству призов он занял первое место.

Возвращение в Россию

По возвращении в Россию окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ), стал высококлассным лётчиком, неоднократно участвовал в показательных выступлениях лётчиков во многих городах России и странах Европы. В конце апреля 1910 года Н. Е. Попов на первой авиационной неделе в Петербурге блестяще продемонстрировал своё лётное мастерство — на биплане „Райт“ установил рекорд высоты (600 м). В эти годы в Гатчине находилось учебное поле воздухоплавательного парка. Именно здесь Попов летал на „Фармане“, испытывал аэроплан „Райт“, обучал лётному мастерству поручиков Е. В. Руднева и Н. Н. Данилевского. 21 мая 1910 г. в девятом часу вечера на Гатчинском аэродроме произошла катастрофа — при посадке разбился аэроплан, пилотируемый авиатором Николаем Евграфовичем Поповым. Тяжело раненного пилота положили в Гатчинский Дворцовый госпиталь. Полученные серьёзные травмы не позволили ему продолжить авиационную работу. Немного оправившись, уехал за границу лечиться, в Россию больше не вернулся.

Последние годы

Последние годы жил во Франции. Известно, что в годы Первой мировой войны он служил в качестве рулевого на боевом дирижабле ВВС Франции. После войны Николай Евграфович оставил Париж и перебрался вновь на юг, на Ривьеру, где он чувствовал себя гораздо лучше, чем в любом другом месте: старые недуги опять начали назойливо напоминать о себе. Ему удалось устроиться в каннский гольф-клуб на должность „стартера“. Попов не чурался никакой работы, с чувством собственного достоинства относился он и к этой должности. Во всяком случае, он зарабатывал себе на хлеб честным трудом, ни перед кем не унижаясь, никого ни о чём не упрашивая, не поступаясь своими принципами, не втягиваясь ни в какие интриги, коими кишела русская эмигрантская среда. От русских эмигрантских организаций Попов принципиально держался как можно дальше, не поддерживал с ними никакой связи. Все русское, родное было для него незыблемо и свято, он принимал новую Россию такой, какой она стала в результате революционного взрыва, и никогда не сомневался в справедливости пословицы, которую любил повторять: „Все что ни делается, делается к лучшему“.

Сын богатого купца, Попов всю жизнь был бесконечно далек не только от торговых дел, но и вообще от какого бы то ни было предпринимательства, от так называемого „интереса“. Он служил делу, к которому влекло его сердце — горячее сердце человека увлеченного, одержимого благородной целью.

Умер Н. Е. Попов в безвестности вдалеке от Родины, покончив с собой в понедельник 30 декабря 1929 года. В предсмертном письме он написал „о невозможности долее жить, когда непрерывно гложет болезнь и нестерпимые боли головы и позвоночника, когда неврастения не дает покоя“. Похоронен русский авиатор в первый день нового, 1930 года, под сенью кипарисов в протестантской части кладбища „Дю Гран Жас“, на северо-западной окраине Канна, не очень далеко от виллы „Натали“. Похоронили по третьему разряду, в общей могиле для бедняков, с несколькими отчаявшимися каннскими нищими и бродягами. Вскоре после похорон Каннский аэроклуб увековечил память Николая Евграфовича укреплением мемориальной доски на кладбищенской стене напротив его могилы.

На белом мраморе высечены слова (по-французски):

Памятная табличка Н. Е. Попову на каннском кладбище Гран-Жас, 2010 год

НИКОЛАЙ ПОПОВ

скончавшийся 1 января 1930[2]
Пилоту-авиатору, первым достигшему по воздуху Леринских островов в апреле 1910.

Дань уважения от Каннского аэроклуба.

И чуть ниже, в правом углу, изображены символические крылья — эмблема французских авиаторов — со звездочкой над ними и венком внизу.
Это графическое выражение девиза французских лётчиков:

    Звезда указывает путь тебе.
    Несут тебя крылья,
    И ждет тебя лавровый венец.

Сочинения

  • Попов Н. Е. К северному полюсу на дирижабле. — В кн.: Летные приключения: Были и факты/Сб. рассказов под ред. К. Е. Вейгелина. [М.; Л., 1925], с. 60 — 72
  • Попов Н. Е. Война и лёт воинов. — брошюра, 1910

Литература

  • Авиация и воздухоплавание в России в 1907—1914 гг. Сб. документов и материалов под ред. В. А. Попова. Вып. 1 и 2. На правах рукописи. М., 1966 и 1968; вып. 3-6. М., 1970—1972.
  • Вейгелин К. Е. К Северному полюсу на дирижабле. Попытка Уэлмана — Ванимана 1909 г. — Самолет, 1924, № 9.
  • Вейгелин К. Е. Воздушный справочник. Изд. П. П. Сойкина. 1912—1916.
  • История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1969.
  • История воздухоплавания и авиации в СССР. По архивным материалам и свидетельствам современников. Под ред. В. А. Попова. Период до 1914 г. М.: Гос. изд-во оборонной промышленности, 1944.
  • Кузнецов Юрий, Павел "Duck" Павлов. Первые русские авиаторы. Николай Евграфович Попов. Журнал РУС (журнал Российской, Украинской и Советской филателии) № 4. Одесса. 2012.
  • Куюмджиев Борис П. Дипломатическа и материална подкрепа от Русия на България по време на Балканската война 1912—1913 г. Руски доброволци и проявена храброст от тях. София, 1968.
  • Летные приключения. Были и факты. Сб. рассказов под ред. К. Вейгелина. Библ-ка журн. „В мастерской природы“. Л., 1925.
  • Лилли С. Люди, машины и история. М.: Прогресс, 1970.
  • Mortane Jacques (и др.). La vie des hommes illustres de l’aviation (depuis les origines jusqu’au 3 ao?t 1914). Paris, 1926.
  • Наши крылья. Молодежи о советской авиации. М.: Молодая гвардия, 1959.
  • Nobile Umberto. Ali sul Polo. Ugo Mursia Editore. Milano. 1975.
  • Nobile Umberto. Fl?ge ?ber den Pol. VEB F. A. Brockhatis Verlag. Leipzig. [1980] (немецкий перевод той же книги).
  • Попов Н. Война и лёт воинов. Товарищество „Типолитография В. Шушукина“. М., 1912.
  • Попов Н. Письмо кн. Абамелек-Лазареву. ЦГАДА, ф. кн. Абамелек-Лазаревых, № 1252, оп. I, д. 625.
  • Попов Н. Жизнь идет. Типогр. тов-ва А. С. Суворина „Новое время“. Пг., 1916.
  • Попов Н. Жизнь идет. Тов-во скоропечатни А. А. Левенсон. М., 1917.
  • Попов Н. Воздушный корабль. — Самолет, 1924, № 9.
  • Попов Н. На дирижабле к Северному полюсу. — Техника — молодежи, 1937, № 9.
  • Попов Иван Т. Крила на родината. Страници из историята на българската авиация. [София], 1958.
  • Райт Т. „Большой гвоздь“. Л.: Гидрометеоиздат, 1973.
  • Русские летуны (Отечеств, библиотека, № 7). Изд. А. С. Суворина, СПб., 1911.
  • Санков В. Е. У истоков авиации. Воздухоплавание и авиация в русской журналистике. М.: Машиностроение, 1976.
  • Саранкин В. По следам первооткрывателей. Русский пилот „Америки“. — Смена, 1967, 19, 26 и 28 марта.
  • Сашонко В. Н. Коломяжский ипподром»: Лениздат; Л.; 1983
  • Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Сб. под ред. В. С. Немчинова. М., 1946.
  • Авиация // А — Бюро военных комиссаров / [под общ. ред. А. А. Гречко]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 1).
  • Ткачев В. М. Крылья, России. Воспоминания, написанные в 1958—1965 гг. Авторизованная машинопись, 623 л. Присоединен отзыв генерал-майора ИТС академика В. С. Кулебакина (машинопись с подписью-автографом, 3 л.), 1966. Отдел рукописей ГБЛ, ф. 218, № 1295.15.
  • Франк М. Л. Воздухоплавание, т. 1, ч. 2. История авиации. Изд. «Воздухоплавание», СПб., 1911.
  • Чаплин С. Авиатриса. — В кн.: Белые ночи. Л.: Лениздат, 1973.
  • Чернов А. А. Путешествия на воздушном шаре. Л.: Гидрометеоиздат, 1975.
  • Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М.: Машиностроение, 1969.
  • Шуликова В. Письма русских летчиков. — Советская авиация, 1957, 5 окт.
  • Chambe Rene. Histoire de l’aviation. Des origines a nos jours. [Paris], 1958.

Ссылки

Примечание

  1. Попова называли пилотом номер два. Первый русский авиатор Ефимов обладал дипломом за № 31. А третий русский, Владимир Лебедев, в конце июня 1910 года получил диплом пилота-авиатора № 98. Эти лётчики вошли в книгу „Сто первых авиаторов мира на заре авиации“, хранящуюся в Национальном авиационном музее Франции.
  2. Ошибочно указана дата похорон, а не смерти.